Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Кто и как зарабатывает деньги на тяге людей к славянским корням

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Кто и как зарабатывает деньги на тяге людей к славянским корням
Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Осень богата на праздники. Причем не только современные, но и очень древние, уже почти забытые, как осеннее равноденствие, или придуманные, как День Сварога. Что это за праздники, кто и зачем их отмечает? Корреспондент «Вечерней Москвы» при помощи специалистов попытался разобраться в этих верованиях, а также узнал, кто сегодня неплохо зарабатывает на «славянском» массаже, арифметике, костюмах и масках.

Ярило, Радегаст и все-все-все

Перво-наперво корреспондент отправился в Музей книги Российской государственной библиотеки. Начал с книги Павла Строева «Краткое обозрение мифологии славян российских». Он утверждает, что литераторы Российской империи XVIII века вдруг обнаружили отсутствие в то время отечественной, модной тогда во всем мире «культурной античности» и взялись за создание пантеона. В итоге многие божества впервые появились в книге Михайло Попова «Описание древняго славенскаго языческого баснословия, собраннаго из разных писателей и снабденнаго примечаниями». Она увидела свет в Санкт-Петербурге в 1768 году.

Как пишет историк Виктор Шкловский, «Попов в своей мифологии многое придумывал, много записывал чужих выдумок» («Чулков и Левшин», Издательство писателей в Ленинграде, 1933). Причем небылицы в XVIII–XIX веках не считались, как бы их сегодня назвали, фейками. Например, профессор Дерптского университета Григорий Глинка в книге «Древняя религия славян» (Митава, 1804) даже настаивал на том, что выдумки все же лучше, чем ничего. И открытым текстом сознавался: «Я переселяюся в пространные разнообразные области фантазии древних славян, бродя по ним, стану собирать всецелые мечтательные идеи и малые их частицы и сии последние, сообразуясь их устроению, дополнять материалами сего же царства и по законам воображения или мечтания». Однако еще современники открыто подвергали критике создателей таких мифов.

«Услады, Купалы, Зимстерлы, Полели, Дашубы, Лады, Лели и проч… существовали в одном воображении повествовавших о них писателей. Они думали, что у славян непременно долженствовало быть ни больше ни меньше богов, сколько было их у греков и римлян», — отмечал Павел Строев в «Кратком обозрении мифологии славян российских» (Москва, 1815).

Также выяснилось, что «Услад» — не что иное, как неправильно переведенное бароном Сигизмундом фон Герберштейном словосочетание из «Повести временных лет». Фразу «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат» барон перевел не как «ус злат» (то есть золотые усы), а как имя человека. Так и родился Услад, удивительно похожий на греческого бога Дионисия. А Лель — не что иное, как песенные припевы «Ой, люлилель» и «Лель-полель».

Яркий пример явной фальсификации — Радегаст. Как сообщала газета Hamburger Correspondent от 7 февраля 1768 года, в деревне Прильвиц (Германия) были обнаружены бронзовые статуэтки человечка с бычьей головой в руках, а на голове — шлем в виде птицы. Якобы это изображение бога Радегаста. По свидетельству филолога-слависта Измаила Срезневского, уже в 1848 году статуэтка была признана подделкой. Существовал город Радогоще, в котором поклонялись Сварожичу (Сварогу). В сознании масс Радегаст закрепился после того, как появился в опере-балете Николая Римского-Корсакова «Млада» в 1890 году.

Славянская арифметика

В сети можно найти и «Славянскую математику», составленную «Дарияром под редакцией Яросвета». Эта работа предлагает ознакомиться с системой «расчетов, которая применялась в повседневной жизни для определения длины, массы, объема, веса, структуры для строительства». В славянской арифметике, кроме обычного умножения, названного двухмерным, плоскостным, есть еще и умножение трехмерное, и объемно-временное. Страшно сказать, но, по мнению Дарияра, дважды два в трехмерном «славянском» умножении совсем не четыре, а... 16! Но, быть может, мы что-то не понимаем? «ВМ» отправила пособие двум специалистам, и их ответ был однозначным: такая «арифметика» не имеет права на жизнь.

— Зачем надо было придумывать все это словоблудие, непонятно. Вообще, многомерными пространствами занимается высшая алгебра. Физически можно представить себе четырехмерную систему: три координаты в объеме и четвертая — время. Все, что выше, — это мысли математиков. А здесь рисуют какие-то магические картинки на плоскости и говорят, что это пятимерная система, — прокомментировал Андрей Петерсон, кандидат технических наук.

