Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Вениамин Смехов: Стать актером мне помогла поэзия

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Вениамин Смехов: Стать актером мне помогла поэзия
Актер Вениамин Смехов / Фото: ИТАР-ТАСС

10 августа 80-летие отмечает Вениамин Смехов — любимый актер страны, яркая звезда на небосклоне театральной Москвы. Ко дню рождения у Смехова вышла книга «Жизнь в гостях», где он делится воспоминаниями о людях, с которым встречался, и событиях, оказавших на него влияние. Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с автором о литературе, театре, режиссуре, памяти и любви.

— Вениамин Борисович, для многих эпоха шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых — «золотой век», в котором хочется оказаться. Для вас — это жизнь. Какой она вам запомнилась?

— Я не склонен обобщать вкусы и их носителей. Но в нашей стране и в мире всегда есть тонкий слой людей, для которых культура — главное в жизни. Чем бы они ни занимались, в какой бы области ни служили, для них музыка, театр, поэзия, живопись близки и необходимы, утешительны, воспитательны, если хотите. Это и есть та часть общества, с которой мне повезло встречаться. Это люди, для которых важное место в жизни занимали разговоры о том, что вышло интересного в журнале «Новый мир». Люди объединялись в этом счастливом помешательстве на литературе. Помню, как мы задыхались от счастья, когда читали Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в переводе Риты Райт-Ковалевой, и потом Генриха Белля «Бильярд в половине десятого», и одну из лучших книг моей жизни — «Бойню номер пять» Курта Воннегута. И это было важной частью жизни. Сейчас, наверное, именно об этом, как вы сказали, мечтательно вздыхают люди — дескать, сейчас у нас этого нет. Хотя во все времена это все есть, но всегда узок круг людей, которых можно назвать «осмысленными гражданами». Давайте примем этот термин, с ним трудно поспорить, правда? Это люди, которые даже в школьном ЕГЭ не перепутают даты жизни, скажем, Пушкина и Блока, не будут, перечисляя кумиров или лидеров культуры XX века, ошибаться так, как это некоторые делают сегодня, для кого что Маяковский, что Бродский — все жили по соседству «в одной коммуналке». Мне жаль, что далеко не все нынешние образованные россияне чувствительны к историческим эпохам нашей литературы и искусства. Жаль и того, что сейчас интеллигентный круг распался, что много конфликтующих кланов, мне кажется, что интеллигенция 1960–1970-х была более сплоченной, тех, кто смотрел спектакли «Современника», или эфросовского «Ленкома», или любимовской «Таганки», или товстоноговского БДТ, кто читал толстые журналы, — больно ранили дело Синявского и Даниэля, высылка Андрея Сахарова или пропаганда против Солженицына, Войновича и так далее. Люди нашего круга переживали, что блестящие советские композиторы — Губайдулина, Денисов, Шнитке — лишены возможности выходить на сцену больших концертных залов. Интеллигенция 1960-х в клубах смотрела запрещенный фильм «Андрей Рублев» на свой страх и риск, иногда даже с последующими арестами и наказаниями.

Я сам как-то участвовал в концерте с таганковскими пантомимистами Медведевым и Черновой. После этого концерта для своих, при переполненном зале, показывали «Андрея Рублева». А потом милую женщину, которая это организовывала, привлекали к суду, нас допрашивали как свидетелей, и мы ее защищали.

— Ваша книга «Жизнь в гостях» об этой поре?

