Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году
Фото: Сергей Венявский/ РИА Новости

Д О К Л А Д

о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году

Характеристика субъекта РоссийскойФедерации (площадь территории субъекта Российской Федерации, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация).

Москва – столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа. Граничит с Московской и Калужской областями.

Площадь Москвы составляет 2561,5 кв. км, треть которой находится внутри кольцевой автомагистрали (далее – МКАД), остальная часть – за кольцевой автодорогой.

В городе сосредоточены федеральные органы государственной власти Российской Федерации (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации), посольства иностранных государств, штаб-квартиры большинства крупнейших российских коммерческих организаций и общественных объединений.

Москва является важнейшим транспортным узлом. Город обслуживают 6 аэропортов, из них 2 аэродрома оборонного значения, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта. Московский метрополитен насчитывает 269 станций.

Согласно правовым актам Москвы город разделен на 12 административных округов, из которых Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий полностью расположены за пределами МКАД.

Крупнейшими по площади являются Троицкий (1087 кв. км), Новомосковский (360 кв. км), Западный (194 кв. км), Восточный (155 кв. км) административные округа города Москвы. Остальные административные округа города Москвы (Центральный, Северный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Юго-Восточный, Южный, Зеленоградский) по площади менее 150 кв. км.

По численности населения Москва является самым населенным субъектом Российской Федерации. Численность постоянного населения города на декабрь 2019 года составляла 12,679 млн. человек. Крупнейшими по численности населения административными округами города Москвы (свыше 1,5 млн. человек) являются Южный и Восточный.

По состоянию на январь 2019 года в общем числе постоянного населения 5,829 млн. человек (46,2%) составляли мужчины и 6,785 млн. человек (53,8%) женщины. По возрастному признаку (от 0 до 70 лет и старше) наибольшее количество постоянного населения приходилось на лиц в возрасте: 70 лет и старше – 1,452 млн. человек (11,5%), 30–34 лет – 1,145 млн. человек (9,1%) и 35–39 лет – 1,136 млн. человек (9,0%).

Естественный прирост постоянного населения по итогам 2019 года составил 15,6 тыс. человек (число родившихся – 126,1 тыс. человек, число умерших – 110,5 тыс. человек).

В декабре 2019 года численность рабочей силы составляла 7,406 млн. человек, в их числе 7,294 млн. человек, или 98,5% экономически активного населения, были заняты в экономике города и 112,6 тыс. человек (1,5%) не имели занятия.

В общем числе представленных в 2019 году рабочих мест (всего 3,560 млн.) в организациях по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) наибольшее количество рабочих мест было замещено в сферах: оптовой и розничной торговли (472,3 тыс.), научной и технической (375,2 тыс.), финансовой и страховой (361,9 тыс.), образования (331,4 тыс.), здравоохранения и предоставления социальных услуг (311,0 тыс.), информации и связи (277,2 тыс.), транспортировки и хранения (256,9 тыс.), государственного управления, в том числе обеспечения безопасности (244,8 тыс.), обрабатывающих производств (228,2 тыс.).

К концу декабря 2019 года в органах государственной службы занятости состояло на учете всего 39,3 тысячи не занятых трудовой деятельностью граждан (декабрь 2018 года – 34,2 тыс. человек), из них 28,9 тыс. человек имели статус безработного (декабрь 2018 года – 27,9 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% от численности рабочей силы (в декабре 2018 года – 0,3%).

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за ноябрь 2019 года в крупных, средних и малых организациях столицы, составила 88 657 рублей, что превышает аналогичный показатель за ноябрь 2018 года на 7,2%. Реальная заработная плата с учетом индекса потребительских цен увеличилась на 3,4%. Среднедушевые доходы в городе Москве в 2019 году составили 73 916 рублей.

Москва продолжает оставаться крупнейшим центром миграционного притяжения на территории страны. По данным ГУ МВД России по г.Москве, в 2019 году в Москве поставлено на миграционный учет 4,447 млн. (+28,9%) иностранных граждан, оформлено 27,1 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам (+0,7%). Основную долю миграционных потоков в город формировали граждане Узбекистана (915,3 тыс.), Таджикистана (726,8 тыс.), Украины (485,6 тыс.), Кыргызстана (465,1 тыс.), Молдовы (217,6 тыс.), Белоруссии (173,6 тыс.), Азербайджана (171,4 тыс.), Армении (153,2 тыс.).

2.Анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков на основании статистических данных и социологических исследований.

По данным Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы, в 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечается рост на 47,5% (с 840 до 1239) числа случаев смерти граждан от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами. Показатель смертности от употребления наркотиков и психотропных веществ в городе Москве из расчёта на 100 тыс. постоянного населения в 2019 году составил 9,8 смертельных случая (в 2018 г. – 6,7). В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах (далее – Методика ГАК), утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом, указанный показатель состояния наркоситуации оценивается как «кризисный».

В разрезе административных округов города Москвы «кризисным» показатель смертности от употребления наркотиков из расчёта на 100 тыс. оценивается в Троицком и Новомосковском (15,8), Зеленоградском (11,4), Южном (10,6), Северо-Восточном (10,2), Юго-Восточном (9,9), Северо-Западном (8,8) и Северном (8,4) административных округах. «Предкризисным» показатель оценивается в Центральном (6,1), Восточном (7,6) и Западном (7,7) административных округах. В качестве «тяжелого» рассматриваемый показатель оценивается в Юго-Западном административном округе (5,9).

