«Мертвые души и подставные лица»: как блогеры разводят своих подписчиков на деньги
В связи с принимаемыми мерами безопасности и противодействием распространению пандемии COVID-19 граждане России перешли на режим самоизоляции. Подавляющее большинство тех, кто имеет возможность, работает дистанционно, с использованием сети Интернет. Пользователи также стали проводить больше времени в соцсетях вне работы, в поиске дополнительных заработков и отдыхая в процессе виртуального общения. Вместе с ростом трафика увеличилась активность интернет мошенников. О старых и новых способах «развода», а также о том, что такое «гивки» и как на них с помощью доверчивых подписчиков делают деньги, «Вечерней Москве» рассказали эксперты.
Бесплатный сыр в мышеловке
Ведущий эксперт по информационной безопасности социальной сети Одноклассники Александра Сватикова напомнила, что «просто так» незнакомцы ничего не дарят.
— Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы. Мы разрабатываем новые методы анализа данных, совершенствуя имеющиеся инструменты. Имеется система, которая использует машинное обучение для обнаружения мошенников в соцсети. Специалисты техподдержки следят за изменением стратегии злоумышленников и совершенствуют алгоритмы. Команда модерации оперативно реагирует на сообщения от пользователей, — говорит Сватикова.
Эксперт отметила, что пользователям важно быть внимательными и соблюдать правила безопасности в интернете. Нельзя переходить по сомнительным ссылкам и раскрывать свои персональные данные. Кроме этого, Сватикова напомнила, что нужно использовать сложные и уникальные пароли на разных интернет-площадках.
— Популярная схема мошенников — пообещать бесплатный приз или большую скидку за простое действие. Злоумышленники рассылают сообщения о выигрыше в лотерею или о большой скидке на модную модель, например, гаджет известного бренда. Чтобы забрать подарок или получить скидку, нужно установить приложение, указать данные банковской карты. При выполнении «инструкции» на ваше устройство попадет вирус, который крадет персональные данные, если раскрыты банковские реквизиты, с вашей карты похитят деньги, — добавила эксперт.
Сватикова напомнила поговорку: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Она посоветовала игнорировать неожиданные предложения призов, которые вы «выиграли». На организаторов таких «конкурсов» надо жаловаться в службу поддержки соцсетей.
— Перед тем, как указать свой логин, пароль, номер телефона, номер банковской карты или паспортные данные, проверьте адресную строку в браузере. Возможно, это имитация, сайт мошенников. При переписке в мессенджерах и соцсетях отправлять личные данные нельзя даже знакомым.
Конкурсы от блогеров
В свою очередь, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков рассказал, как в Сети могут заставить людей работать бесплатно.
— На сегодняшний день самая распространенная реклама — нативная. Она интегрируется в текст как «случайное упоминание». Она делается для продажи товара или услуги. Большая аудитория дает возможность получать деньги за трансляцию рекламы на своей странице — как в виде баннеров и роликов, так и за «просто упоминания» в «стори» названия фирмы, магазина, кафе. Чем больше подписчиков, тем больше денег. «Раскрученным» блогерам на YouTube, в Facebook, Instagram и других сетях реклама может давать в месяц миллион рублей и больше. Но большую часть выручки тратится ими на рекламу и команду.
Зыков добавил, что количество денег, которое получит тот, кто продвигает рекламное предложение, зависит либо от переходов на нужную страницу, либо от количества предъявивших «промо-код» на скидку. Это учет людей, которых блогер направил как покупателей.
— Товаром может быть и сам аккаунт с большим числом подписчиков в соцсети, набрав подписчиков страницу можно продать. Помимо тех, кого заманили в такую группу обманным путем, значительная часть «аудитории» может оказаться ненастоящей — «ботами». Это напоминает классику — Чичикова с его мертвыми душами, — пояснил Зыков.
Эксперт сказал, что для увеличения числа подписчиков активно используется способ «гивка», от английского «give» — «дай». При этом приеме блогером задействуется большое число людей и каналов, заинтересованных в обмене подписчиками между собой. Он пояснил, что, обычно, «бьюти-модель» или администратор канала обещает большую сумму денег нескольким пользователям, которые будут выбраны из тех, кто подпишется на указанные страницы. Компаньоны блогера размещают аналогичные объявления:
— Все организаторы «розыгрыша» получают подписчиков. Иногда от участников требуется не только подписка, но и размещение сообщения на своей стене и рассылка спама. Если блогер честный, он позже с помощью сервиса — генератора случайных подписчиков определяет людей, которые получат обещанную сумму. Но далеко не все те, кто обещал, готовы, действительно, перевести деньги или выслать призы. Нередко огромное количество поработавших подписчиков оставляют «в дураках», — отметил Зыков.
Владимир Зыков объяснил, что вместо фото счастливых призеров с деньгами и призами недобросовестные устроители «гив»-акций выставляют фото своих знакомых. Иногда за небольшую плату нанимают людей, которые пишут в интернете о том, что выиграли сотни тысяч. Создается видимость, что «все честно», просто тебе опять не повезло.
Специалист по соцсетям уточнил, что часто «раскрутку» выполняют профессионалы. Если они мошенники, то продвигая известный бренд за оговоренную плату, ценные призы от заказчика они также оставляют себе, в качестве победителей потом представляя наемных лиц или фейковые аккаунты.
Зыков заметил, что иногда жертвами аферистов становятся и известные блогеры:
— В прошлом году жулики обманули Артемия Лебедева. Аферист предложил ему прорекламировать известный бренд, но после исполнения Лебедевым условий денег ему не перевел, «кинул».
Участвуя в акциях, можно иметь дело только с известными блогерами, добавил эксперт. Но даже известное имя не гарантирует, что все будет разыграно честно, тем более – что выиграете именно вы.
Читайте также: Роскачество перечислило главные правила безопасной работы на удаленке