Стать опорой и поддержкой: как настроить ребенка на выпускной экзамен
Сюжет:
Сидим домаНестандартным финалом учебного года станет «купированный» позже, чем предполагалось, и не для всех, а только для выпускников, намеренных поступать в вузы. Новые условия, говорят психологи, приводят подростков в замешательство. Задача родителей — помочь детям.
Даже взрослые, оказавшись из-за пандемии в ситуации, которую в психологическом сообществе уже окрестили «ситуацией глобальной неопределенности», теряются и, выражаясь терминологией специалистов, теряют в эффективности. Что говорить о подростках! Их уязвимая психика шепчет: «Да ну их, эти экзамены».
— У подростков плохо развиты навыки планирования, неадекватны представления о происходящем и оценки будущего, — говорит клинический психолог Денис Иванов и советует родителям выпускников не давать детям расслабляться. Иначе ЕГЭ-лихорадка может плохо сказаться на результатах. Что же делать, чтобы этого не произошло?
1. Не превращайтесь в критика. Только конструктивное общение.
2. Воспринимайте опыт подростка. Не переубеждайте. Разберитесь, с чем связано нежелание работать.
3. Сопереживайте. Ребенку сейчас непросто.
4. Проясните его интересы. Это поможет школьнику найти мотивацию для подготовки к экзамену.
5. Отмечайте успехи. Похвала ободряет.
6. Обозначьте границы. Правила и традиции в семье помогут организовать режим и станут так называемым контрактом между вами и ребенком.
Кстати, по последней информации из Рособрнадзора, Единый государственный экзамен может быть назначен на август. Предположительные даты — с 4 по 25-е или с 11 по 31-е.
Ждем перемен
Когда дети вернутся к обычному режиму учебы, у них, скорее всего, не будет общих перемен. Каждый класс, согласно новым рекомендациям Роспотребнадзора, будет отдыхать в свое время, в закрепленном за ним помещении. Клинический нейропсихолог и кинезиолог Ирина Хвингия предупреждает: отказ от традиционных перемен чреват неприятными последствиями.
— Проблемы будут, — говорит Ирина. — У ребенка есть предел физиологических возможностей. Ему необходимо восполнять концентрацию внимания. Сделать это ребенок может только с помощью физической активности. И никак иначе! Это взрослому, для того чтобы отдохнуть, нужно полежать. А ребенку, чтобы отдохнуть, нужно движение. Ему достаточно просто побегать, попрыгать. У него должна быть возможность физического выброса энергии.
По словам эксперта, раньше ее давали перемены. А при новой системе если учителю и удастся обеспечить детям подвижность в пределах классной комнаты, то их физиология и психическое состояние могут пострадать.
— К сожалению, дети не могут сменить обстановку, находясь весь день в одном помещении. Ведь даже поход в буфет — это уже «перезагрузка мозга», после которой ребенок готов выдерживать напряжение следующего урока. У большинства детей, «запертых» в одном классе, будет неработоспособное состояние, — сказала Ирина.
Она считает, что также нужно понимать, что школа, где собраны дети разных возрастов, — это «тренировочная» модель взрослого общества.
— Желательно не лишать ребенка возможности осваиваться в этом обществе. Дети вне одного класса — это так называемые случайные дети для остальных. Если мы подумаем, сколько уже пар и семей разрушилось за время самоизоляции, то станет понятно, что даже взрослые люди не умеют долго находиться в одном кругу. Им обязательно нужен выход вовне. А что мы от детей хотим, лишив их возможности общения с «чужими» детьми? Детская психика менее выносливая, она не сможет «придумать компенсацию своему сверхнапряжению. В итоге все больше детей в классах будут проявлять агрессию, пытаясь сбросить нагрузку на тех, кто слабее, — сказала эксперт.
Читайте также: Минобрнауки РФ разъяснило порядок проведения вступительных испытаний в вузах