В 2019 году в сравнении с 2018 годом значительно увеличилась смертность среди несовершеннолетних лиц. Так, в 2019 году от передозировки наркотиков умерло 20 несовершеннолетних (2018 г. – 3). По три факта смертей несовершеннолетних лиц зафиксировано в Северо-Восточном и Юго-Восточном административных округах, по два – в Центральном, Южном, Юго-Западном и Зеленоградском административных округах, по одному – в Северном, Северо-Западном, Западном и в Новомосковском административных округах.

Также увеличилось количество смертей в возрастной группе 30–39 лет (с 437 в 2018 г. до 595 в 2019 г.).

В общем числе смертельных исходов от употребления наркотиков отмечается рост количества смертей от опиоидов – 728 (2018 г. – 536) и синтетических наркотиков – 449 (2018 г. – 221).

Увеличение количества смертей от употребления наркотиков, в том числе несовершеннолетних лиц, свидетельствует о выросшей степени доступности наркотиков на территории города Москвы.

Так, согласно проведенному в 2019 году во всех административных округах города Москвы в рамках мониторинга наркоситуации социологическому исследованию, из 7006 опрошенных респондентов большинство отметили, что наркотики относительно легкодоступны. Так, 29,3% опрошенных полагают, что достать наркотики сравнительно легко, а 13,9% – очень легко. Только 12,6% горожан сказали, что наркотики достать трудно, а 9,9% – очень трудно.

Треть опрошенных лиц из числа употреблявших наркотики отметили, что попробовали наркотик в возрасте 19–25 лет, а еще 28,1% – в возрасте 16–18 лет. Обращает на себя внимание большое количество респондентов, употребивших наркотик в первый раз в детском возрасте (от 12 до 15 лет), а около 5% респондентов заявили, что попробовали наркотики в первый раз в возрасте младше 12 лет.

Около трети респондентов заявили, что употребляли конкретный вид наркотика за компанию (36,5%) или потому, что его «легче достать» (33,1%).

Согласно данным исследования, места, где москвичи пробуют наркотики в первый раз, абсолютно разные и зависят, скорее всего, от конкретной компании друзей. Чаще всего первый контакт с наркотическими веществами происходит на улице или во дворе (18,5%). Чуть менее распространены такие варианты как «на природе или за городом» (14,5%), «в клубах и на дискотеках» (9%). Почти треть горожан отметили, что в первый раз попробовали наркотик в других местах.

Большинство респондентов отметили, что никогда не покупают сами наркотические вещества (25,7%), следовательно, у них есть близкие, друзья или знакомые, готовые снабжать их наркотиками бесплатно, возможно за оказание каких-то услуг.

В соответствии с Методикой ГАК состояние показателя «распространенность употребления наркотиков» по данным социологического исследования оценивается как «кризисное».

Согласно данным социологического исследования, основные причины распространения наркомании жители столицы видят, прежде всего, в безработице и экономических трудностях (61,5%), а также в неудовлетворенности жизнью и социальном неблагополучии (58,4%). На влияние наркобизнеса и доступность наркотиков указало 56,3%, а на моральную деградацию общества – 55,5%. На массовую культуру и СМИ ответственность за ситуацию возложили 52,6% горожан.

Согласно данным правоохранительных органов, основные тенденции в сфере незаконного оборота наркотиков, напрямую влияющие на процессы наркотизации населения, обусловлены тем, что Москва остается крупнейшим транзитным пунктом перевозки наркотиков во все регионы России.

Непрекращающаяся преступная деятельность наркогруппировок и развитая транспортная инфраструктура делают город уязвимым для проникновения психоактивных веществ. Кроме того, особенностью Московского региона является отсутствие собственной сырьевой базы, необходимой для производства наркотиков, а также условий для культивирования наркосодержащих растений.

По сведениям правоохранительных органов, основными источниками поступления наркотиков в 2019 году в незаконный оборот являлись:

- ввоз из наркопроизводящих регионов и стран (героин, кокаин, большая часть синтетических наркотиков и каннабиноидов);

- кустарное производство (амфетамин);

- выращивание в жилом секторе (каннабиноиды);

- переработка из ввезенных наркоконцентратов (курительные смеси);

- утечка из легального оборота (лекарственные препараты).

Так, в 2019 году отмечался устойчивый наркотрафик из европейских стран, по которому в Москву посредством почтовых отправлений попадали МДМА (Германия, Нидерланды, Дания, Бельгия), кокаин (Испания), амфетамин (Германия), гашиш (Германия), эфедрон (Нидерланды), марихуана (Германия), психотропные вещества из числа лекарственных средств (Бельгия).

Выявлены каналы поставки автомобильным транспортом гашиша из Украины и Молдовы, а также марихуаны, метадона и кокаина – с южного направления (Азербайджан).

Кроме того, одной из причин доступности наркотиков, в том числе для несовершеннолетних лиц, стал тот факт, что преступления, связанные со сбытом наркотических средств, стали активно совершаться бесконтактным способом с использованием интернет-магазинов. Предложения по сбыту наркотиков размещаются в закрытой части Интернета (Darknet), на сервисах интернет-общения (Viber, Whatsapp, Jabber, ICQ). При этом в программном обеспечении перечисленных сервисов используются специальные способы шифрования данных, не позволяющие правоохранительным органам устанавливать персональные данные пользователей.

Оценка состояния и доступностинаркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих потребление наркотиков в немедицинских целях.

