Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Трагизм самоизоляции и перезапуск нашей культуры

Сюжет: 

Сидим дома
Общество
Кадр из художественного фильма «Изгой», где в главной роли снялся актер Том Хэнкс (2000 год). Даже в сложной ситуации слово всегда дает нам возможность оставаться собой и идти дальше. Это одно из главных достижений цивилизации даже в полном одиночестве
Кадр из художественного фильма «Изгой», где в главной роли снялся актер Том Хэнкс (2000 год). Даже в сложной ситуации слово всегда дает нам возможность оставаться собой и идти дальше. Это одно из главных достижений цивилизации даже в полном одиночестве / Кадр из фильма «Изгой» (2000)

Одиночество творчества и тема литгероев в изоляции известна. Об этом «Вечерняя Москва» говорит с директором Института книги Александром Гавриловым, попавшим в изоляцию в Перу.

— Писатель и самоизоляция — тема, хорошо знакомая нам по творчеству Пушкина и робинзонаде. Пушкин и Болдинская осень, равно как и его «Дорожная жалоба», — образец творчества в изоляции.

— Это так. Пушкин оказался заперт в Болдине. И там появилось то, что мы называем Болдинская осень, или, точнее, болдинская изоляция. «Дорожная жалоба» — очень важная часть этого периода: «Иль чума меня подцепит...». И впервые употребляемое «иль шлагбаум в лоб мне влепит» в привычном нам употреблении шлагбаума из известного анекдота про ворону. Чума же у него выступает как актор. Это активно действующий субъект без гуманоидного измерения, о чем мы говорим и сегодня. В этом и есть важнейшая функция литературы в период невзгод.

То же самое мы встречаем у Боэция, написавшего в тюрьме потрясающую книгу «Утешение философией». Только в ней он и видит обретение полного утешения. Мне кажется, что утешение литературой еще более эффективно в период отчаяния.

Литература предлагает нам отвлечься от нашего бессилия. Первым изолянтом в мировой литературе можно считать Каина. Он изгнан из своего племени. Он говорит, что наказание слишком тяжело для него, а потом основывает город. С него и начинается городская цивилизация, появляется кузнечное ремесло, городские искусства и так далее. Появляется жизнь от земли и от города. Из этой коллизии возникает и суть отчуждения труда Маркса.

— Возможна ли изоляция в сегодняшнем мире в каноническом понимании?

— После сетевой революции ХХ века наша изоляция уже не изоляция. Даже онлайн-лекции — это показатель времени. Разговор по скайпу — это не живой разговор, но это постоянный информационный поток. Мы одновременно не присутствуем в тысяче мест и в то же время везде, без понимания себя в этом мире. И нынешняя ситуация может нам позволить себя в мире осознать.

И надо заметить, что робинзонада в прошлом относилась к выживанию в дикой природе, а не призывом к самосовершенствованию, о чем говорим сегодня.

— Если следовать логике прошлого — нынешний принесет в нашу культуру возрождение? Ждать ли нам от нынешних литераторов прорыва в период самоизоляции или нынешняя интернет-чума не дает такой возможности?

С одной стороны, я уверен, что польза от этого вируса для литературы будет. Мне кажется, что современная литература терзаема отсутствием трагического. Она сейчас не понимает, где верх, а где низ. Переживание страха смерти, уязвимости должно вернуть литературе голос. Я очень надеюсь, что пандемия перезапустит европейское искусство. Всемирная подключенность мешает литературе жить. Рассказик можно опубликовать прямо сейчас и получить обратную связь. Иногда стоило бы талантливых людей принудительно изолировать. Я давно лелею мечту заключить Дмитрия Быкова в крепость и оставить наедине со стопкой бумаги и пером. По-человечески это очень плохо, но для культуры грандиозно. Хотя я к этому не призываю. Помните, как у Стивена Кинга в романе «Мизери» фанатка изолирует писателя и заставляет писать для нее.

— Можно ли причислить к самоизолянтам капитана Немо и героев книг о подростках, которые оказываются изгоями среди себе подобных?

— Капитан Немо — типичный случай изолянта. Для Жюля Верна это очень важная традиция, он всегда следовал робинзонаде. А что касается подростковой темы — это очень интересный поворот. Это человек в скорлупе ореха, именно изоляция делает его самоуглубленным. А дальше следует духовный рост или отчаяние. Достаточно вспомнить рассказы Джерома Селинджера. Это переживание непринадлежности к миру. И это важный момент, поскольку автор может писать, не оглядываясь на читателей и их мнение. Он живет в собственном мире, что зачастую оказывается важнее комментариев под постами и прочими радостями нашей сетевой жизни.

Читайте также: Появилось время задать себе важные вопросы и искать на них ответы

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.