— Я бы сказал, и об этой тоже. Конечно, оттепель и 1970–1980-е — важный для меня массив откровений, но книга в восемьсот с лишним страниц. В ней описаны восемь десятилетий, так что можно сказать, что в ней восемь книжек. Когда я писал ее, я делал то, что люблю, и жена моя, Галина Аксенова, мне не просто помогала, а вытянула на свет эту книгу. Потому что надо было использовать там многие, не виденные мною в течение сорока с лишним лет дневниковые записи. Это не совсем мемуары, потому что я о себе особо не пишу. Мне не так это интересно, как рассказы о том, что я видел, что на меня свалилось в жизни, а хорошего было больше, чем плохого, и больше, чем я заслужил. Книга чуть неровная — там есть дневниковые пассажи, порывистые, спонтанные, иногда непонятные, поэтому я старался их расшифровать. Мой редактор посчитала необходимым сохранить авторский стиль. Есть в книге и события, описанные прямо по дням. Например, раздел, где названия глав идут по месяцам — наши с женой путешествия по Европе и Америке. Это, кстати, тоже было чем-то совершенно невиданным для меня. Когда я стал «выездным», наступило время приглашений — и на родине, и за рубежом — для меня как режиссера. Я и раньше ставил на сцене, еще у Любимова, потом на телевидении, а в 1990-х неожиданно для самого себя оказался режиссером оперных спектаклей. Это тоже целая часть моей жизни. Из таких частей и состоит моя книга, про которую кто-то сказал, что в ней повествование строится как в джазовой импровизации, где соединяются разные ритмы и темпы, ирония и печаль. И я рад, что уже которую неделю моя книга «Жизнь в гостях» держится среди «пяти топовых» в любимых книжных магазинах Москвы, а это значит, что ее покупают «осмысленные граждане».

Вениамин Смехов: Стать актером мне помогла поэзия Съемки фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров» / Фото: ИТАР-ТАСС

— Огромный труд — осмыслить и собрать под одной обложкой жизнь. Что вам дало писательство, что произошло с вами лично, пока вы писали это произведение?

— Я мечтал стать писателем и, хотя стеснялся, очень хотел выйти на сцену. Стать актером мне помогла поэзия. Маяковский был для меня маяком, а Вознесенский вознес меня до осознания собственного актерского ремесла. Моя учеба в Щукинском училище была, как со временем оказалось, только малой частью обучения, которое я продолжаю проходить до сих пор. О моих учителях я тоже написал в книге.

— Для вас первичны литература и ее язык, но вы говорите на театральном языке как актер и режиссер. Чем они, по-вашему, отличаются?

— У каждого писателя свой стиль и особенность, странность, которая отличает его от остальных авторов. Режиссер Юрий Любимов с самого начала «Таганки», с 1964 года, настаивал на том, что называть жанр будущей премьеры не надо — надо искать его. А потом, в 70-х, вышло чудесное произведение Аксенова «В поисках жанра». Это в какой-то степени рифмуется с моей литературной жизнью. Помог моей писательской карьере, как и актерской, Юрий Любимов. Ему вообще нужны были актеры-соавторы — в музыке, поэзии, драматургии. В том числе из-за этого и Высоцкому так плодотворно жилось на Таганке — Любимов с первых шагов Высоцкого в театре, начиная с постановки пьесы «Антимиры», использовал его не только как актера, но и как композитора и поэта. Меня же, 26-летнего актера, Любимов в 1966 году призвал к созданию спектакля о Маяковском, о его жизни, гибели и бессмертии. Любимов знал о моей склонности к литературе еще с моих щукинских времен и поверил в меня как в сочинителя. Мне интересно вспоминать, как получилось, что, обожая раннего Маяковского, я из одного маленького тома его первого издания сделал композицию, куда потом, по совету литераторов — друзей Любимова — досочинил и вторую часть. Вот такой был на Таганке климат соавторства, которого, пожалуй, ни в одном театре больше не было и нет. Так что виновники всего — Любимов и «Таганка». Я вообще заметил, что все время ссылаюсь на Любимова, а Высоцкий в своих интервью говорил «мы». И он был прав, потому что Любимов своим гениальным чутьем собрал в Театре на Таганке такую необычную команду.