Наркологическая помощь больным наркоманией оказывается Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы» (далее – ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), в состав которого входят: 11 наркологических диспансеров (с декабря 2019 года функционирует наркологический диспансер № 11, оказывающий помощь жителям Троицкого и Новомосковского округов города Москвы), центр профилактики зависимого поведения, клинические стационарные филиалы, загородный реабилитационный центр, детский реабилитационный центр.

Общая коечная мощность учреждения составляет 1405 коек, в том числе: психиатрических – 30, для лечения больных алкоголизмом – 470, для лечения больных наркоманией – 580 (в том числе 80 для ВИЧ-инфицированных больных), для оказания неотложной наркологической помощи – 100, реабилитационных – 225. Кроме того, имеется 18 реанимационных коек и 300 коек дневного стационара.

В 2019 году возросло общее количество больных, прошедших стационарное лечение с диагнозом «наркомания» – 9357, из них 72 несовершеннолетних (2018 г. – 8121, из них 110 несовершеннолетних). Число пролеченных с диагнозом «употребление наркотических веществ с вредными последствиями» увеличилось – 267, из них несовершеннолетних – 206 (2018 г. – 203, из них несовершеннолетних 149).

В 2019 году прошли стационарную реабилитацию 1012 больных наркоманией, из них успешно её завершили – 906 (2018 г. – 1020 больных, из них успешно ее закончили – 865).

В амбулаторных условиях в 2019 году реабилитация проведена 1547 больным наркоманией, из них успешно ее завершили – 1037 (2018 г. – 1757, из них успешно ее закончили – 1214).

Таким образом, в 2019 году стабильно сохранён объем стационарной и амбулаторной реабилитационной помощи.

В целях мотивации к лечению и реабилитации наркозависимых в диспансерах организованы мотивационные кабинеты. Активно действует постстационарная амбулаторная программа «Возвращение», направленная на привлечение в амбулаторные программы больных после курса стационарной реабилитации.

В данной программе в 2019 году участвовали 273 больных, из них наркозависимых – 75% (2018 г. – 229, из них наркозависимых – 70%).

В целом, по сведениям Департамента здравоохранения города Москвы, в 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечается уменьшение общего числа зарегистрированных больных с диагнозом «синдром зависимости от наркотиков» на 5,8%. Так, в 2019 году наркологической службой города зарегистрировано 22 495 (2018 г. – 23 887) больных с синдромом наркотической зависимости, из них: употребляющие наркотические средства опиоидной группы – 12 880 (2018 г. – 14 955), каннабиноиды – 766 (2018 г. – 743), кокаин – 16 (2018 г. – 15), психостимуляторы – 972 (2018 г. – 967), употребляющие другие наркотические вещества – 7861 (2018 г. – 7207) человек. Наибольшую группу больных с синдромом наркотической зависимости составляют наркозависимые от опиоидных наркотиков. При этом их доля в общей структуре снизилась до 57,3% (2018 г. – 62,6%). Удельный вес больных, употребляющих каннабиноиды, в 2019 году составил 3,4% (2018 г. – 3,1%), кокаин – 0,07% (2018 г. – 0,06%), психостимуляторы – 4,3% (2018 г. – 4,0%).

Количество зарегистрированных пациентов с диагнозом «употребление наркотиков с вредными последствиями» в 2019 году увеличилось на 2,5% и их число составило 2537 человек (2018 г. – 2471).

В соответствии с Методикой ГАК показатель «общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» в городе Москве из расчёта на 100 тыс. постоянного населения в 2019 году составил 197,4 (в 2018 г. – 211). В соответствии с Методикой ГАК указанный показатель состояния наркоситуации оценивается, как «удовлетворительное».

Под диспансерное наблюдение с впервые установленным диагнозом «наркомания» в 2019 году взято 1172 человека (2018 г. – 1084). В расчете на 100 тыс. населения показатель первичной заболеваемости наркоманией составил 9,2 (2018 г. – 8,6).

В соответствии с Методикой ГАК показатель «первичная заболеваемость наркоманией» оценивается как «удовлетворительное».

В 2019 году с диагнозом «употребление наркотических веществ с вредными последствиями» впервые взято под наблюдение 995 человек (2018 г. – 572), показатель на 100 тыс. населения составил 7,8 (2018 г. – 4,5).

В соответствии с Методикой ГАК состояние показателя «первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» оценивается как «кризисное».

Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, спорта и туризма, культуры).Анализорганизации досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступности досуга), деятельности по раннему выявлению лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В 2019 году работа субъектов антинаркотической деятельности в городе Москве в сфере профилактики наркомании проводилась по следующим направлениям.

Направление первичной профилактики включало работу с детьми, подростками и молодежью, еще не знакомыми с субкультурой и не пробовавшими наркотики.

Наиболее эффективными мерами в сфере первичной профилактики являлись вовлечение молодежи в занятия физической культурой и спортом, занятия общественно полезной и патриотической работой и т.д.

В работе с данной категорией принимали участие профильные департаменты города Москвы, негосударственные некоммерческие организации и иные заинтересованные органы (в том числе правоохранительные органы).

Особое внимание уделялось организации контроля за времяпровождением детей и подростков. В период летних каникул проведена работа по организации всеобщей занятости, в том числе посредством вовлечения в мероприятия отдыха в городских и загородных лагерях.