Александр Шкляев, старший научный сотрудник кафедры математической статистики и случайных процессов МГУ имени Ломоносова, кандидат физико-математических наук, еще более категоричен.

— Математика довольно либеральная наука и достаточно спокойно относится к рассмотрению нестандартных операций, пространств или преобразований. Если вам хочется ввести еще пару-тройку умножений — никаких проблем, можете хоть полностью свой язык создать и на нем производить какие-либо вычисления или вести рассуждения. Но если вы захотите этот язык распространить, вам придется каким-то образом мотивировать его применение. Но мне непонятно, зачем это все, — заметил он.

Он подчеркнул, что словарь используемых терминов составлен не очень грамотно, что лишает возможности понимать текст однозначно. Неясен и алгоритм вычислений. Например, автор предлагает «для получения гармоничной структуры двухмерного пространства необходимо провести перпендикуляр к одномерной фигуре на длину самой фигуры». Все это не соответствует принятым в профессиональном сообществе математическим стандартам.

Не лучше обстоит дело и с другими понятиями, которые вводятся сторонником некой древней математики. А поскольку их нельзя однозначно воспринять, то вызывать они могут только вопросы, но никак не содержательную критику.

Волшебные лекарства

Тема лечения старинными способами — благодатная почва для деятельности различных компаний, которые предлагают препараты от всяческих хворей. Естественно, исключительно из природных ингредиентов. Например, на основе грибов лисичек. Так, потенциальных клиентов убеждают: «Поешь лисичек — и организм излечится от глистов». В этих грибочках, мол, никогда не водится червей, а значит, они обладают волшебным свойством, о котором знали древние славяне.

За ответом на этот вопрос «ВМ» обратилась к микологу Максиму Дьякову.

— Лисички действительно не бывают червивыми. Но только потому, что в них нет вещества, которое помогает вредителям размножаться. Но следует помнить, что червяки внутри человека и насекомые в природе совершенно разные. Следовательно, никакими глистогонными способностями милые лисички не обладают, — ответил ученый.

Рунический массаж

Объявления на интернет-площадках сулят мгновенное оздоровление после удивительного славянского массажа. «Все согласно древним рунам», — гласит призывная реклама. К тому же «помассироваться» и срочно обрести вторую молодость стоит недорого. По меркам изобретателей чудодейственных методов.

За комментарием мы обратились к московскому врачу Михаилу Кирцеру.

— С древними славянами все не очень точно. Но предположить, что существовал «древнеславянский массаж», крайне затруднительно. Тому нет никаких доказательств, — сказал медик. — Скорее всего, речь идет об обычном массаже, но вот в такой модной упаковке. Это всего лишь маркетинговый ход, не более того, — подчеркнул Михаил Кирцер.

Дешевая стилизация

«Вы будете выглядеть как настоящие древние русичи!» — вещает очередное объявление, советуя прикупить «стародавних русских костюмов». И не беда, что ткань — дешевая синтетика, да и вид оставляет желать лучшего. Хотя возродить моду на национальные костюмы в России пытались еще в начале XX века.

Этим вопросом уже не один год занимается научный сотрудник Государственного института искусствознания Инна Пуликова.

— Обращение к национальным корням связано с объективными событиями в жизни страны. Вспомним Екатерину II. Немецкая принцесса на русском троне, она прекрасно понимала, как важно демонстрировать свою приверженность русским традициям. И потому носила традиционные народные платья. Тем более что это было удобно: просторный сарафан скрывал ее полноту. Патриотический подъем во время Отечественной войны 1812 года привел к тому, что такие наряды стали популярны на придворных балах, — поделилась эксперт.

Она добавила, что изучение и осмысление русской истории во второй половине XIX века породило не только споры славянофилов и западников, но и моду на русский стиль в одежде, а также на окладистые мужицкие бороды. Ей, кстати, следовал даже император Александр III. Мотивы, идеи и лекала за сотни лет практически не изменились: женский сарафан XIII века может быть совершенно актуален сегодня. Китайцы массово шьют и поставляют на рынок русские платья как раз потому, что на них есть устойчивый спрос. И это понятно: никто не будет этим заниматься, если нет покупателей.

Кто ты, маска?

А еще корреспонденту «ВМ» предложили купить набор славянских масок. Насколько они исторические, оценила Татьяна Болысова, основатель музея «Маски и фигуры мира».

