«Просто валяют дурака»: родителей назвали главной проблемой выпускников
Сдачу ЕГЭ перенесли с 8 июня на более поздний срок из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране. Кроме того, для учеников девятых классов отменены экзамены по русскому языку и математике — оценки выставят на основании годовых результатов школьников.
Эксперты рассказали «Вечерней Москве» о плюсах и минусах переноса ЕГЭ. Также они объяснили, как помочь выпускникам не опустить руки и продолжить подготовку к экзаменам.
— Конечно, когда мы концентрируем внимание на определенном сроке, перенос вызывает волнение и раздражение у многих, — говорит историк, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров. — Но в данных условиях нашим главным приоритетом должно быть сохранение жизни и здоровья людей. На мой взгляд, в нынешней обстановке наиболее адекватным решением было бы отменить ЕГЭ в этом году, а итоговые баллы сформировать из оценок за полугодия, достижений в виде занятий в школах искусств, спортивных школах, участий в олимпиадах, конкурсах. Это было бы оптимально.
Кроме того, подобная схема, по мнению педагога, помогла бы снять волнения относительно нового срока сдачи ЕГЭ, переносов и этих дат. Однако здесь бы потребовалась скоординированная деятельность нескольких ведомств: Министерства обороны, поскольку призыв вызывает волнения уже сегодня, Министерства образования и других.
— В любом случае, сейчас, когда сдвиги в сдаче экзаменов неизбежны, и родителям, и ученикам надо настраивать себя на то, что все это делается во благо абитуриентов, едва ли все успели так уж блестяще подготовиться. Так что резервные дни будут явно не лишними для многих, — считает Снегуров.
Детский психолог Оксана Защиринская согласилась, что плюсы нужно искать во всем, иначе и с ума можно сойти от эмоционального перенапряжения:
— Конечно, очень важно правильно настроить ребенка, объяснив, что с переносом у него просто добавляется время для подготовки. Каждый ведь знает, что всегда не хватает буквально пары дней, а здесь ситуация даже лучше — появилась возможность вернуться к повторениям, сложным моментам, закрепить знания. Именно так и должны это преподносить родители, а не как постоянное выматывающее ожидание.
Консультируя выпускников, психолог выделила из них три основные группы. Первая считает, что к ЕГЭ уже можно особенно и не готовиться — все равно в этом году сдача, проверка экзаменов, скорее всего, будет налажена плохо, требования будут менее жесткими. Вторая нуждается в постоянном контроле родителей — на просьбы, требования они легко откликаются, но самостоятельно готовятся с трудом. Третья группа — сама по себе. Эти ребята не инфантильные, сильно замотивированы, у них есть четкая цель. Они, наоборот, рады дополнительному времени для занятий.
— Увы, первую группу, если можно так сказать, уже не спасти. Единственный вариант — постоянно ругаться, сидеть рядом, но мало родителей выдерживает такой подход. Это наименее успешная группа ребят, даже несмотря на возможное присутствие способностей и талантов. Для качественной сдачи ЕГЭ им просто не хватит последнего рывка, — сказала Защиринская.
С последним рывком могли бы помочь родители, но, как ни странно, в этом году именно они стали главной проблемой выпускников. Психолог рассказывает, что ребята постоянно жалуются ей на отсутствие правильной поддержки и помощи:
— Школьникам хотелось бы услышать, что в них верят, что родители с ними заодно. Хотелось бы, чтобы им создали комфортные условия для учебы, но вместо этого мамы и папы просто валяют дурака, проводят все время за гаджетами и мешают заниматься. Родители ребят из первой категории приводят чад ко мне и не понимают, как выкрутить руки своим детям и заставить делать хоть что-то. Но непонятно, почему такой вопрос появляется у них за месяц–два до сдачи экзаменов? Так что все это — проблемы семьи, а не выпускников.
Другие ребята жалуются на отсутствие правильной обстановки дома — довольно сложно заниматься, когда в одном углу отец смотрит сериалы, а в другом — мать говорит по телефону с подругой.
— Говорят, доходит до такого, что вся семья дома в самоизоляции, а в холодильнике нет нормальной еды, вся квартира в грязи. И это удивительно — казалось бы, столько свободного времени, чтобы чем-то заняться, но у родителей тоже опускаются руки. У них тоже психологические проблемы, они устали, им легче от всего отвернуться. Родители — демотивирующее оружие против выпускников 2020 года, — заключила психолог.
Читайте также:
Заслуженный учитель рассказал, чем полезен перенос учебного года на октябрь
Рособрнадзор изучит возможность проведения ЕГЭ во второй половине июня