Так, в отчетный период в государственных бюджетных учреждениях физкультурной направленности Москомспорта (11 центров физической культуры и спорта административных округов города Москвы, физкультурно-спортивный центр «Экстрим», Московский олимпийский центр водного спорта, Дворец детского спорта) была организована работа физкультурно-оздоровительных и спортивных секций, в которых на безвозмездной основе занималось 16 тыс. несовершеннолетних, в том числе около 3 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из многодетных, малообеспеченных семей (в 2018 году – 15,8 тыс. несовершеннолетних).

В рамках Единого календарного плана физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы проведена большая программа мероприятий, включающая в себя физкультурные и спортивно-массовые мероприятия, посвященные праздничным и памятным датам, с участием детей и молодежи (День защитника Отечества, День Весны и Труда, День Победы, День России, Всероссийский день физкультурника, День города Москвы, День народного единства и др.), Спартакиада молодежи допризывного возраста, Московские межокружные спартакиады «Всей семьей – за здоровьем!» и «Московский двор – спортивный двор», мероприятия в дни школьных каникул.

Многоэтапная система проведения спартакиад (районные этапы – окружные этапы – городской этап) позволяла привлечь к участию большое количество детей и молодежи, а также развивать массовые виды спорта.

Всего в 2019 году в физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях приняли участие 995,0 тыс. человек, в том числе дети и молодежь (в 2018 году – 990,8 тыс. человек).

В целях обеспечения занятости детей в период летних школьных каникул в Москве реализована программа активного детского отдыха «Московская смена». В июне и июле 2019 года в рамках указанной программы организовано и проведено 186 физкультурных мероприятий для детей, посещающих смены центров детского отдыха на базе организаций, подведомственных Москомспорту, Департаменту образования и науки города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы.

В период летней оздоровительной кампании 2019 года отдыхом было охвачено 24 700 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также сопровождающих их лиц.

Реализацию программ детского отдыха в детских оздоровительных организациях и работу с детьми и подростками осуществляли вожатые, прошедшие обучение по программе профессионального обучения в Центральной школе московских вожатых (далее – Школа вожатых).

В программу профессиональной подготовки вожатых включались отдельные разделы и темы, такие как: «Деятельность вожатого по охране жизни и здоровья детей» и «Обеспечение безопасности детей в детском лагере», в которых особое внимание уделялось навыкам по определению употребления детьми группы риска наркотических и психоактивных веществ по внешним признакам.

В рамках проведения профилактической работы с детьми и подростками в оздоровительных организациях в летний период в программах детского отдыха предусматривалась станционная игра «Формула чистоты», направленная на профилактику правонарушений и наркомании. Станционная игра «Формула чистоты» реализована во всех детских оздоровительных организациях, расположенных на территории Московской области, Краснодарского края и Республики Крым.

В целях противодействия распространению и употреблению наркотических веществ в 12 кинотеатрах ГБУК города Москвы «Московское кино», а также в ГБУК г. Москвы «Киноклуб-музей «Эльдар» на регулярной основе проводились показы тематических программ и кинопроектов, а также периодически перед киносеансами демонстрировались ролики антинаркотической направленности.

В 2019 году подведомственными Правительству Москвы учреждениями культурно-досугового и библиотечного типа проведено 82 мероприятия, направленных на профилактику наркомании в молодежной среде, с охватом посетителей свыше 3200 человек. В образовательных учреждениях проведено более 260 мероприятий, направленных на профилактику наркомании. Охват мероприятий составил более 5000 человек.

Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы совместно с телеканалами «ТВ Центр», «Москва 24» и радиостанцией «Москва FM» проводится работа по формированию в обществе, в том числе в молодежной среде, негативного отношения к употреблению наркотиков.

В таких программах московских телеканалов, как «События», «В центре событий с Анной Прохоровой», «Город новостей», «Петровка, 38», «Без обмана», «Городское собрание», «Специальный репортаж», «Московский патруль», «Новости», систематически размещались сюжеты и репортажи о мерах, принимаемых столичными правоохранительными органами по пресечению незаконного оборота наркотиков, о работе органов исполнительной власти по популяризации здорового образа жизни, о влиянии на здоровье наркотиков, о методах лечения и реабилитации, а также о развитии инновационных технологий оказания помощи больным наркоманией.

За 2019 год по указанной тематике вышло более 450 материалов в городских СМИ и не менее 1000 – в федеральных изданиях. Кроме того, 26.06.2019 Московским научно-практический центром наркологии в Информационном центре Правительства Москвы проведена пресс-конференция на тему «Наркологическая служба Москвы». Сюжеты с данной пресс-конференции подготовили и выпустили в эфир в этот же день телеканалы «ТВ Центр» и «Москва 24».

В рамках реализации задач мониторинга наркоситуации в столице соответствующий доклад по этой теме за 2018 год был опубликован в апреле 2019 года в официальном печатном издании города Москвы – журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы» (спецвыпуск № 20 от 25.04.2019), а также размещён на официальном сайте журнала и сайте газеты «Вечерняя Москва» 23–24.04.2019. В дальнейшем материалы доклада легли в основу ряда публикаций городских СМИ.

В направлении вторичной профилактики наркомании проведены мероприятия с детьми, подростками и молодежью, которые уже попробовали наркотики, но у них еще не возникла болезненная зависимость от них (нет наркозаболевания).

Выявление такой категории осуществлялось в процессе проводимого в образовательных организациях психологического и медицинского тестирования. К этой работе подключались представители наркологической службы.

