Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Василий Горчаков: В моей жизни был большой каскадерский период

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Василий Горчаков: В моей жизни был большой каскадерский период
Василий Горчаков / Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Люди, для которых кино по-прежнему остается «важнейшим из искусств», знают Василия Горчакова не только как переводчика видео- и кинофильмов, но и продюсера, и актера.

— Василий, ты впервые снялся в кино в 1963 году, в 12 лет. Как тебя угораздило?

— Рассказываю по порядку. Картина называлась «Большие и маленькие», фильм снят по мотивам «Книги для родителей» Антона Макаренко. Как было принято в те времена, по школам ходили нукеры (ассистенты по актерам), нашли меня, вот я и стал сниматься. Кстати говоря, это был не первый мой опыт в кино.

До этого меня пробовали на роль в картине «Сердце матери» (советская мелодрама 1957 года — прим. «ВМ») — не получилось, вроде бы мы тогда уехали на дачу. Мне потом много чего предлагали в кино — родители были против, боялись меня, хулигана, отпускать, а мне и не особо хотелось, интересы были другие. Так что все «мои» роли сыграл Витя Косых (главный герой картины Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители», вышел на экраны в 1966 году. — «ВМ»). Меня спросили однажды: не жалеешь? Я про себя подумал: о чем, о том, что я в те времена не знал Витю Косых? Потом был большой перерыв в съемках...

— И за это время ты освоил премудрости каскадерской профессии?

— Да, в моей жизни был большой каскадерский период. Есть трюки, которые за мной до сих пор никто не повторил, например сальто назад на лошади (вместе с животным), это было в фильме «Емельян Пугачев». Дальше моя актерская карьера проста — посмотрите любой фильм Ренаты Литвиновой, ну и еще некоторые картины...

— Профессия переводчика-синхрониста довольно специфичная: мало знать язык, нужен еще дипломатический талант, понимание текущего момента…

— В связи с этим расскажу такую историю. В семнадцать лет я уже переводил рассказы. И вот мы с мамой, а она в ту пору работала в Комитете по защите мира, поехали в Киев (она иногда привлекала меня к сопровождению делегаций). В составе той делегации был Милтон Эйзенхауэр (младший брат 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра — прим. «ВМ»).

Погуляли по городу, потом в Лавре нас встречал патриарх Алексий I. В трапезной накрыли стол — тарелочки, рюмочки. Все шлепнули по первой, по второй... Осталась последняя, а мы с Милтоном оба ее вожделели. Переглянулись, и я решительно разлил на двоих… Оказалось, что мы отлично понимаем друг друга. Так крепли советско-американские отношения (смеется).

— Ты знаком со многими кинозвездами мировой величины. Расскажи про приезд в Москву Роберта Де Ниро.

— Де Ниро отдавал в химчистку мой белый пиджак, что еще я могу рассказать о нем… На самом деле было так. В 1987 году Роберт Де Ниро приехал в СССР в качестве председателя Московского кинофестиваля. Я был его личным переводчиком. Мы отработали целый день, я проводил его в «Балчуг», все жутко устали. Расставаясь, я проворчал, мол, пиджак испачкал, а рано утром — встреча с журналистами, где теперь искать белый пиджак, ночь на дворе. Роберт улыбнулся своей фирменной улыбкой, сказал: «Вася, оставь его мне…» Приезжаю утром, толпа журналистов, все ждут Де Ниро. Выходит Роберт, лучезарно улыбаясь, несет на плечиках мой белоснежный пиджак и говорит: «Вася, я его почистил».

— Давай назовем этот эпизод «Улыбка Роберта»… Расскажи, в какие истории ты попадал с Джеком Николсоном?

