Виктор Шувалов: Не вижу сейчас в России выдающихся футболистов
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВиктор Шувалов — единственный оставшийся в живых игрок хоккейной сборной СССР, которая в 1956 году в Италии впервые завоевала золотые олимпийские медали.
Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в гостях у Шувалова — в маленькой квартире в «сталинке» на Соколе, в Чапаевском переулке. Три часа ветеран отвечал на вопросы о том, как сумел избежать гибели в разбившемся самолете команды ВВС, о том, как сын вождя Василий Сталин тепло относился к великим футболистам-хоккеистам в те времена, когда спортсмены в течение года добивались успехов в разных видах спорта: футболе, русском и канадском хоккее, о чем напоминает личный подарок Шувалову от Василия Сталина — фотоаппарат «Зоркий». Виктор Григорьевич играл в хоккей с шайбой в одной тройке с великим Всеволодом Бобровым, в футболе и русском хоккее был одним из лучших игроков страны. Он показал ту самую золотую олимпийскую медаль, которую утратил в середине 1990-х. Однако в начале XXI века ее нашли в США и выкупили у коллекционера. Шувалов получил ее вновь уже из рук Владимира Путина во время встречи президента страны с хоккеистами сборной России, выигравшей ЧМ-2014.
— Виктор Григорьевич, золотая олимпийская медаль по-прежнему вместе с вами.
— Я теперь не расстанусь с ней до самой смерти.
— Как вы пережили пандемию коронавируса? Волонтеры вас не забывали?
— Я человек одинокий, родственники мои все на Урале живут. Ко мне приходит хороший социальный работник, приносит продукты, убирает в квартире. Она неподалеку от моего дома живет, постоянно звонит, спрашивает, как дела… Живу я нормально, пенсию получаю, не жалуюсь. Во время самоизоляции из дома не выходил. Пересмотрел старые футбольные матчи, а теперь, когда возобновили чемпионат России, смотрю матчи с участием родного мне ЦСКА. Продули вот «Зениту» — 0:4, и главный тренер армейцев засобирался в отставку. Нет бы остаться, доказать, что ты — хороший наставник, которого не могут сломать поражения.
— После отмены самоизоляции гуляли на улице?
— Нет. Могу ходить только по квартире. Сил нет, физически уже ослаб. Пандемия — это очень тяжело, заковала людей в квартирах, четыре стены — не выйдешь. Это раньше я любил гулять по Соколу. Район у нас очень хороший, красивый, много зелени. Когда я после Великой Отечественной войны приехал из Челябинска играть за армейский клуб, тут, на Соколе, дачные места были…
— А по утрам зарядку по-прежнему делаете?
— Человек живет за счет работы мышц. Я каждое утро даю нагрузку мышцам спины, шеи, рук, ног. Делаю серию упражнений по поднятию рук, круговые вращения тоже. Правую руку поднимаю 41 раз и столько же левую.
— Почему именно 41 раз?
— Так привык.
— Может быть, в этом числе упражнений скрыт секрет вашего долголетия?
— Главный секрет — хороший материал, который в меня родители вложили.
— И все объяснение?
— Не только. Я не курил всю жизнь, пил тоже в меру, никакими безобразиями не увлекался.
— До столетия вам осталось меньше четырех лет…
— До ста лет дожить не настраиваюсь. С каждым днем самочувствие все хуже, силы покидают, слабость какая-то. Пока из спальни дойду до кухни, уже устаю и думаю: как бы быстрее присесть, а лучше — полежать. Ну что сделаешь, надо держаться за жизнь, другой не будет.
— Кто, на ваш взгляд, сегодня лучший футболист России?
— Я не вижу сейчас в России выдающихся футболистов. Это при советской власти — в 1960-е, 1970-е годы в каждом клубе высшей лиги таких было по три, а то и больше. А сейчас все наши игроки, как из одного инкубатора: только научатся бить по мячу, контракт подпишут на миллионы и останавливаются в мастерстве. Смотрю сейчас матчи чемпионата России, и за 90 минут игры не вижу ни одного запоминающегося маневра с мячом.
— По вашему мнению, кто из российских хоккеистов самый-самый на сегодня игрок?
— С хоккеистами та же история, что и с футболистами. В советское время у нас была непобедимая «Красная машина» — громила даже канадцев. За счет чего? Да потому что многие ребята из нашей «машины» были выходцами из русского хоккея (бенди — «ВМ»). А в русском хоккее поле — сто метров, коньками владеть надо — будь здоров. Мы побеждали всех за счет конькобежной подготовки, скорости, маневренности. Это для хоккея основное. А тактика — дело наживное. Поэтому даже Александра Овечкина выделять не буду из сегодняшних звезд шайбы.
— А кто был, на ваш взгляд, самым выдающимся футболистом в нашей стране?
— Всеволод Бобров и Эдуард Стрельцов. 22 июля будет 30 лет, как русский Пеле — игрок столичного «Торпедо» и сборной СССР Эдуард Стрельцов ушел из жизни. Он был лучше короля футбола?
Одному известному английскому тренеру журналисты задали вопрос: кого из футболистов — Пеле или Стрельцова — вы бы взяли в свою команду. Англичанин ответил, что Стрельцова, конечно. Потому что он сам создает себе моменты и забивает голы, а на Пеле играет вся сборная Бразилии, чей уровень игроков выше, чем у советских. Я полностью согласен с этими словами. Пеле, конечно, выдающийся футболист, технически богатый, но таких, как Стрельцов, в истории футбола и близко не было.