Я как-то вспоминал «Дом на набережной» — один из сильнейших последних спектаклей золотого века «Таганки». Однажды мы не могли его играть, потому что заболел актер. Любимов вышел на сцену и сказал зрителям: «Вы знаете, наш театр несет ответственность перед вами, поэтому мы говорим: хотите — забирайте деньги за билеты и придете потом, или оставайтесь — мы вам сыграем то, что сами умеем». Ни один человек не ушел. Так родился спектакль «В поисках жанра». Его часто вел Володя Высоцкий. Там звучали пародии и стихи Лени Филатова. Поражал зрителей своим талантом пантомимист Юрий Медведев. Бардовские песни исполнял Дима Межевич. Золотухин читал что-то из своей прозы, я тоже. Потом нечто подобное случилось и в «Современнике», куда мы «эмигрировали» с Филатовым, Шаповаловым и Боровским в 1985 году, там Галя Волчек придумала спектакль «Дилетанты». И мы исполняли свои произведения вместе с «современниковцами» Гафтом, Евстигнеевым, Ивановой.

— Литература более интеллектуальна и обращается к разуму читателя, театральное искусство более эмоционально и обращается к чувствам — верно? Как это совмещается в вас?

— У актеров разные амплуа. Когда-то Михаил Швыдкой в своей курсовой работе в ГИТИСе здорово угадал, что во мне соединяется клоунское и резонерское качества. Клоунское — это чувственность, обращение к эмоциям человека, а резонерское — это авторское. И поэтому у Любимова я часто играл авторов, как, например, в «Павших и живых», и еще несколько раз. Мне кажется, что я пишу актерскую прозу — стараюсь публику увлечь и развлечь публику. Ищу свой стиль. Мне кажется, что поиск стиля — самое важное. Я люблю читать рассказы сегодняшних театральных писателей: Инны Соловьевой, Алексея Бартошевича, Анатолия Смелянского. Я отчасти учился у них, так же, как у Михаила Булгакова и Жан-Батиста Мольера, у Владимира Маяковского, Андрея Платонова, Исаака Бабеля — их богатство стиля, и подтекстов, и иронии — мои любимые уроки профессии.

— Сейчас вы играете в трех спектаклях: «Иранская конференция» в Театре Наций, «Флейта-позвоночник» в Театре на Таганке и «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в Гоголь-центре...

— Да. Но из-за коронавируса эти спектакли отменились. Мы, актеры, оказались одними из самых несчастных жертв самоизоляции. Наши заработки зависят от идущих спектаклей, штатные деньги небольшие, к тому же в театрах много договорных актеров. Все, что мне повезло сделать за эти четыре месяца онлайн (я и читал по видеосвязи, и играл), и я, и все мои партнеры делали бесплатно. Актеры не могут не работать, ибо это приводит к потере формы. Спектакли, которые вы назвали, очень дороги для меня. Это неожиданные радости последних лет, я на них не рассчитывал, а от приглашений в антрепризы всегда отказывался, было неинтересно.

Перед спектаклем «Флейта-позвоночник» я поставил «Нет лет» по Евтушенко на Большой сцене Театра на Таганке. Но через шесть лет после того, как его очень хорошо принимали и в Москве, и на Урале, и в Сибири, и в Париже, и в Минске, и в Израиле, я решил снять спектакль. Хотя актеры этого не хотели и публика не поняла, зачем я это сделал. Но тут я ученик Любимова — пока спектакль объединял радостью и сцену, и зрительный зал, мы его играли, но мне показалось, что время его закончилось. «Флейта-позвоночник» — спектакль более интимный. Нас там три актера — Дима Высоцкий, Маша Матвеева и я. Мы играем его на Малой сцене Театра на Таганке. Надеюсь, осенью вернемся к нему.

А затем у меня случилась влюбленность в молодое актерское поколение в театрах, она привита мне женой, Галиной Аксеновой, преподававшей в Школе-студии МХАТ студентам, которые учились на изумительных курсах у мастеров — Золотовицкого, Рыжакова, Серебренникова, Брусникина и Козака. Эта влюбленность привела меня сначала в Гоголь-центр Кирилла Серебренникова, где с молодыми актерами в режиссуре Максима Диденко я сыграл Бориса Пастернака, а потом попал в спектакль «Иранская конференция» чудесного Виктора Рыжакова.