Суть данной составляющей профилактики заключается:

- в обучении навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;

- в насаждении личных убеждений и негативного отношения к субкультуре потребления наркотиков;

- в обучении социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).

Так, в отчетный период с участием специалистов-наркологов проведено 19 992 профилактических мероприятия, в том числе в форме интерактивных лекций – 3950, обучающих семинаров – 7988, психологических и социальных тренингов – 7921, а также 133 массовых мероприятия. Проведено более 106 тыс. индивидуальных и мотивационных консультаций детей и молодежи. Общий охват населения различными формами профилактической работы за 2019 год, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, формированию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, составил более 610 тыс. человек, из них более 553 тыс. детей и молодежи.

Указанные мероприятия проводились в 1003 организациях города, в том числе в 488 общеобразовательных организациях (школах), в 89 колледжах, в 17 вузах, в 12 детских дошкольных организациях, в 10 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 53 досуговых центрах и библиотеках, в 57 центрах социального обслуживания населения, в 27 спортивных школах и секциях, в 128 организациях летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Отдельным направлением работы наркологической службы являлась ранняя диагностика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися (тестирование на наркотики), которая проводилась во всех образовательных организациях, подведомственных департаментам образования и науки, здравоохранения, физической культуры и спорта города Москвы.

За 2019 год профилактические медицинские осмотры прошли 106 887 обучающихся (за 2018 г. – 115 874). По результатам подтверждающего химико-токсикологического исследования выявлено 52 наркопотребителя (за 2018 г. – 68).

Со всеми выявленными наркопотребителями проведена индивидуальная мотивационная работа специалистов-наркологов по изменению дезадаптивных форм поведения. После получения письменного информированного согласия указанные лица направлены в наркологическую службу для включения в индивидуальные лечебно-профилактические или лечебно-реабилитационные программы.

В направлении третичной профилактики наркомании особое внимание уделено социальной реабилитации подростков, у которых установлена наркотическая зависимость. Так, в стационарном отделении подведомственного Департаменту здравоохранения города Москвы учреждения ГБУ города Москвы «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возрождение» социальную реабилитацию в 2019 году прошли 47 несовершеннолетних (в 2018 г. – 38).

На социальном обслуживании состояло 319 несовершеннолетних и их законных представителей (в 2018 г. – 302).

В ходе социального обслуживания несовершеннолетние и их законные представители получали психологическую помощь, включая психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую реабилитацию, услуги по проведению социально-психологической экспертизы, по работе в рамках программ психологической адаптации.

В 2019 году в органах внутренних дел на профилактическом учёте за употребление наркотических средств и психотропных веществ состояло 286 несовершеннолетних (в 2018 г. – 148), их доля в общем числе состоящих на учете несовершеннолетних лиц возросла с 3,1% в 2018 году до 6,5% в 2019 году. При этом число несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, уменьшилось с 69 в 2018 году до 50 в 2019 году.

Определенные позитивные результаты деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков отмечены в ходе проведенного в рамках мониторинга наркоситуации социологического исследования.

Так, 69,5% опрошенных горожан в целом средне или высоко оценивают уровень здоровья населения Москвы. Только 15,6% респондентов говорят о том, что уровень здоровья москвичей низкий, а 10,4% считают, что он крайне низкий.

Почти половина опрошенных (47,7%) с разной степенью регулярности принимает участие в массовых спортивных мероприятиях. Это является достаточно высоким показателем, указывающим на склонность населения города к ведению здорового образа жизни.

Подавляющее большинство москвичей (79,6%) утвердительно заявило о достаточном количестве возможностей для комфортного проведения свободного времени.

Более 65% респондентов высказались отрицательно в отношении употребления наркотических средств. Для сравнения: употребление алкоголя считают неприемлемым 38,2%, табакокурение – 42,4%.

Самым эффективным методом борьбы с наркоманией 65,1% горожан признают расширение работы с молодежью, как с частью общества, наиболее подверженной этой проблеме. Одновременно следует ужесточить соответствующее законодательство – такую точку зрения разделяют 62,6% респондентов.

Отмечено, что 60% горожан видят путь в избавлении от наркомании через доступность помощи психологов и психиатров. Меньше всего респонденты полагаются на проведение фестивалей и концертов (44,2%), а также на публичные выступления бывших наркоманов (44%). В целом распределение результатов следует довольно плотно, что говорит о том, что москвичи ратуют за любые меры, лишь бы они проводились в жизнь эффективно.

5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка, средние оптовые и розничные цены на наркотики, анализ административной и судебной практики, причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.

В 2019 году наркоситуация в городе Москве характеризовалась снижением числа зарегистрированных наркопреступлений на 25,4% (12 761; в 2018 г. – 17 107), при этом имелись тенденции к росту среди выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН) доли тяжких и особо тяжких деяний (с 86,3% до 88,6%) и доли преступлений, связанных со сбытом наркотиков (с 76,1% до 78,5%).

Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений составил 9,0%. В соответствии с Методикой ГАК состояние данного показателя оценивается как «тяжёлое».

В разрезе административных округов города Москвы указанный показатель оценивается как «предкризисный» в Зеленоградском (14,2%), Восточном (12,5%) и Юго-Восточном (11,1%) административных округах. Состояние показателя как «тяжёлое» оценивается в Северо-Западном (9,8%), Юго-Западном (9,2%), Северном (9,1%), Южном (7,8%), Троицком и Новомосковском (7,3%) и Западном (7,2%) административных округах. Состояние показателя как «напряженное» оценивается в Северо-Восточном (6,9%) и Центральном (5,3%) административных округах.