— Тем удивительнее, что Стрельцов в 1958 году оказался в тюрьме, находясь в расцвете своего таланта.
— Наши чинуши от спорта не только уничтожили его. Сами себя, как говорится, выпороли, когда посадили Стрельцова в тюрьму за изнасилование. Я старую плеяду отечественных футболистов хорошо знал. Никиту Симоняна, Лешу Парамонова и многих других. Ребята мне рассказывали, что когда в 1958 году сборная СССР приехала на чемпионат мира в Швецию, местные газеты пестрели заголовками: «Берегите жен и детей, приехали русские насильники».
Стоило ли нам самим в стране такой шум поднимать? Я считаю, что чиновники от спорта загубили Стрельцова. В других странах, даже самых так называемых демократических, разве так поступили бы?
— Нынешних известных российских футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева тоже посадили в тюрьму…
— И сколько они отсидели? Меньше года? А Стрельцов был отлучен от футбола на шесть лет. Конечно, сравнивать Стрельцова с Кокориным можно так же, как космический корабль с мотоциклом «Урал». Стрельцов — это космос.
— Судя по вашему скептическому отношению к современным российским футболистам, в финальном турнире Евро-2021 нам медали не светят?
— Дай Бог, если попадут в четверку лучших команд.
ДОСЬЕ
Виктор Григорьевич Шувалов, советский хоккеист, футболист, тренер родился 15 декабря 1923 года в селе Наборные Сыреси Козловского района Мордовской АССР. Играл на позиции центрального нападающего. До 1953 года выступал за команду ЦСК ВВС. В 1950 году вошел в список 33 лучших футболистов СССР. В чемпионатах СССР по футболу в составе ЦСК ВВС провел 75 матчей, забил 25 голов.
В ЦДСА и сборной СССР играл в одном хоккейном звене с Всеволодом Бобровым и Евгением Бабичем. Олимпийский чемпион 1956 года, чемпион мира 1954 и 1956 годов. Всего на Олимпиадах и чемпионатах мира в 22 матчах забросил 18 шайб.
ЦИТАТЫ ШУВАЛОВА
Тотлько Харламов может конкурировать с Бобровым
— Ни у кого из российских хоккеистов нет такой славы, какая была, есть и будет у Всеволода Боброва. С ним в нашей стране только Валерий Харламов конкурировать может, особенно после выхода фильма «Легенда №17».
Василий Сталин мне жизнь спас
— С большим уважением мы относились к Василию Сталину. Он ведь, по сути, мне жизнь спас. Василий Иосифович после игр команды ВВС, за которую я тогда выступал, часто заходил к нам в раздевалку. Перед нашим матчем на Урале тренер нашей команды попросил выделить самолет пораньше для полета в Свердловск, потому что надо было акклиматизироваться к морозам.
Василий Иосифович говорит: «Ну, заказывайте самолет «Дуглас» и летите раньше. Только Шувалова не берите в Челябинск». Я спрашиваю: «Василий Иосифович, почему? Я знаю, что мне играть нельзя — местные болельщики меня освистывать будут, но я полгода дома не был. С родителями увидеться хотел». Сталин сказал: «Не надо. Тебе какую-нибудь неприятность в Челябинске устроят. Подъедешь следом за командой в Свердловск на игру». Я и Всеволод Бобров на Урал не полетели, а потом мы в Москве узнали, что 7 января 1950 года случилась авиакатастрофа под Свердловском. Погибли 13 игроков и шесть членов экипажа. Всего 19 человек.
О трагедии нам сказал сам Василий Сталин. Я тогда в Москве жил на Хорошевке. Приехал ко мне Степанян, адъютант Хозяина: «Собирайся. Василий Сталин вызывает в штаб».
Штаб Московского военного округа располагался на Ленинградском проспекте, там, где сейчас находится ЦСКА. Василий Сталин сказал в своем кабинете: «Несчастье большое произошло». Полетели в Свердловск. Около Кольцовского аэродрома есть поселок. Там был клуб.
В этом клубе стояли 19 гробов, обтянутые красной материей. Подошли американские «Студебекеры», и солдаты погрузили в них гробы. Там же рядом — поселковое кладбище. Всех наших ребят похоронили в братской могиле.
Лучшие годы войне отдал
— На фронт я не рвался. Моя семья сполна отработала на ту войну. Мои двоюродные братья Михаил, Анатолий, Иван и Сергей погибли. Инвалидом вернулся с фронта брат Федор, разрывная пуля прошла через ногу, и ее на 13 см укоротили. Костя Егоров, муж сестры, в 22 года ослеп — его рота заняла какую-то станцию, солдаты нашли цистерну с техническим спиртом, и полроты отравилось насмерть. А Костя то ли меньше остальных выпил, то ли шибко здоровым был. Когда похоронки пришли на родственников — куда там рваться на фронт. Но разве без Урала и без Сибири мы бы ту войну выиграли? Как мне 18 лет исполнилось, в декабре 1941-го, я по 12 часов в сутки танки собирал на заводе. Какой там спорт? До 22 лет пахал. Лучшие годы войне отдал.
Читайте также: Дмитрий Губерниев: Рад, что у меня есть как поклонники, так и ненавистники