Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Вместе навсегда! Уникальная история любви философа и поэта Дмитрия Мережковского

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Вместе навсегда! Уникальная история любви философа и поэта Дмитрия Мережковского
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский / Фото: Wikipedia

Сухонькая фигурка в углу комнаты окутана дымом. Надежда Тэффи махнула рукой, отмахиваясь от едких клубов. Страшная ободранная кошка со злой мордочкой прыснула на колени к сидящей в углу почти бестелесной хозяйке.

— Зинаидниколавна, душечка, — пропела Тэффи. — Мы не идем на прогулку?

— Я готова, — прошелестело из угла, и Зинаида Гиппиус встала. Тэффи перевела дух. Совсем слабенькая, бедная. Ну а еще... Н-да. Ее подруга расстаралась к выходу… На шее — розовая кукольная лента, рыжие прежде волосы закручены в рогалики и упрятаны под сетку, на провалившихся щеках цветут химического цвета розы, с уха свисает на шнурке монокль, а сверху на душегрее — две разного цвета пелерины. «Совсем с ума сошла...» — подумала Тэффи горько и без раздражения.

Они шли медленно, Тэффи болезненно ощущала взгляды прохожих. А Зина будто не видела ничего. На лавочке она закурила — тонкая ручка выпросталась из-под чудовищной одежды и, казалось, еле удерживает папироску.

— Надя, — Зинаида Николаевна смотрела в небо. — Скажи, зачем он умер? И зачем я еще не умерла?

Тэффи молчала, не зная, что сказать. Да, после смерти мужа, Дмитрия Мережковского, Гиппиус и правда умерла. Лишь ее оболочка продолжала жить, изредка показываясь на улицах Парижа, который ей теперь был так же неинтересен, как и весь окружающий мир.

Просто красавица, и редкая! Злобная фарфоровая кукла.

Какие губки! Ее тонкий рот открывается, чтобы говорить злые слова. Да, вчера о ней говорили так. Зина рассмеялась — она знала, что ее воспринимают по-разному, и ей это нравилось. Ей вообще нравилось быть такой, чтобы о ней говорили — ни на кого не похожей. Грациозная, с копной золотисто-рыжих волос, она, будто сошедшая с полотен Боттичелли, завораживала любого — не важно, очаровав ли или раздражая. И сейчас на курорте Боржоми она — звезда! После жизни в Тульской губернии и Нежине Зина успела поучиться в гимназии Фишера на Остоженке, но уехать сначала в Крым, а потом в Грузию Гиппиусам велели врачи — девушка заболела туберкулезом. Он иссушил, но не убил ее, дела пошли на поправку, и ныне Зина счастлива — она в центре внимания отдыхающей молодежи, на нее засматриваются и мужчины постарше, и все это щекочет нервы и гонит кровь по венам. Сегодня танцы у влюбленного в нее Якобсона, почтмейстера, — будет весело!

После кадрили их познакомили. Мережковский, Дмитрий? Она вспомнила! Читая с год назад статью о стихах любимого ею Надсона, она встретила там упоминание Мережковского. И не запомнила бы, но его стихи ей очень не понравились! Так вот он какой… Сплетничали, что у него был роман с дочкой издателя «Северного вестника». Да, он интересен. Невысокий, глаза смотрят, прожигая. Не зря говорят — раджа, ничего не ест, как йог, философствует. И что ни скажи — бросается цитатами философов, а если что не по нему — злится, шипит, плюется словами.

— Стихи Надсона мне нравятся больше, — Зинаида чуть скривила губы.

Мережковский кивнул, будто соглашаясь, но заговорил о другом. Он вспомнил, что видел эту девушку на фотографии у Якобсона. «Какая рожа!» — воскликнул он, заметив лишь злую щель рта. Но теперь он видел другое… Они отошли в сторону и заговорили — так, будто продолжали прерванный когда-то разговор. Позади остался зал, а кроме него — весь остальной мир, переставший быть значимым.

...Ощущение было странным. Свои 19 лет она прожила с ощущением какой-то дикой пустоты впереди. Как только она встретила Мережковского, пустота заполнилась. Так схлопываются сильный магнит и намагниченная им пластина... Теперь они гуляли вместе, говоря о мире и философии, литературе и религии. Да, спорили, но лишь для того, чтобы идти в одном направлении. О предстоящей свадьбе, как о деле решенном, заговорил Мережковский. Не было ни признаний в любви, ни предложения, были только он и она, не мыслившие жизни друг без друга. В Ольгин день, 24 июля 1888 года, решение о браке было окончательно обговорено, и через полгода они обвенчались в церкви Михаила Архангела в Тифлисе. После венчания читали, затем Мережковский ушел, а она легла спать. И к утру не сразу вспомнила, что замужем.

