Без шанса для врага: почему во всем мире не могут достичь уровня московского НИИ парашютостроения
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАЗа 70 с лишним лет в институте было разработано свыше 5 тысяч видов парашютной техники. Именно здесь была создана парашютная система для приземления Юрия Алексеевича Гагарина, разработаны средства для приземления спускаемых модулей космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и многих космических аппаратов.
Сейчас Научно-исследовательский институт парашютостроения входит в состав холдинга «Технодинамика» государственной корпорации Ростех, и его специалистами за последние годы разработаны новейшие системы для космической отрасли, военных, а теперь изобретен специальный парашют, предназначенный для спасения людей, которые живут в городских высотных зданиях.
В бой из тропосферы
Впервые в мире российские десантники совершили прыжки с парашютом в составе боевой группы на Северный полюс с высоты 10 километров. Супервысотное десантирование в суперэкстремальных условиях Арктики — подобного еще никто не совершал. Поэтому понятна гордость за бойцов ВДВ заместителя министра обороны России генерал-лейтенанта Юнус-Бека Евкурова. «Сегодня впервые в мировой истории мы провели групповое десантирование личного состава на парашютных системах специального назначения в арктических условиях с высоты 10 000 метров и последующим выполнением учебно-боевых задач. Такого до нас еще никто не делал», — сказал боевой генерал, сам служивший в десанте.
10 километров над землей — это граница тропосферы и стратосферы. Здесь не хватает воздуха, а температура на такой высоте — минус 60 градусов. Проверку на выносливость прошли не только военнослужащие ВДВ, но и новейшие уникальные средства высотного десантирования. Для выполнения такой сложной задачи были разработаны дыхательные маски для разогрева легких с помощью смеси кислорода с азотом, навигационное оборудование, снаряжение и обмундирование, а главное, парашютные системы специального назначения нового поколения.
В сопряжении с «Ратником»
Успешное десантирование на Северном полюсе обеспечила новейшая парашютная система, произведенная Ивановским парашютным заводом «Полет».
Купол парашюта, так называемое «крыло», позволяет совершать длительные перелеты, используя воздушные потоки. В ходе учений ВДВ прекрасно показала себя еще одна разработка холдинга «Технодинамика» — универсальная парашютно-грузовая система производства «МКПК «Универсал». Применение этой системы обеспечило десантирование с высоты 2000 метров трех платформ со спецгрузом общим весом 15 тонн.
А «придумывают» и конструируют новые парашюты в Москве. В Научно-исследовательском институте парашютостроения осуществляется полный цикл создания парашютных систем всех типов: спасательных, десантных, спортивно-тренировочных, посадочных тормозных и противоштопорных для авиации, грузовых, для беспилотных аппаратов… Конструкторы института продолжают совершенствовать имеющиеся и создавать совершенно новые модели. Многое делают они для Вооруженных сил России.
Так, полностью завершены несколько важнейших разработок для Воздушно-десантных войск. Самые мобильные войска России получили средства десантирования новейших боевых машин — БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка». Разработанные в рамках ОКР «Бахча-У-ПДС» бесплатформенные системы предназначены для десантирования боевых машин с экипажем из самолетов военно-транспортной авиации Ил-76. По большинству технических характеристик «БахчаУ-ПДС» не имеет мировых аналогов.
На подходе к серийному выпуску находятся еще несколько перспективных разработок. Специалисты института сегодня ведут несколько тем по людским парашютам. Российские ВДВ в ближайшем будущем перейдут на парашюты Д-14 «Шелест», специально созданные для применения с боевой экипировкой «Ратник».
Новая парашютная система Д-14 предназначена для 3 десантирования с высоты 1200–8000 метров. Максимальный полетный вес составляет 190 кг, дальность полета с высоты 8 км — до 30 км. Испытателями отмечаются безопасность прыжков, комфортное размещение человека в подвесной системе и равномерное распределение динамической нагрузки, повышенная управляемость в воздухе и при приземлении, а также увеличенная масса парашютиста с оружием и снаряжением.
