Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Синематограф, биографы и иностранный прокат: как Москва полюбила кино

Общество
Синематограф, биографы и иностранный прокат: как Москва полюбила кино
Фото: https://pixabay.com

Начало XX века стало эпохой появления в Москве первых стационарных кинематографов и прокатных контор. В День российского кино Главархив Москвы рассказывает о первых шагах экранного искусства в столице на основе документов, хранящихся в ведомстве.

18 (6 мая по старому стилю) 1896 года, спустя два дня после премьерного показа картин братьев Люмьер в Санкт-Петербурге, французский импресарио Рауль Гюнсбург решил впервые удивить подобным и московскую публику. Он продемонстрировал фильмы для специально приглашенного узкого круга актеров и прессы днем, на «пробном показе» в театре Солодовникова на Большой Дмитровке (сейчас это здание Московского театра оперетты). Вечером того же дня состоялся первый публичный киносеанс в театре московского сада «Аквариум». Однако в тот день столица праздновала день рождения будущего императора Николая II и готовилась к последующим коронационным мероприятиям, поэтому оба кинопоказа прошли фактически незамеченными для жителей города.

В декабре 1897 года в Верхних торговых рядах (в настоящее время это ГУМ) на Красной площади открылся «Электрический театр», который стал первым синематографом (устаревшее название кинематографа) в городе. Он был предназначен в основном для демонстрации кинематографических лент. Показы состояли из нескольких коротких фильмов и давались ежедневно с двух часов дня до 11 часов вечера каждые полтора часа. Цены на билеты по тем временам были немалые, однако зрителей в этом синематографе было много. Проработав весь зимний и весенний сезон 1898 года, театр прекратил свою деятельность лишь 31 мая, когда все московские театры закрывались на летний период.

Первоначально синематограф был лишь вспомогательным средством развлечения: его показывали по окончании спектаклей, демонстрировали как забавный аттракцион. В конце XIX века синематограф все еще оставался для Москвы редким гостем, появляясь лишь на короткое время в городских садах, театрах, цирках или на выставках, а потом вновь исчезая из культурной жизни города. Кино к тому времени еще не успело обрести своих постоянных поклонников-зрителей и стать неотъемлемой частью жизни москвичей. Кроме того, до 1908 года в России не было своей отечественной кинематографии, поэтому москвичам были доступны только европейские и американские фильмы.

С 1904 года начался стремительный рост кинематографов, которые назывались иллюзионами, биоскопами и биографами. Под биограф, например, подходил любой сарай, амбар, склад, магазин — все, что имело крышу и могло укрыть от дождя. У входа в помещение или над ним отгораживали будку для аппарата, на противоположной стене вешали полотняный экран, под которым играл пианист. В биографе не была предусмотрена специальная мебель — обычно здесь было много разномастных стульев и скамеек. Часто сеансы проходили вообще без мебели, что увеличивало вместимость.

Большинство первых владельцев синематографов были случайными людьми в кино, к этому искусству они не имели никакого отношения. Кинематограф для них представлял лишь коммерческий интерес. Часто это были выходцы из купеческих семей, мещане и крестьяне.

В дореволюционной Москве число действующих синематографов постоянно менялось. В середине 1907 года было принято решение, которое запрещало размещать кинотеатры ближе чем на 320 метров друг от друга и устанавливало максимально допустимое количество кинотеатров в Москве — 75. Кроме того, теперь стало нельзя открывать новые кинотеатры на Тверской и Покровке, на которых было уже слишком много синематографов. В принципе, Тверская в начале века всегда была самой «кинематографической»: здесь насчитывалось более 10 кинотеатров.

23 ноября (10 по старому стилю) 1909 года на Арбатской площади открыл для публики свои двери «Художественный электротеатр», который с 2014 года находится на реконструкции. Это был первый случай в России, когда для синематографа построили специально оборудованное отдельно стоящее здание. Оно было рассчитано на 400 зрителей. Но наплыв зрителей был настолько велик, что уже в 1912–1913 году здание кинотеатра было перестроено. Если говорить о репертуаре кинотеатра, то в нем преобладали комические и видовые картины, а драмы и мелодрамы были представлены в минимальном количестве.

14 августа (1 августа по старому стилю) 1913 года на Триумфальной площади состоялась закладка первого и долгое время единственного в Москве и стране студийного кинотеатра на 800 мест, принадлежавшего Акционерному обществу «А. Ханжонков и Кº». Кинотеатр, который назывался Домом Ханжонкова, быстро стал популярным у москвичей. Помимо обычных сеансов, здесь устраивали лекции по вопросам кинематографии, проводили научные сеансы, учащимся городских школ выдавали бесплатные билеты на специальные образовательные программы. В годы Первой мировой войны в нем устраивались благотворительные сеансы, был создан специальный лекторий для сестер милосердия. Кинотеатр не изменял своего названия с момента основания и был закрыт только в 2004 году.

Начало Первой мировой войны в 1914 году потрясло всех, в том числе и кинематограф. Очень скоро в кинотеатрах появились патриотические фильмы: «В огне славянской бури», «Подвиг казака Крючкова», «На защиту братьев-славян!», «В борьбе народов» и другие.

Но владельцы кинотеатров помогали нуждам бойцов не только духовно, но и материально. Так, они организовали лазарет, который содержали с выручки. 4 октября 1914 года состоялось торжественное освящение оборудованного лазарета имени кинематографии. Лазарет состоял из трех больших палат, в которых размещались 60 коек и несколько комнат с операционной и перевязочной.

В конце февраля 1916 года Комиссия по снабжению воинов передовых позиций передвижными кинематографами обратилась с призывом организовать недели кинематографа по сбору средств для их устройства. Был собран фонд в размере 10 000 рублей для снабжения передовых позиций передвижными кинематографами. К концу апреля комиссии удалось приобрести два автомобиля, оборудованных под передвижные кинематографы. В начале июня две машины были отправлены на фронт «на службу по развлечению наших героев во время их отдыха от боевых трудов». К концу июля в действующую армию было передано еще шесть таких установок.

Перед революцией горожане уже не могли представить свою жизнь без кинематографа. Возникнув, скорее, для развлечения, кино в какой-то момент стало использоваться и в образовательных целях в школах. И именно тогда стало однозначно понятно, что оно надолго, если не навсегда, останется среди москвичей.

Читайте также: Москвичей пригласили на выставку и кинопоказы в День российского кино

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.