Ситуация успеха: фундамент будущих достижений закладывается в дошкольном возрасте
Путь к успеху начинается задолго до поступления в первый класс. И будущие достижения нынешнего малыша станут следствием профессиональной, грамотной, слаженной работы многих специалистов — воспитателей, логопедов, психологов, музыкальных работников и инструкторов по физической культуре — всех тех, кто ежедневно трудится в дошкольных отделениях образовательных учреждений.
На дошкольном этапе на успехи детей работает целая команда профессионалов. В идеальном варианте их работа подкреплена заинтересованностью и участием семьи в развитии ребенка.
— При соблюдении всех этих условий мы имеем высокие шансы получить первоклассника, во всех смыслах готового к школьной жизни. А дальше начинается освоение образовательной программы — основной или адаптированной — это зависит от конкретного ребенка. И здесь задача педагогического коллектива и, прежде всего, классного руководителя, — создать ситуацию успеха для каждого своего ученика, ведь московская школа — это школа для всех. Что мы понимаем под ситуацией успеха? Прежде всего, это чувство радости и удовлетворения ученика от результатов своей работы, точнее, учебы. Именно эти эмоции — «у меня получается», «я могу» — вдохновляют школьника и вызывают стремление идти дальше, узнавать больше, ставить перед собой новые цели и достигать их, — рассказывает председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы, директор школы № 814 Максим Иванцов.
Значительную роль в создании ситуации успеха играют родители. Их поддержка, выражение радости, похвала даже за маленькие достижения чрезвычайно важны для ребенка. То есть снова возникает тема сотрудничества, конструктивного диалога семьи и школы. Очень важно чутко реагировать на возникающие в процессе обучения трудности. Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. И чем раньше ученик начнет получать эту помощь, тем выше шансы на успех.
— Какие еще компоненты работают на успешность ребенка? Разумеется, психологически комфортная, безопасная образовательная среда, где дети и взрослые обучены навыкам конструктивного общения, где действуют принципы взаимного уважения, где каждый имеет право быть услышанным. Насколько комфортной будет образовательная среда, зависит от совокупного вклада всех участников образовательного процесса. И от родителей в том числе. Очень часто ребенок перенимает манеру общения родителей с окружающими людьми и, приходя в школу, ведет себя так же, — добавляет Максим Иванцов.
Кстати, умение общаться является одним из четырех ключевых личностных навыков (soft skills), необходимых человеку будущего для достижения успеха. К ним же относятся критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, креативность — способность генерировать идеи, а также координация — умение определить цель и способы ее достижения. Все эти умения не формируются одним человеком, даже двумя и тремя. Такие задачи решаются только в команде, эффективной команде современной московской школы.
Читайте также: Сергей Собянин рассказал о строительстве в Москве новых школ и детских садов