Отныне высокая, а из-за худобы казавшаяся еще выше Зина и приземистый Дмитрий с какой-то нелепой бородой не расставались ни на миг. Она — типичная «сова», он — «жаворонок». Он ходил основательно, вязко, она — дерганой походкой, и руки ее жили отдельно, выписывая проекции неких геометрических фигур. Про него говорили — неприятный человек. Про нее — колдунья, русалка. Рыжеволосых ведьм прежде сжигали на кострах! Глянет в глаза — и ты раб ее навсегда, ни магический шар не нужен, ни порошки из мышиных хвостов.

Она вся была колдовство и поэзия, хотя в жизни представляла собой вполне рациональное начало, ведя семейную «бухгалтерию»... В этом невероятном по крепости браке она, Зина, была мужским, сильным началом, а он, Дмитрий, — началом женским, тонким и хрустальным, далеким от быта, витающим в далеких эмпиреях. Они идеально дополняли друг друга.

Перебравшись в Петербург, поселившись на углу Литейного и Пантелеймоновской, супруги быстро стали центром объединения культурной элиты. Писатели и художники, музыканты, критики — все стремились попасть на организуемые Мережковским и Гиппиус вечера — «воскресенья».

Мережковский, человек невероятных энциклопедических знаний, всегда был интересен более старшему поколению, и приходящие в дом «старички» из литературных кругов (Полонский, Плещеев, Случевский, Суворин) мигом становились «жертвами» обаяния его жены. Но кто кого обогащал больше, он ее или она — его? Это вопрос спорный.

Несомненно, благодаря Мережковскому талант Гиппиус, писавшей странные, угловатые стихи, которые Иван Бунин называл «электрическими», расцвел полным цветом. Но и Дмитрий под ее влиянием стал иным. Более того — есть версия, что кое-что из написанного Мережковским было выведено изящной рукой Зины. Не суть! Если и так, она работала на «проект» — их невероятную, неповторимую семью, целостность которой была незыблема. Хотя…

Миг! Он был коротким.

Зина — при всей своей кокетливости, озорстве и игривости, — жила вне глубоких страстей. Она мечтала о любви, но отношения с Мережковским были выше любви и привязанности, они были ее сутью, духовной основой, смыслом жизни. Но как же страсть? Зине, помешанной на культе красоты и эстетстве, было трудно ее найти — нужен был идеал... Но очень возможно, страсть задела ее крылом лишь однажды, когда они познакомились с Акимом Волынским, критиком-искусствоведом. Ему она писала письма, не слишком подходящие для замужней дамы.

Аким писал статьи для «Северного вестника», там и случилось знакомство. Он влюбился в Гиппиус до потери сознания. Но что она? А вот… 4 марта 1895 года, обращаясь к Волынскому, Зинаида выводит: «...хочу любви не той, какой она бывает, а... какой она должна быть и какая одна достойна нас с вами. Это не удовольствие, не счастье — это большой труд, не всякий на него способен. Но вы способны — и грех, и стыдно было бы такой дар Бога превратить во что-то веселое и ненужное...» Но через полгода в ее дневнике появляется запись: «Он не способен испытать «чудеса любви»... Не в моем характере действовать как капля на камень... Он антиэстетичен, противостоит мне во всем, чужд всем проявлениям прекрасного и моему Богу!..» Он «антиэстетичен», а это худший эпитет, которым могла одарить Гиппиус. Все было кончено.

Время шло. Гиппиус и Мережковского перестали разделять — они никогда и нигде не появлялись поодиночке. Она скажет потом — причина всему «связанность наших жизней», и это будет точно. Алексей Толстой, работая над «Золотым ключиком», выпишет странную пару как лису Алису и кота Базилио, подметив и крикливую манеру Гиппиус одеваться, и манеру Мережковского стоять «за женой». Они «работали тандемом»: он порой блажил на вечерах, как юродивый, она — прельщала. В ней видели то беса, то ангела, она строила жизнь на эпатаже, но стоило Мережковскому покинуть комнату, как набеленное лицо Зинаиды становилось несчастным и одиноким. Камень-подвеска на лбу, который она так любила носить, как-то безвольно повисал между ее бровями, чрезмерно яркие румяна тухли, и так продолжалось до тех пор, пока Мережковский не появлялся вновь. «Оса в человеческий рост» — окрестил ее после знакомства Андрей Белый, но, пообщавшись, поменяет о ней мнение. «Дорогая, милая Зина... Улыбаюсь Вам, молюсь Вам, люблю Вас всех…» — напишет он ей.