— У вас богатая жизнь и биография. Вы пишете, играете в театре, путешествуете, ставите оперы и драмы, и многое другое. Но, если говорить с любым человеком на улице, прежде всего вы ассоциируетесь с ролью Атоса из фильма про трех мушкетеров и Д’Артаньяна…

— А я думал — с ролью Бастинды в мультфильме «Волшебник изумрудного города»!

— Которую вы озвучивали. Это тоже. Но как вы считаете, почему некоторые роли оказываются настолько яркими и знаковыми, что люди вспоминают именно этого героя, когда говорят об артисте?

— Об этом пусть говорят те, кто анализирует искусство. Я знаю только, что мой любимый артист и старший друг, Олег Павлович Табаков, несмотря на то что сыграл двести или триста ролей, всегда признавался, что его Матроскин в «Простоквашино» и Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны» опередили в популярности все остальное. Это же можно сказать о Михаиле Боярском, который снялся в огромном количестве кинолент. Я мало снимался — хотя больше всего, как ни странно, в XXI веке. У меня за последние десять лет вышло, по-моему, четырнадцать фильмов. Скоро покажут сериал «Казанова в России», у меня там хорошая роль. А главное, конечно, — это фильм «Земля Эльзы». В финале моей книги я признаюсь в любви ко всей команде этого фильма, к Горному Алтаю, где мы провели чудесное время съемок, и к Юлии Колесник — режиссеру абсолютно классического сумасшедшего типа, и к Ирине Печерниковой — подруге и чудесному моему партнеру. «Земля Эльзы» — фильм на самую благородную тему, которая, как мне кажется, сейчас необходима. У Ярославы Пулинович была очень хорошая пьеса, а у Юлии Колесник и ее мужа, сценариста Александра Русакова, сюжет вышел за пределы сцены и появился другой состав героев. Поэтому и сам фильм тоже будет несколько иной, чем пьеса, но тема любви и семьи в нем остается.

— И последний вопрос. Вы с таким теплом в своих интервью отзываетесь о супруге, что хочется узнать: что для вас значат чувства к ней? Что для мужчины значит женщина?

— Пообещаю вам не отвечать на этот вопрос. Потому что это — нынешнее испорченное поле публичных и печатных, и телевизионных появлений, когда считают возможным спрашивать о том, о чем может спросить только исповедник.

— Я имею в виду не подробности, а совет, чтобы знать, как можно так ценить чувство?

— В моей книге есть две главы, посвященные Глаше, и там все по существу нашей уже сорокалетней счастливой жизни... А начало сказки — знакомство — совпало с тем, что ее, студентку второго курса Ленинградского института театра, музыки и кино, Юрий Любимов взял на стажировку, за что я ему навсегда буду благодарен.

И не только за это...

ДОСЬЕ

Вениамин Борисович Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве. В школе посещал драматический кружок. В 1957 году поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина. После окончания год служил в Куйбышевском драмтеатре. В ноябре 1962 года принят в труппу Московского театра драмы и комедии, который вскоре реорганизован в Театр на Таганке режиссером Юрием Любимовым. С 1985 по 1987 год служил в театре «Современник», а затем, когда Любимов смог вернуться в СССР, вновь перешел в Театр на Таганке. Всенародную популярность получил после роли Атоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», снимался во всех его следующих частях. Отказался от звания народного артиста РФ. Актер, режиссер, телеведущий, литератор.

ЛУЧШИЕ РОЛИ

■ Атос. Д’Артаньян и три мушкетера (1979)

■ Дядя Сева. В моей смерти прошу винить Клаву К. (1979)

■ Дон Кихот. Сказка странствий (1983)

■ Мустафа. Али-Баба и сорок разбойников (1983)

■ Кюре Максимен. Ловушка для одинокого мужчины (1990)

■ Лев. Капитанские дети (2006)

■ Петр Богуславский. Фурцева. Легенда о Екатерине (2011)

■ Профессор Сычев. Продавец игрушек (2012)

■ Брагадин. Казанова в России (2020)

■ Леонид. Земля Эльзы (2020)

Читайте также: Карен Шахназаров рассказал, как пандемия отразилась на российской киноиндустрии

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.