В отличие от предыдущих парашютных систем, у которых основной парашют находится сзади, запасной — спереди, а грузовой контейнер — сзади, ниже основного, у «Шелеста» компоновка иная. Основной и запасной парашюты расположены сзади, а впереди — грузовой контейнер (с боеприпасами, например). Главное, что у бойца «развязаны руки»: применение стрелкового вооружения доступно ему в воздухе. Раньше этому мешал запасной парашют, крепившийся на груди.
Работы по созданию «Шелеста» в Научно-исследовательском институте парашютостроения начались в 2018 году, поступление Д-14 на вооружение ВДВ России планируется в 2021– 2022 годах.
Молниеносный «Штурм»
Накануне Дня Победы указом президента России большая группа сотрудников НИИ парашютостроения удостоена государственных наград. Парашютисты-испытатели института отмечены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней. Непосредственным поводом для награждения стало выполнение серии прыжков с десантной парашютной системой «Штурм» с предельно малых высот в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Уникальный безранцевый парашют «Штурм», созданный специально для бойцов ВДВ, позволяет десантироваться со сверхнизких высот в 80 метров. Кроме того, система дает десантнику возможность освободиться от парашюта практически моментально.
Оригинальность идеи в том, что конструкторы решили избавить парашютиста от необходимости тратить время на «освобождение» от средства десантирования после приземления. Солдат заходит в самолет или вертолет, где уже установлено оборудование для десантирования, кстати, весьма простое, недорогое и безотказное в эксплуатации. Его задача: присоединить два крепления. При совершении прыжка купол автоматически выходит из чехла, закрепленного на тросе. На земле десантник двумя щелчками отсоединяет два держащих купол крепления. Прыжок со «Штурмом» позволит вступить в бой с противником практически мгновенно: «супостаты» просто не успеют среагировать на выброску нашего десанта.
Аналогов нет
В 2020-м холдинг «Технодинамика» госкорпорации Ростех получил сертификат соответствия для уникальной парашютной системы «Шанс». Документ дает возможность приступить к серийному производству аварийно-спасательной системы для эвакуации людей из высотных зданий. Разработанный специалистами московского НИИ парашютостроения, «Шанс» позволяет без специальных навыков десантироваться — например при пожаре — с высоты стандартного девятиэтажного дома, от 33 метров.
В состав системы входят ранец с подвесной системой, три купола, удерживающие заданную скорость приземления, а также вытяжное звено, которое обеспечивает замыкание боковых клапанов и вытягивание куполов. Подвесную систему можно отрегулировать в зависимости от роста и телосложения человека, обеспечив тем самым максимальную безопасность при парашютировании. В конструкцию внедрен ряд инновационных решений, которые не дают куполу парашюта складываться при контакте со зданием.
«У этой парашютной системы нет аналогов в мире, — сообщил исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко. — Ее ключевая особенность — возможность совершать прыжки с малых высот, где традиционные парашюты не работают. Для использования «Шанса» не нужна специальная подготовка — парашют раскрывается на нужной высоте самостоятельно. Характеристики изделия позволяют применять его не только специализированным службам: мы уверены, что разработка будет востребована, в том числе среди эксплуатантов высотных зданий, которые думают о вопросах безопасности».
«Шанс» значительно упростит проведение спасательных работ, позволит проводить экстренную эвакуацию людей при чрезвычайных ситуациях в высотных зданиях современных мегаполисов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Современный армейский парашют — сложнейшее инженерное сооружение. Мало кто знает, что прошитые специальными лентами купола — только часть этих спасательных систем. Для создания каждой из них применяются и металлы, и пластик. При производстве используются высокие технологии и наисовременнейшие материалы. Например, тонкая арамидная ленточка шириной один сантиметр выдерживает нагрузку в 450 килограммов.
Читайте также: Ургант пошутил, как десантники могут отомстить Киркорову за пародию на ВДВ