Реалии дня: развлекаться любим больше, чем учиться
Ольга и Александр Никулик проводят свободное время за настольными играми / Фото: Из личного архива семьи Никулик

Реалии дня: развлекаться любим больше, чем учиться

Общество

В понедельник, 25 мая, единый телеизмеритель Mediascope обнародовал данные, согласно которым в апреле резко выросло так называемое дачное телесмотрение: среди некоторых категорий зрителей оно увеличилось на 80 процентов.

Так что умирать голубой экран, оставаясь одним из главных инструментов формирования общественного мнения, вопреки прогнозам скептиков, не собирается. Наоборот, все показатели бьют рекорды. Об этом и о проблемах ТВ и пойдет сегодня речь.

Обсуждению текущих проблем ТВ был посвящен прошедший недавно в режиме онлайн круглый стол «Отечественное телевидение в условиях развития цифровой экономики».

К участию в нем организаторами (Академией медиаиндустрии) были приглашены те, кто исследует телевидение как бизнес и даже определенную науку. Открывая круглый стол, ректор Академии медиаиндустрии Вячеслав Умановский подчеркнул, что телеотрасль в полной мере ощущает на себе влияние и цифровой экономики, и эпидемической ситуации в стране. А старт дискуссии задала профессор Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, членкор Российской академии образования, ставшая вместе с Умановским модератором «стола». По ее словам, ТВ по-прежнему остается одним из главных каналов коммуникации.

— Сегодня оно не только связало все регионы страны, но и стало одним из наиболее достоверных источников информации в условиях как пандемии, так и инфодемии, — убеждена Елена Вартанова.

Обсуждение глобальных проблем началось с анализа аудитории ТВ, без которой оно, собственно, существовать не может. Сегодня зрители потребляют профессиональный телеконтент как в линейном формате, так и по запросу.

Данными своих исследований поделилась профессор факультета журналистики МГУ, доктор социологических наук Ирина Полуэхтова. Оказалось, что ныне телеконтент, потребляемый в сети линейно, на 33 процента состоит из художественных фильмов и телесериалов, на 24 процента — из развлекательных программ, а новости и политика в этом «пироге» составляют лишь 19 процентов. Что касается контента по запросу, то в нем зарубежные фильмы и телесериалы отъедают еще больший кусок — 41 процент, художественные фильмы и телесериалы оттягивают на себя 27 процентов, а развлекательные программы — 12.

— А видео по запросу становится дополнением к телевизионному меню, — пояснила также Ирина Полуэхтова. — Сегодня телеаудитория смотрит в интернете либо то, чего ей не хватает на телеэкране, либо досматривает и пересматривает любимый контент.

Эксперты подчеркивают, что сегодня большую долю занимает контент неэфирных телеканалов.

— Структура рынка неэфирного ТВ по тематике телеканалов во многом пересекается с тем, что мы видим в эфире федеральных вещателей, — рассказывала доцент журфака МГУ Анна Толоконникова.

По ее данным, в неэфирном ТВ ныне доминируют развлекательные телеканалы, перетягивающие на себя 18 процентов рынка, на втором месте находятся каналы, предлагающие кинофильмы и сериалы (16 процентов), а бронза остается у познавательных телеканалов (13 процентов).

Что касается ситуации с теледеньгами, то доцент журфака МГУ Сергей Смирнов подчеркнул: телевидение занимает второе место на медиарекламном рынке (его доля — 36 процентов), и серебро оно удерживает второй год, уступая сети (49 процентов).

— Да, доля ТВ как рекламоносителя продолжает сокращаться. Только 14 процентов из рекламного бюджета достается региональному ТВ, — рассказывал Сергей Смирнов.

Впрочем, на ТВ неизбежно будут перемены: пандемия отразится на всем.

— Каналам коммерческого, прибыльного кластера будет тяжелее удерживаться в положительной зоне по итоговым финансовым показателям, — убежден эксперт. — А не имеющие чистой прибыли будут нуждаться в большей господдержке.

А что ж контент, готовы ли мы платить за него?

— Все большая часть россиян (около 5,6 миллиона человек), начинают платить за видеоконтент, — заметил доцент журфака МГУ Тарас Черевко. — Этот рост наблюдается год от года, и можно надеяться, что будет продолжаться и дальше.

По словам Тараса Черевко, самоизоляция позитивно влияет на развитие рынка OTTвидеосервисов в России: аудитория платформ выросла.

Читайте также: «Московские сезоны» подготовили увлекательную онлайн-программу на последнюю неделю мая

Google newsGoogle newsGoogle news