По сравнению с 2018 годом снизилось количество лиц (- 32,5%; 3 608), привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений, в том числе несовершеннолетних лиц (с 69 в 2018 г. до 50 в 2019 г.), учащихся и студентов (с 228 в 2018 г. до 166 в 2019 г.).

В 2019 году за совершение наркопреступлений в Москве сотрудниками правоохранительных органов привлечено к ответственности 425 иностранных граждан (в 2018 г. – 547), что составило 11,8% (в 2018 г. – 10,2%) от общего числа лиц, привлеченных к ответственности за преступления, связанные с НОН.

Доля участия иностранных граждан в незаконном обороте наркотиков на территории города распределились следующим образом:

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

В отчётный период отмечено снижение числа совершённых общеуголовных преступлений лицами, состоящими на учёте в наркодиспансерах в связи с наркоманией и потреблением наркотиков с вредными последствиями (с 2041 в 2018 г. до 1542 в 2019 г.).

В соответствии с Методикой ГАК состояние показателя «вовлечение наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков» оценивается как «тяжёлое».

В числе предварительно расследованных в 2019 году преступлений значительно снизилось количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 1030 в 2018 г. до 703 в 2019 г.), а также совершенных потребителями наркотиков (с 5085 в 2018 г. до 3437 в 2019 г.).

В соответствии с Методикой ГАК состояние показателя «криминогенность наркомании (влияние наркотизации на криминогенную обстановку)» оценивается как «тяжёлое».

В разрезе административных округов города Москвы указанный показатель оценивается как «предкризисный» в Западном административном округе (47,9%). Состояние показателя как «тяжелое» оценивается в Северо-Западном (37,8%), Троицком и Новомосковском (36,0%), Северном (33,8%), Юго-Западном (33,0%) и Южном (30,6%) административных округах. Состояние показателя как «напряженное» оценивается в Юго-Восточном (27,9%), Центральном (27,3%), Восточном (26,7%), Зеленоградском (26,5%) и Северо-Восточном (24,6%) административных округах.

В 2019 году снизилось число лиц, осуждённых за совершение преступлений в сфере НОН (с 5713 в 2018 г. до 4035 в 2019 г.). Удельный вес данных лиц в общем числе осужденных лиц по городу Москве составил 16,7%. В соответствии с Методикой ГАК состояние данного показателя оценивается как «предкризисное».

В отчетном периоде отмечается снижение количества осуждённых за совершение наркопреступлений лиц из числа молодёжи (совокупность несовершеннолетних лиц и возрастной группы от 18 до 29 лет) (с 2750 в 2018 г. до 1953 в 2019 г.).

Удельный вес молодёжи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, составил 48,4%. В соответствии с Методикой ГАК состояние данного показателя оценивается как «тяжелое».

В 2019 году органами внутренних дел пресечено 1841 административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо их прекурсоров, а также с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ (в 2018 г. – 2174).

Из общего количества правонарушений:

284 – по ст. 6.8 КоАП РФ;

1321 – по ст. 6.9 КоАП РФ;

209 – по ч. 2 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ;

15 – по ст. 6.16 КоАП РФ;

8 – по ст. 6.13 КоАП РФ;

4 – по ст. 10.5.1 КоАП РФ.

Сумма наложенных административных штрафов по указанным правонарушениям составила 7 560 800 рублей, из которых взыскано 2 656 758 рублей (35,1%).

За отчетный период на территории города Москвы из незаконного оборота (на момент возбуждения уголовного дела) изъято 589,5 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (в 2018 г. – 768,4 кг), что составляет 88% от общего количества таких веществ, изъятых правоохранительными органами города (670,1 кг, в 2018 г. – 875,5 кг).

Доли изъятых наркотиков распределились следующим образом:

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Наибольшее количество изъятых из незаконного оборота наркотиков отмечено в Южном (172,7 кг), Троицком и Новомосковском (21,1 кг), Северо-Западном (20,8 кг), Центральном (16,3 кг), Восточном (13,7 кг) и Северном (10 кг) административных округах.

На основании оперативных данных правоохранительными органами представлены следующие средние цены на наркотические средства в городе Москве:

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

По данным правоохранительных органов, основными источниками поступления наркотиков в 2019 году в незаконный оборот являлись:

- ввоз из наркопроизводящих регионов и стран (героин, кокаин, большая часть синтетических наркотиков и каннабиноидов);

- кустарное производство (амфетамин);

- выращивание в жилом секторе (каннабиноиды);

- переработка из ввезенных наркоконцентратов (курительные смеси);

- утечка из легального оборота (лекарственные препараты).

В отчетном периоде правоохранительными органами возбуждено 40 уголовных дел по фактам контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (в 2018 г. – 40).

Органами внутренних дел пресечено 73 оптовых канала поставки наркотиков, в том числе 38 каналов поставки синтетических наркотиков, 20 каналов поставки героина, 15 каналов поставки каннабиноидов.