Стоп. А что значит — «всех»? Да, в это время к союзу Гиппиус и Мережковского добавилась третья грань.

Дмитрий Философов, критик и публицист, органично влился в систему «тройственного устройства мира», которую Мережковский и Гиппиус усиленно разрабатывали. На житейском уровне чета собиралась создать подобие интеллектуальной коммуны, в которой интимная связь ее членов и единство их мировоззрения дополняли бы друг друга. Что за отношения связывали всех троих на самом деле — загадка, но трактовались они однозначно и эпатировали публику не на шутку. «Зачем же я вечно иду к Любви? Не знаю... У Дмитрия Сергеевича тоже не такая, не «моя» любовь. Господи, как я люблю какую-то Любовь» — напишет она…

В феврале 1906 года «троица» отправилась в Париж, где была куплена квартира — на всякий случай. А он был не за горами.

«Алиса и Базилио» эпатировали, но чего нельзя простить талантам? Зинаида Николаевна с годами не стала менее эксцентричной, но она умела приветить и пожалеть, ввести в свой круг и дать человеку понять, что он — бесконечно интересен.

Женщины, правда, по большей части ее не любили, не прощая, очевидно, интереса к ней мужчин. А тем временем приближался 1917 год. И если февраль Мережковский и Гиппиус встретили почти ликуя, то октябрь их попросту убил. Зина называла его «блудодейством». В 1920-м «троица» отправилась в Варшаву, где пыталась организовать восстание против советской власти, но их планы рушились, а потом произошел раскол с Философовым, что в литкругах было «прочитано» как большая удача для него. Уже вдвоем Зинаида и Дмитрий уехали в Париж.

О чудо — квартира была в порядке, ключ спокойно открыл дверь… Все было на месте — включая купленную Зиной посуду. Наличие своего дома спасло их от морального краха, пережитого большинством эмигрантов. Теперь их «уголок» стал «филиалом литературного круга России». Уже в 1925 году пара возобновила свои литературно-философские «воскресенья» — заседания общества «Зеленая лампа».

Тут бывали Тэффи, Куприн, Бальмонт, Бердяев, Ходасевич с Ниной Берберовой, Керенский… Как многие отчаявшиеся эмигранты черпали силу в этих вечерах! А Зина, строчащая политические статьи, еще и подкармливала голодных, делая это изящно и не обидно.

Они старились вместе, рука об руку. Зинино лицо стало крошечным, Мережковский согнулся, выглядел в своих сюртуках нелепо. Но стоило лишь раз увидеть, как смотрит на него Гиппиус, сомнений не оставалось: перед нами — гений.

Вскоре после нападения Германии на СССР Дмитрий Мережковский выступил по немецкому радио, призывая к борьбе с большевизмом. Гиппиус узнала об этом выступлении постфактум и вынесла вердикт: «Это конец».

Она была права — этого Мережковскому не простили, сочтя это сотрудничеством с Гитлером. (Некоторые исследователи считают эту историю фейком, хотя Муссолини Мережковский хвалил точно, уж слишком сильно ненавидел большевиков.) Эмигрантская среда подвергла чету остракизму. Квартиру в Париже описали за неплатежи...

9 декабря 1941 года Дмитрия Мережковского — эссеиста, критика, поэта, стоявшего у истоков символизма, философа, «отца» жанра историографического романа, десять раз номинированного на Нобелевскую премию, не стало. Кровоизлияние в мозг… Окаменев от горя, Гиппиус произнесла: «Мы прожили с ним 52 года, не разлучаясь ни на один день».

Да, после его смерти Зинаида не жила — существовала. С вечерами ничего не получалось. Она начала писать книгу о муже, но отнялась рука… Она все больше лежала на диване, привечая только свою страшную, всех ненавидящую кошку, которую эмигранты, как вспоминала Тэффи, звали просто «Кошшшка» — с тремя «ш».

Ей, женщине, имевшей ожерелье из обручальных колец женатых поклонников, идеологу брака, основанного на интеллектуальном единстве и равенстве полов, гениальной «пиарщице» мужа, пережившей три сотни «пустых» романов и ни одной истинной страсти, не было места на земле без Мережковского. Возможно, он не достиг высот самых ярких русских философов начала ХХ века, но Гиппиус обессмертила его имя. Увы, дописать книгу о муже она не успела. Ее не стало 9 сентября 1945 года. Их могилы на Сент-Женевьев-де-Буа — рядом.

Читайте также: Талантливый живописец через портреты передал историю

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.