Татьяна Полякова: У меня в Питере машину угнали, и я тут же использовала это в романе
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАПогони и перестрелки, хитроумные замыслы и криминалистические загадки, проницательные сыщики и неожиданные развязки — 10 июня на книжном сервисе LiveLib началось народное голосование за лучшие детективы последних лет. Читатели выбирают их из произведений, вошедших в лонг-лист первой премии в области остросюжетной литературы «Русский детектив». Голосование продлится до 20 августа.
А после к выбору лучших подключится компетентное жюри, которому предстоит составить шорт-лист номинантов. Одна из тех людей, от чьего вкуса зависит, кто же получит премию и признание, — автор «авантюрных романов» Татьяна Полякова.
— Татьяна Викторовна, сначала о премии. Она задумана для популяризации детективного жанра. Разве он нуждается в том, чтобы о нем напоминали?
— Детектив даже слишком востребован, достаточно включить телевизор, чтобы убедиться в этом. Что же касается премии, то речь скорее идет о серьезном отношении к «несерьезному жанру». Желании представить новые направления и интересных авторов. Выработать хороший вкус и у читателей, и у тех, кто творит в этом жанре.
— Какой детектив из тех, что когда-либо читали, вы можете назвать любимым?
— В детстве я любила Конан Дойла. Позже Дэшила Хэммета и Раймонда Чандлера. Детективы Чандлера я и сейчас считаю эталонными.
— А в детективах от Поляковой что самое главное? Что указывает на «бренд»?
— По мнению читателей, «живой» интересный диалог и брутальные мужские персонажи. В принципе, я с ними согласна.
— Кстати, мужчины из ваших книг похожи хоть чем-то на тех, с кем вас сводила судьба?
— Конечно. Встречались очень интересные персонажи. И я очень благодарна им за то, что они были в моей жизни и позволили создать яркие характеры.
— Авантюрные истории должен писать авантюрный человек. Вы авантюристка по натуре?
— Начало работы над книгой всегда в какой-то степени авантюра: никогда не знаешь, что получится, и получится ли вообще. А что касается авантюр в жизни: я всем советую переживать их в удобном кресле, с чаем с лимоном, читая с удовольствием детектив.
— И все-таки — ваш самый безумный поступок…
— В детстве отправилась ночью на кладбище (поспорила, что не испугаюсь). Впечатления от этого похода потом нашли отражение в одном из моих романов.
— Вам самой никогда не хотелось принять участие в расследовании преступления?
— Нет, не хотелось. Реальное расследование — это всегда чья-то беда. Оттого работа следователя столь тяжела — очень много негатива.
— Вы раньше работали воспитателем в детском саду. Бывшая воспитательница Татьяна Полякова чем-то помогла в карьере писательнице Татьяне Поляковой?
— Да, профессия приучила быть терпеливой, наблюдательной и с чувством юмора. Без последнего качества с детьми никак.
— Почему «завязали» с педагогической работой?
— Я ушла из детсада после выхода первого моего сборника из трех романов. Встал вопрос о выборе. Я выбрала профессию писателя.
— Известно, что вы пишете свои романы от руки. Отчего вы не хотите подружиться с техникой?
— С техникой я дружу по мере необходимости, просто не слишком увлекаюсь. Именно поэтому у меня, например, есть время на чтение книг.
— Больше 80 романов, и все ручкой. Много черновиков приходится марать?
— Романов уже 93, в гараже несколько больших коробок с черновиками. Правка в тетрадях, а потом уже в напечатанном тексте. Как правило, это три–четыре черновика, иногда больше. К концу работы роман знаю наизусть.
— Чуть-чуть себя в книги добавляете?
— Свой характер не описываю. Он не подходит авантюрной героине. Но в какой-то степени присутствую во всех героях, ведь это я заставляю их говорить, двигаться, продумываю их мысли, пытаюсь понять, что ими движет.
— Происходило ли с вами в жизни нечто, достойное пера писателя-детективиста?
— У меня в Питере машину угнали, и я тут же использовала это в романе. У писателя «каждое лыко в строку».
— Какого персонажа никогда не будет в вашем романе?
— Надеюсь, что скучного.
— Вы однажды говорили о спасительной роли книги. А было ли такое, что книга помогла вам в сложной ситуации?
— В свое время я прочитала книгу Айрис Мэрдок «Под сетью» и поняла, чего я хочу — стать писателем. Книга — это всегда повод поразмышлять над поступками героев и задать себе вопросы: а я бы это сделала или нет? Так что это один из способов самопознания. Иногда книга дает надежду: если герой преодолел все беды, то и я смогу. И в этом смысле неважно, что вы читаете: детектив или классику. Нужные слова можно найти в любой книге.
Читайте также: Никита Джигурда: Дети мной гордятся