Среди мест постоянного сбыта и потребления наркотиков в городе Москве фигурировали ночные клубы, дискотеки, кафе, рестораны, бары и другие места массового досуга. Органами внутренних дел в 2019 году проведено 42 оперативно- профилактических мероприятия, в том числе на территории клубов «Icon», «KG», «Главсlub Green Concert», «Bell Pub», «Джанго», «Лолита», «Gipsy», «CRAZY», «Top Hall», «Город», «Mix», «Shut Up Karaoke Premium», «Моноклаб», «Сова», «Кинематограф», «WOW», «Магадан», «Тбилиси», «Heaven Moscow», «Театр», «Сахар», «Облака», «Адреналин-Стадиум», «Серебряный век», «Бумажная фабрика», «Газгольдер», «Честерфильд», «Live 8», «Успех», «Студия», «Взлет», в кафе-барах и ресторанах «Территория», «Лайф Старс», «Луч», «Наш Самарканд», «Ашкым», «Ломаджо», «Фергана», «Восточные вечера», «Шафран».

В 2019 году органами внутренних дел осуществлены меры по недопущению утечек подконтрольных веществ с объектов их легального оборота в теневой бизнес.

В настоящее время в Москве функционируют 1012 объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ.

Производство прекурсоров в городе осуществляют предприятия: ФГУП «Государственный НИИ органической химии и технологии» (1-(2-фенилэтил)-4-анилинпиперидин, фенилэтиламин), АО «ВТЕ Юго-Восток» (соляная кислота).

Правоохранительные органы ориентированы на установление мест приобретения прекурсоров лицами, причастными к организации нарколабораторий.

В 2019 году выявлено 17 таких организаций: ООО «Декнор», «Химик 24», ОАО «Юахим», ООО «Аналитэксперт», ООО «Кемстор», ООО «ПраймКемикалсГрупп», ООО «Венатор», ЗАО «Мосреактив», ООО «Гермес», ООО «Химмагаз», ООО «Оптхим», ООО «Баумлюкс», ООО «Русхим.ру», ООО «Экос-1», ООО «Евроколор», ООО «Компонент реактив», ООО «Химия – 21 век».

По факту незаконного сбыта прекурсоров неустановленными лицами через ОАО «Юахим» возбуждено 3 уголовных дела (ч. 1 ст. 228-4, ч.2 ст. 228-3 УК РФ).

В 2019 году органами внутренних дел проведено 157 проверочных мероприятий в отношении объектов фармацевтической деятельности, выявлено 126 нарушений по статьям 6.16, 14.1 КоАП РФ, 32 материала направлено для рассмотрения в суды. На основании судебных решений привлечено к административной ответственности 63 юридических лица с наложением штрафов на сумму 6 064 000 рублей, в отношении 6 объектов принято решение о приостановлении деятельности до 90 суток.

В отчетном периоде выявлено 10 подпольных лабораторий по изготовлению «солей» (производное наркотического средства N-метилэфедрона, мефедрона), амфетамина, метадона. Изъято более 8,4 кг готовых наркотиков и свыше 4 тонн прекурсоров.

Установлено 14 фактов выращивания конопли в домашних условиях. Выявлено и пресечено 3 преступления по ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства). Изъято 203 куста конопли.

В ходе противодействия преступной деятельности наркоформирований по материалам оперативных подразделений правоохранительных органов расследовано 187 преступлений, совершенных в составе организованной группы и преступного сообщества (в 2018 г. – 241), из них 31 преступление – в составе преступного сообщества (в 2018 г. – 37).

В целях пресечения фактов незаконного распространения наркотиков через интернет-ресурсы органами внутренних дел в отчетном периоде выявлено 266 интернет-сайтов, через которые преступные группы в городе Москве распространяли и пропагандировали наркотики.

В результате комплексных мероприятий пресечена преступная деятельность 34 лиц, осуществлявших сбыт наркотиков через интернет-магазины, в том числе четырех организаторов данных магазинов. Выявлено 107 преступлений, связанных с распространением наркотиков через Интернет, изъято около 55 кг запрещенных веществ.

Оценка реализации государственных программ города Москвы, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия.

В подпрограмму «Развитие средств массовой информации и рекламы города Москвы» Государственной программы города Москвы «Умный город», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года № 349-ПП (с изменениями от 4 июня 2019 года), включены мероприятия, касающиеся проведения социологических исследований по вопросам профилактики наркомании (1,39 млн руб.).

Правительством Москвы предпринимается комплекс мер по пропаганде здорового образа жизни, организации массовой физкультурно-спортивной работы, развитию инфраструктуры физической культуры и спорта.

Так, подпрограммой «Массовая физкультурно-спортивная работа» государственной программы города Москвы «Спорт Москвы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года № 432-ПП, на мероприятия в сфере массовой физкультурно-спортивной работы на 2019-2021 годы запланированы расходы в сумме 15,6 млрд руб. (2019 год - 5,1 млрд руб.; 2020 год - 5,26 млрд руб.; 2021 год - 5,26 млрд руб.), а подпрограммой «Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта» указанной государственной программы города Москвы на соответствующие мероприятия в 2019-2021годы запланированы расходы в сумме 48,6 млрд руб. (2019 год - 13,8 млрд руб.; 2020 год - 16,6 млрд руб.; 2021 год - 18,2 млрд руб.).

Основной массив антинаркотических мероприятий реализуется и финансируется за счет средств бюджета города Москвы непосредственно через деятельность органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений, задействованных в профилактике наркомании.

Оценка состояния наркоситуации в городе Москве в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом.

В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом, наркоситуация в городе Москве в 2019 году оценивается как «предкризисная» (в 2018 г. – «предкризисная»).

