Иваньковские пруды обследуют экологи
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАМестные жители Юрий Купцов и Михаил Федоров с грустью показывают, что стало с каскадом. Неприятный запах сероводорода чувствуется уже за несколько метров. Гуляющие по территории жители стараются обойти стороной любимое когда-то место.
— В истории усадьбы Покровское-Стрешнево есть строки о возникновении прудов: «В 1685 году боярин Родион Стрешнев распорядился выкопать каскад прудов в верховьях речки Чернушки и на ее притоке». Сегодня он вряд ли бы остался доволен, глядя на них, — отмечает Купцов.
Проблемы выдает и внешний вид водоема: весь второй Иваньковский пруд ужасно зарос. Тушинцы считают, что это следствие благоустройства, которое провели здесь два года назад. По словам москвичей, в 2017–2018 годах в парке «Покровское-Стрешнево» провели глобальную реабилитацию прудов. Береговую зону выложили декоративными камнями, водоемы очистили и восстановили сообщение между ними. Но основную проблему не решили. Через год старожилы заметили: первый Иваньковский пруд зацвел. Через некоторое время стал зарастать второй.
Жительница района и общественный экологический инспектор Департамента природопользования и охраны окружающей среды Анна Оловягина предположила, что дело в уменьшении объема стоковых вод.
— Когда проводили реконструкцию, этот момент не учли, — говорит она. — Тогда решили, что пруды заиливаются из-за того, что туда попадают неочищенные стоки. Но вместо того чтобы отфильтровать воду, ее увели от парка. Жидкости стало поступать еще меньше. До реконструкции ее объем в прудах был на метр выше.
То, что воды поубавилось, подмечает и Михаил Федоров. Он провел замеры воды на переливе между прудами и заметил, что в конце прошлой недели между первым и вторым за минуту едва набегало восемь литров.
— Отсутствует проточность всего каскада, — пояснил Михаил Федоров. — Меняется ритм жизни, а с ним и антропогенная нагрузка и объем загрязняющих веществ. Я не специалист, но считаю, что проблему решит самоточный канал.
Тот вариант обводнения, который применялся в Головинских прудах. Там была похожая ситуация, но после ремонта каскад соединили с Лихоборским каналом, и пруды стали полноводными.
С этим согласен гидробиолог Института водных проблем РАН Петр Погожев.
— Да, в таком случае пруд станет вроде реки, и на дно будет постоянно поступать кислород, а значит, улучшится экосистема, — сказал эксперт.
Он уверен, что судьба любого водоема зависит от морфологии дна: по берегам должна быть отмель, а в воде — место для растительности.
— Иваньковские пруды мелкие, два — два с половиной метра глубиной, и дно быстро прогрелось. Биогенные вещества, такие как азот и фосфор, стали активно проявлять себя и дали повод для появления растительности. Чтобы экосистема прудов жила долго и была здоровой, нужно, чтобы глубина достигала не меньше пяти метров.
Редакция обратилась за комментарием в Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Специалисты Мосэкомониторинга проводят анализ состояния водоема. По итогам исследования будет принято решение о мерах, необходимых для восстановления каскада.
Читайте также: Климатолог оценил, как сильно глобальное потепление повлияет на мир