— Вообще-то он Никольсон, правильно именно так. Он был почетным гостем ХХIII Московского кинофестиваля в 2001 году. Мы с ним много и долго гуляли по Москве. Понятное дело, среди маршрутов — Красная площадь. Я, как заправский гид, рассказываю: видишь кубики в центре площади, там лежит величайший мыслитель человечества, Ленин его зовут. Джек без энтузиазма кивнул, мол, вроде слышал про него. Думаю, ладно, Ленина «отработали». Вышли к Историческому музею, а там двойник Ленина работает. Ленин жив, сообщаю Джеку. Он обрадовался и пошел с двойником фотографироваться, но Ленин оказался прагматиком: сначала деньги, потом фото! Уходили мы под крики Ильича: ну и идите к Ивану Грозному, он в два раза дороже берет… Дальше был Парк Победы, там скамеечка, на ней девочки студенческого возраста пьют пиво — для законопослушного американца это экзотика. У нас сегодня праздник, сообщили барышни, зачет сдали по холодильному оборудованию.

Говорю студенткам: вот, девушки, знакомьтесь, Джек Николсон, угостите парня пивом. Угостили. Джек выпил половину бутылки из горлышка. Это было очень смешно.

— Было несколько громких премьер в Союзе, потом в России, которые ты озвучивал, расскажешь?

— Не несколько, а множество. Для начала такая история: дело было в Кремле, в 2016 году, когда Стивен Сигал в Москву приезжал. Они с президентом говорили о том, что СМИ неверно преподносят информацию, оболванивают народонаселение. Я перевел: «воздействуют», Владимир Владимирович поправил меня: «манипулируют», и улыбнулся. Я сразу подумал о том, что, как честный офицер, должен застрелиться; после подумалось, я же кавалерийский офицер, потому должен сначала застрелить коня. Коня под рукой не оказалось. Вот так я остался жив (смеется)…

На «Мосфильме» в декабре 1989-го в главном зале показывали «Однажды в Америке». Приехал Серджио Леоне, режиссера встречал Сизов (тогдашний директор киностудии). Леоне волновался перед показом: титры сделали? А у вас монтажная есть? У нас Вася есть, — ответил Сизов. И пошел я переводить…

Фрэнсис Форд Коппола, большой мой друг, в 1979 году привез картину «Апокалипсис сегодня», показывали в зале «Россия». Поразился тому, что так быстро сделали озвучание. Как вы умудрились, удивлялся он. Никак, ответили организаторы. Это синхрон.

Другой мой товарищ Джеймс Кэмерон показывал «Титаник» в «Кодак киномире», увлекся и сорок минут проговорил, я ровно на сорок минут слово в слово сделал перевод. Надо же, слово в слово, судачили потом. Да ладно, это же не три часа Брежнева переводить! Но врать не стану, Брежнева не переводил. Брежнева мой папаша переводил.

— Твой отец, легендарный разведчик Овидий Горчаков, рассказывал тебе о своем героическом прошлом?

— Разговоров таких особо не было. Когда я подрос и стал мало-мальски соображать, он как раз работал над книгой «Вызываем огонь на себя». К нему приезжали многие его сослуживцы, родственники погибших, кто-то с рассказами, кто-то с просьбой о помощи. Можно сказать, что я вырос в этом. Хотя из нечастых рассказов отца я понял, что под красным знаменем они не скакали, впереди отряда казаков не бегали… Пустил поезд под откос — нужно отбегать. У каждого была своя война… Папаша часто говорил про общий патриотический порыв, это, да, было: если ты не сволочь последняя, надо идти на войну.

Василий Горчаков: В моей жизни был большой каскадерский период Овидий Горчаков с сыном Василием. Москва, 1959-й год / Фото: Из личного архива Василия Горчакова

— У тебя было понимание того, что проживаешь в одной квартире с героем эпического масштаба?

— Гордился, конечно… Я родился через шесть лет после войны. Все еще было очень свежо, День Победы праздновали как-то непарадно… Многие фронтовики были живы. Живыми остались — и тихо радовались этому. Ходили к Большому театру, встречались, разговаривали, собирались кучками по фронтам — Белорусский, Украинский… С партизанами папаша встречаться не любил. Отец рассказывал историю о том, как они однажды выходили из окружения — вышли, устроили привал, он стал снимать сапоги, а вместе с сапогами слезла кожа, прямо с ногтями, как перчатка. Война ведь красивая только тогда, когда в нее играют дети.

— Правда, что отец воевал вместе с Зоей Космодемьянской?

