Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Дмитрий Быков: Дети теперь не склонны испытывать предписанные эмоции

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Дмитрий Быков: Дети теперь не склонны испытывать предписанные эмоции
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Дмитрий Быков — поэт, журналист и писатель, он читает лекции, раздражает общество и заставляет его говорить о себе и о своих книгах. О том, как он оценивает современных молодых авторов и их творчество, с Быковым поговорил спецкор «Вечерней Москвы».

—Жив ли еще «толстовский», учительский сюжет в нашей словесности? После ухода Бориса Натановича Стругацкого, который действительно воспитывал себе учеников, больше некому? Или опыт, описанный в «Бессильных мира сего» Борис а Стругацкого, многих научил не дерзать учительствовать?

— Огромное количество людей работает в писательских школах. Существует и вполне себе работает Литературный институт. Проблема лишь в том, что писатель не может научить писать. Он может научить двум вещам — во-первых, жить с литературным талантом, то есть как-то справляться с теми профессиональными проблемами, которые порождает литературное дело. А во-вторых — как-то зарабатывать этим талантом. То есть переводить, писать в газету, преподавать в школе. То есть заниматься теми профессиями, которые меньше всего отвлекают от писательского труда и больше всего помогают. Таким, знаете ли, побочным профессиям. Как бывают минералы, которые извлекают вместе с золотом, так бывают профессии, которые хорошо совмещаются с литературным трудом. Я знаю две такие профессии — это журналистика и педагогика.

— Современные молодые авторы любят описывать собственный опыт — прямо по заветам: «Пиши то, о чем знаешь». И получается в основном не очень. Почему? Мало опыта? Опыт не тот? У Пушкина на «Онегина» опыта вполне хватило, хотя он не много пожил на свете.

— «Евгений Онегин» — далеко не первое произведение Пушкина. До него были и «Руслан и Людмила», и романтические поэмы, и гораздо более автобиографичные, и поэтому говорить, что это произведение дебютанта, никак невозможно. Уже «Кавказский пленник», ходивший в списках, сделал Пушкина известнейшим поэтом России.

Что касается разговоров о молодых, которые начинают с описания своей жизни, то далеко не все молодые с этого начинают. Нина Екимова начала с описания 50-летнего немецкого профессора, Стругацкие начали с инопланетной фантастики. С фантастики начинали очень многие. Алексей Толстой начал с описания быта поволжских помещиков, к которым он совершенно не принадлежал, а был в ту пору петербургским студентом. А детский свой опыт он описал уже, когда ему было тридцать пять лет. То есть человек, который начинает с описания своего опыта, просто расписывается в отсутствии у него богатого воображения. Это неплохая школа — описывать себя, но, к сожалению, современный человек к двадцати пяти годам еще не успевает ничего прожить.

Как говорил Честертон, чем выше уровень особи, тем дольше длится период ее детства. Сегодня люди достаточно высокоразвиты, поэтому двадцать пять лет — возраст абсолютно младенческий. Еще опыта нет, ничего не прочувствовано, не пережито и так далее. Я бы советовал начинать все-таки с выдумки, с фантазии. Как, собственно, и поступает большинство известных мне талантливых молодых писателей.

— Современные дети — они вообще кто? У них эмоциональный интеллект бревна из-за виртуального общения? Или, напротив, они тоньше чувствуют, чем наше поколение «старых заматерелых носорогов»? Куда вообще двигается и развивается эмоциональная сфера? В эмпатию? В ложное принятие, лишь бы отвязались?

— Эмпатия, безусловно, есть. Но в принципе я у них это замечаю, современные дети менее склонны испытывать предписанные эмоции. То есть они испытывают трепет не тогда, когда им это предписывает пропаганда или учитель, а тогда, когда они этого хотят. Они довольно эмпатичны, они сопереживают, их трогают судьбы и ровесников, и собак, и больных людей. Современные дети готовы помогать всем и вся. А вот испытывать то, что положено — скажем, уважение к учителю априорное или такое же безусловное уважение к власти, — не могут. Как всякие модернисты, предпочитают чувствовать то, что им хочется, а не то, что «надо». Отсюда у них возникают нелюбовь к ритуалам, к любой формальности и симпатия к неформальному общению.

СПРАВКА

Дмитрий Быков родился 20 декабря 1967 в семье детского врача-оториноларинголога и учительницы литературы. Автор десятков книг (романов, повестей, сборников стихов и других произведений), а также многочисленных публикаций в периодике.

Читайте также: Гармония внутри хаоса

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.