Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Синематограф, биографы и иностранный прокат: как Москва полюбила кино

Общество
Синематограф, биографы и иностранный прокат: как Москва полюбила кино
Фото: https://pixabay.com

Начало XX века стало эпохой появления в Москве первых стационарных кинематографов и прокатных контор. В День российского кино Главархив Москвы рассказывает о первых шагах экранного искусства в столице на основе документов, хранящихся в ведомстве.

18 (6 мая по старому стилю) 1896 года, спустя два дня после премьерного показа картин братьев Люмьер в Санкт-Петербурге, французский импресарио Рауль Гюнсбург решил впервые удивить подобным и московскую публику. Он продемонстрировал фильмы для специально приглашенного узкого круга актеров и прессы днем, на «пробном показе» в театре Солодовникова на Большой Дмитровке (сейчас это здание Московского театра оперетты). Вечером того же дня состоялся первый публичный киносеанс в театре московского сада «Аквариум». Однако в тот день столица праздновала день рождения будущего императора Николая II и готовилась к последующим коронационным мероприятиям, поэтому оба кинопоказа прошли фактически незамеченными для жителей города.

В декабре 1897 года в Верхних торговых рядах (в настоящее время это ГУМ) на Красной площади открылся «Электрический театр», который стал первым синематографом (устаревшее название кинематографа) в городе. Он был предназначен в основном для демонстрации кинематографических лент. Показы состояли из нескольких коротких фильмов и давались ежедневно с двух часов дня до 11 часов вечера каждые полтора часа. Цены на билеты по тем временам были немалые, однако зрителей в этом синематографе было много. Проработав весь зимний и весенний сезон 1898 года, театр прекратил свою деятельность лишь 31 мая, когда все московские театры закрывались на летний период.

Первоначально синематограф был лишь вспомогательным средством развлечения: его показывали по окончании спектаклей, демонстрировали как забавный аттракцион. В конце XIX века синематограф все еще оставался для Москвы редким гостем, появляясь лишь на короткое время в городских садах, театрах, цирках или на выставках, а потом вновь исчезая из культурной жизни города. Кино к тому времени еще не успело обрести своих постоянных поклонников-зрителей и стать неотъемлемой частью жизни москвичей. Кроме того, до 1908 года в России не было своей отечественной кинематографии, поэтому москвичам были доступны только европейские и американские фильмы.

С 1904 года начался стремительный рост кинематографов, которые назывались иллюзионами, биоскопами и биографами. Под биограф, например, подходил любой сарай, амбар, склад, магазин — все, что имело крышу и могло укрыть от дождя. У входа в помещение или над ним отгораживали будку для аппарата, на противоположной стене вешали полотняный экран, под которым играл пианист. В биографе не была предусмотрена специальная мебель — обычно здесь было много разномастных стульев и скамеек. Часто сеансы проходили вообще без мебели, что увеличивало вместимость.

Большинство первых владельцев синематографов были случайными людьми в кино, к этому искусству они не имели никакого отношения. Кинематограф для них представлял лишь коммерческий интерес. Часто это были выходцы из купеческих семей, мещане и крестьяне.

В дореволюционной Москве число действующих синематографов постоянно менялось. В середине 1907 года было принято решение, которое запрещало размещать кинотеатры ближе чем на 320 метров друг от друга и устанавливало максимально допустимое количество кинотеатров в Москве — 75. Кроме того, теперь стало нельзя открывать новые кинотеатры на Тверской и Покровке, на которых было уже слишком много синематографов. В принципе, Тверская в начале века всегда была самой «кинематографической»: здесь насчитывалось более 10 кинотеатров.

23 ноября (10 по старому стилю) 1909 года на Арбатской площади открыл для публики свои двери «Художественный электротеатр», который с 2014 года находится на реконструкции. Это был первый случай в России, когда для синематографа построили специально оборудованное отдельно стоящее здание. Оно было рассчитано на 400 зрителей. Но наплыв зрителей был настолько велик, что уже в 1912–1913 году здание кинотеатра было перестроено. Если говорить о репертуаре кинотеатра, то в нем преобладали комические и видовые картины, а драмы и мелодрамы были представлены в минимальном количестве.

14 августа (1 августа по старому стилю) 1913 года на Триумфальной площади состоялась закладка первого и долгое время единственного в Москве и стране студийного кинотеатра на 800 мест, принадлежавшего Акционерному обществу «А. Ханжонков и Кº». Кинотеатр, который назывался Домом Ханжонкова, быстро стал популярным у москвичей. Помимо обычных сеансов, здесь устраивали лекции по вопросам кинематографии, проводили научные сеансы, учащимся городских школ выдавали бесплатные билеты на специальные образовательные программы. В годы Первой мировой войны в нем устраивались благотворительные сеансы, был создан специальный лекторий для сестер милосердия. Кинотеатр не изменял своего названия с момента основания и был закрыт только в 2004 году.

Начало Первой мировой войны в 1914 году потрясло всех, в том числе и кинематограф. Очень скоро в кинотеатрах появились патриотические фильмы: «В огне славянской бури», «Подвиг казака Крючкова», «На защиту братьев-славян!», «В борьбе народов» и другие.

Но владельцы кинотеатров помогали нуждам бойцов не только духовно, но и материально. Так, они организовали лазарет, который содержали с выручки. 4 октября 1914 года состоялось торжественное освящение оборудованного лазарета имени кинематографии. Лазарет состоял из трех больших палат, в которых размещались 60 коек и несколько комнат с операционной и перевязочной.

В конце февраля 1916 года Комиссия по снабжению воинов передовых позиций передвижными кинематографами обратилась с призывом организовать недели кинематографа по сбору средств для их устройства. Был собран фонд в размере 10 000 рублей для снабжения передовых позиций передвижными кинематографами. К концу апреля комиссии удалось приобрести два автомобиля, оборудованных под передвижные кинематографы. В начале июня две машины были отправлены на фронт «на службу по развлечению наших героев во время их отдыха от боевых трудов». К концу июля в действующую армию было передано еще шесть таких установок.

Перед революцией горожане уже не могли представить свою жизнь без кинематографа. Возникнув, скорее, для развлечения, кино в какой-то момент стало использоваться и в образовательных целях в школах. И именно тогда стало однозначно понятно, что оно надолго, если не навсегда, останется среди москвичей.

Читайте также: Москвичей пригласили на выставку и кинопоказы в День российского кино

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.