— Ну как вместе, они с ней служили в одном подразделении. А так их всех разбили на небольшие диверсионные группы — у каждой было свое задание. После войны отец встречался с матерью Зои Космодемьянской, ему это нужно было для работы над книгой... Вообще там было много легенд, например, героически погибшая Вера Волошина (повешена немцами 29 ноября 1941 года — прим. «ВМ»). Кстати говоря, она была прототипом «Девушки с веслом», той самой знаменитой скульптуры.

— Расскажи о трофеях отца, часть из них я видел, но не все истории этих предметов известны.

— Трофеев было много. Кресты фашистские, свастика то есть, партийные нацистские значки, всякая прочая атрибутика. После смерти мамы мне передали немецкие парадные сабли со свастиками. Я когда учился в школе, тоже внес свою лепту в отцовскую коллекцию — с боями добыл немецкий железный крест. Время было такое — этого добра у всех было в избытке…

Отец про истории трофеев особо не распространялся. У него был нацистский кинжал с надписью «Гот мит унс», добротный такой кинжал в ножнах. Не знаю, из каких соображений, могу только догадываться, папаша сломал пополам лезвие. Так он и хранится сейчас с обломанным клинком. Вполне символично.

Повторюсь, отец не рассказывал, сколько он гадов убил, с кого сапоги, с кого часы снял, кто их там считал. Упоминал вскользь лишь о том, что полицаев убил больше, немцы особо в леса не совались.

Остался еще альбом, в нем фотографии немцев, офицеров и солдат, с такими милыми надписями типа «Ганс и Лизхен. Мюнхен, 1939 год». Сам понимаешь, эти снимки ему не дарили. Такие фотографии солдаты всех армий носят в нагрудном кармане…

— Синдром «невернувшегося с войны» ты у отца своего не наблюдал?

— Так он и не вернулся. Вся его жизнь после войны была неразрывно с ней связана. Он жил в окружении памятных ему вещей, всю жизнь писал о войне. По сути, она, память о ней и были наполнением его жизни.

— В Институт военных переводчиков ты поступил по инициативе отца?

— Ну а куда еще мне поступать? Сам подумай. Я говорил с отцом на английском с детства, до последних дней, с мамой, под конец ее жизни, общались на русском. Потом, понимаешь, романтика военной жизни, казарма, портянки... Справедливости ради, я, мягко говоря, рос не совсем послушным мальчуганом, и военный институт был отчасти выходом. Английский к моменту поступления я знал как русский, так что сам бог велел...

— Во второй половине жизни Овидий Горчаков увлекся изучением собственной ро- дословной, написал роман о Лермонте, шотландском пращуре русского поэта. Ты ощущаешь себя наследником Лермонтова? Насколько всерьез отец к этому относился?

— Папаша к этому относился очень серьезно. Собственно, роман о Лермонте и стал результатом его изысканий. Еще осталось кое-что в его архиве, но ничего конкретного там нет...

Можно, конечно, нарисовать генеалогическое древо и радостно повесить на стену. Но подобным обычно занимаются те, кто никакого реального отношения к истории не имеет. Пусть будет такая семейная легенда… А потом, не забывай, я сын партизана — всего не расскажу.

ДОСЬЕ

Василий Овидиевич Горчаков родился 5 июля 1951 года. Переводчик, продюсер, актер. Перевел более 6 тысяч фильмов. Работал переводчиком-синхронистом на многих кинофестивалях. Был личным переводчиком Роберта Де Ниро, Джека Николсона, Мерил Стрип, Роберта Рэдфорда и многих других кинозвезд.

ОТЕЦ

Овидий Александрович Горчаков (1924–2000, Москва) — участник Великой Отечественной войны, легендарный разведчик-диверсант, один из прототипов майора Вихря, героя одноименной повести Юлиана Семенова. Писательфронтовик, автор книг «Вызываем огонь на себя», «Максим не выходит на связь», «Лебединая песня», «Хранить вечно» и многих других. По его завещанию, после смерти часть праха Овидия Горчакова была развеяна в Клетнянском лесу, на Брянщине, в местах, где он воевал.

Читайте также: Елена Степаненко: Я давно простила Евгения Петросяна и отпустила его в новую жизнь

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.