Основные параметры наркоситуации оцениваются следующим образом:

Масштабы незаконного оборота наркотиков– «тяжелое» состояние.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков – «кризисное» состояние.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью – «напряженное» состояние.

Смертность от употребления наркотиков – «кризисное».

Детальная оценка показателей наркоситуации в городе Москве в 2019 году выглядит следующим образом:

Критерии оценки наркоситуации в городе Москве

в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Графическое отображение наркоситуации в городе Москве в 2019 году выглядит следующим образом:

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

В разрезе административных округов города Москвы состояние наркоситуации оценивается как «предкризисное» в Юго-Восточном, Южном, Центральном, Троицком и Новомосковском, Северо-Западном, Северо-Восточном, Северном, Западном, Восточном и Зеленоградском административных округах. Состояние наркоситуации в Юго-Западном административном округе оценивается как «тяжелое».

Графическое отображение наркоситуации в административных округах города Москвы в 2019 году выглядит следующим образом:

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Детальная оценка показателей наркоситуации в административных округах города Москвы в 2019 году выглядит следующим образом:

Критерии оценки наркоситуации в Восточном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (4+3+2+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 4 балла – «предкризисное», балл – 4.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+4)/4=3,5 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Западном административном округе города Москвы в 2019 году

Критерии оценки наркоситуации в Западном административном округе города Москвы в 2019 году Критерии оценки наркоситуации в Западном административном округе города Москвы в 2019 году / Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+4+4+3)/5=3,4 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 4 балла – «предкризисное», балл – 4.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+4)/4=3,5 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Зеленоградскому административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (4+3+2+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Северном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Северо-Восточном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (2+3+2+4+3)/5=2,8 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Северо-Западном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Центральном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (2+3+2+4+3)/5=2,8 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 4 балла – «предкризисное», балл – 4.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+4)/4=3,5 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Южном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Юго-Восточном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (4+3+2+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+5)/4=3,75 – «предкризисное» состояние.

Критерии оценки наркоситуации в Юго-Западном административном округе города Москвы в 2019 году

Доклад о результатах мониторинга наркоситуации в городе Москве в 2019 году Фото: Предоставлено Антинаркотической комиссией города Москвы

Оценки параметров:

1. Масштабы незаконного оборота наркотиков: (3+3+3+4+3)/5=3,2 – «тяжелое», балл – 3.

2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков: 5 баллов – «кризисное», балл – 5.

3. Обращаемость за наркологической медицинской помощью: (1+1+5)/3=2,3 – «напряженное», балл – 2.

4. Смертность от употребления наркотиков: 3 балла – «тяжелое», балл – 3.

Итоговая оценка наркоситуации: (3+5+2+3)/4=3,25 – «тяжелое» состояние.

8. Краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации.

Несмотря на предпринимаемые меры, в городе Москве потребляется значительное число наркотиков.

Острота проблемы, связанной с контрабандой наркотиков, не ослабевает. Непрекращающаяся преступная деятельность наркогруппировок и развитая транспортная инфраструктура делает город уязвимым для проникновения психоактивных веществ, что приводит к увеличению масштабов незаконного оборота наркотиков.

Москва продолжает оставаться крупнейшим центром миграционного притяжения на территории страны, а доля иностранных граждан, участвовавших в незаконном обороте наркотиков, возрастает.

Значительное количество запрещенных к обороту веществ распространяется бесконтактным способом с использованием интернет-ресурсов, что значительно затрудняет установление лиц, сбывающих данные вещества. Одновременно наркотические средства и психотропные вещества становятся доступнее, что влечёт к увеличению масштабов их распространения.

С учётом изложенного развитие наркоситуации в текущем году будет обусловлено следующими тенденциями:

- увеличением изъятий запрещенных веществ, находящихся в незаконном обороте, на территории города;

- ростом участия мигрантов в незаконном обороте наркотиков;

- увеличением числа передозировок и смертности от потребления наркотических средств и психотропных веществ, прежде всего в молодёжной среде и среди несовершеннолетних лиц.

Таким образом, в краткосрочной перспективе обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков останется напряженной и будет иметь тенденцию к осложнению.

9. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в городе Москве и в Российской Федерации.

В целях улучшения наркоситуации в городе Москве уполномоченным органам исполнительной власти во взаимодействии с правоохранительными органами необходимо:

- активизировать и совершенствовать работу по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота психоактивных веществ;

- осуществить комплекс мер по противодействию организованным преступным наркогруппировкам, а также по пресечению каналов незаконных поставок наркотических средств и психотропных веществ;

- оперативно реагировать на факты поступления в незаконный оборот новых психоактивных веществ, принимать незамедлительные меры по их установлению и изъятию из оборота;

- совершенствовать механизмы выявления и пресечения сетей наркосбыта, в том числе с использованием высокотехнологичных форм и методов, с использованием сети Интернет;

- обеспечить реализацию и совершенствование мер по раннему выявлению наркопотребления, прежде всего в среде несовершеннолетних, а также по оказанию наркологической медицинской помощи, по медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц;

- осуществить мероприятия по повышению мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, к реабилитации и ресоциализации.

Антинаркотической комиссии в городе Москве необходимо усилить контроль за деятельностью антинаркотических комиссий в административных округах города Москвы в части обеспечения мероприятий по анализу причин, способствующих росту смертности от потребления наркотических средств и психотропных веществ, прежде всего в молодёжной среде и среди несовершеннолетних лиц, а также по выполнению мер, направленных на устранение данных причин.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.