— Сама по себе славянская культура прекрасна, многогранна, но есть очень много людей, которые не так глубоко разбираются в этой теме. Они что-то поверхностно узнали, услышали и используют это в своих не очень хороших целях. Кто-то пытается на этом нажиться, кто-то откровенно спекулирует, и ни к чему хорошему это не приводит. Мнимые историки лишь множат заблуждения и повторяют мифы, — рассказала она.

По словам Татьяны, огромное количество масок никакого отношения к славянам не имеет — это слегка стилизованные копии из западноевропейского эпоса.

— Доходит до смешного — на ярмарках, посвященных фольклорной культуре, под видом славянских продают… индонезийские маски! И даже китайские! Причем эти дельцы просто торгуют таким товаром, не зная никакой философии, но придавая лицу «умный» вид. Нужно помнить, что славянских божеств было не так много, а сведений о них сохранилось довольно мало, — предостерегает Татьяна Болысова.

В общем, не все «славянское» оказывается им на деле. Будьте внимательны!

РЕПЛИКА

Маркетинг на старине

Антон Размахнин, фольклорист:

— Тяга к дохристианским славянским артефактам, обрядам, якобы сокровенным магическим текстам, реконструкции пантеона древних богов сопровождает часть российской интеллигенции уже две с лишним сотни лет. Начало этому было положено литераторами-романтиками, в том числе лично Василием Жуковским. Русской интеллектуальной и творческой элите было обидно, что у англичан есть «Песни Оссиана» Макферсона, то есть пусть не слишком проверенный, но свой национальный эпос, а у нас нет. Поэтому по крупицам подлинных данных, дошедших до нас в искаженных подчас пересказах летописей, начали выстраивать славянский пантеон. Отсюда Белбог и Чернобог, демонология с русалками, кикиморами и подобными персонажами. В этом списке сакральные тексты, из которых самый известный — Влесова, или Велесова, книга, будто бы найденная в начале ХХ века. Затем оригинал ее, разумеется, был утрачен. По мере развития отечественной этнографии и фольклористики в популярную литературу попадали новые детали традиционной русской культуры: свадебные обряды и волшебные сказки, заговоры и заклинания, обнаруженные при раскопках славянские и дославянские артефакты вроде скифских украшений.

Но четкой системы дохристианской славянской культуры мы не знаем и никогда не узнаем. Хотя бы потому, что письменность пришла на Русь с христианством, и поначалу факты низовой народной культуры не записывались. Но энтузиастам это не мешает. Тем более что современное «славянское» неоязычество лишь декларативно претендует на реконструкцию дохристианской истории. На деле это типичная субкультура современности, близкая к нью-эйджу. Она распространяется по правилам сетевого маркетинга, имеет четкую коммерческую составляющую. И спрос на «славянские древности», разумеется, есть.

ИСТОРИЯ

Многие последователи славян апеллируют к «Велесовой книге», написанной на смеси болгарских, украинских и просто выдуманных слов. Современными учеными доказано, что это подделка. Сегодня наука довольно много знает о том, как выглядели древние славянские и праславянский языки. В IX веке поляки еще не «пшекали», а у сербов не было формы будущего времени с глаголом «хотеть».

Вообще славянские языки отличались друг от друга очень мало. Сочинитель «Велесовой книги» ничего этого не знал и простодушно счел, что для создания эффекта древности достаточно брать формы из разных языков, причем чем больше взаимоисключающих вариантов, тем лучше. Ну и, конечно, следовало искажать их посильнее, чтобы ни одна форма не была похожа, например, на современную русскую. К такому выводу пришел Андрей Зализняк, академик, советский и российский лингвист. Да и само название произведения — «Влескниго» — не похоже на славянское. Зато очень напоминает современные вроде «Москнига» или «Главрыба».

ГЛАВНЫЕ МИФЫ

Согласно верованиям современных язычников, которые не подтверждены практически никакими реальными историческими доказательствами или источниками, славяне признавали доброе начало в образе Белбога и подчиненного ему, но вредоносного Чернобога. Соединенный их творческими силами мир возник из воздушного пространства, где находился Ирий (рай), или Буян-остров, блаженная обитель богов. Завидуя могуществу своего антипода, Чернобог попытался вступить с ним в борьбу. Но был побежден и перенес ненависть на первое творение Белбога. Он опьянил человека и этим навлек на него гнев Белбога. Итогом стало физическое и нравственное измельчание рода людского. Лидером в славянской мифологии был Перун — небесный властитель, защищающий людей и ведущий непрерывную борьбу с Чернобогом.

Читайте также: Тульская сказка на новый лад. Хранители старины в двух часах езды от столицы

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.