Прощай, раритет нефтяной промышленности: завод избавляется от старых установок
Московский НПЗ приступил к демонтажу установок прошлого поколения, которые заменил новый комплекс переработки нефти «Евро+». Эти работы — часть программы экологической модернизации предприятия, в ходе которой завод внедряет современные технологические решения и избавляется от устаревшего производства. Всего будет выведено пять установок, демонтаж которых планируется завершить весной 2021 года. Старт работам дал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Комплекс «Евро+» начал выпускать продукцию в июле 2020 года. Причем старт его работе дал лично президент России Владимир Путин. А мэр Москвы Сергей Собянин, присутствовавший на площадке, отметил, что компания «Газпром нефть» строго соблюдает обязательства по модернизации предприятия. С этим трудно не согласиться.
От «Евро-5» к «Евро+»
С 2011 по 2015 год на первом этапе модернизации на предприятии были построены новые установки, обеспечивающие выпуск топлива «Евро-5».
— В итоге завод на три года раньше установленного срока перешел на стопроцентное производство топлива «Евро-5», что, конечно, положительно сказалось на качестве атмосферного воздуха в столице, — рассказывает директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. — Дело в том, что продукция завода занимает немалую часть топливного рынка Москвы, и чем выше экологические характеристики бензина и дизтоплива, тем меньше вредных выхлопов оставляет автотранспорт.
Также в ходе модернизации был выведен из эксплуатации ряд устаревших производственных комплексов. Внедрены современные технологии производства битума.
С 2015 года стартовал второй этап программы, в рамках которого начали работу уникальные биологические очистные сооружения «Биосфера». Они повысили эффективность очистки воды до 99,9 процента и обеспечили практически замкнутый цикл водопотребления.
Кстати, о замкнутом цикле. Для надежного снабжения столицы ГСМ на предприятии работает автоматизированный терминал отгрузки продукции, который обеспечивает абсолютно герметичную загрузку бензина, дизельного топлива и авиационного керосина в автоцистерны. В итоге их пары не попадают в воздух.
И вот новый технологический и экологический рубеж — установка «Евро+». Современные технологии комплекса обеспечивают полный цикл производства — от подготовки нефти до выпуска топлива.
Смена поколений
А вот устаревшие установки подготовки нефти, первичной переработки, вторичной перегонки и получения высокооктановых компонентов бензина будут разобраны. Они были построены в 40–60-х годах прошлого века и выработали свой ресурс. Демонтажные работы, кстати, начались с установки производства бензина. Ее ввели в строй в далеком 1964-м. Именно эта установка позволила заводу производить высокооктановые компоненты бензина. А в 1967-м здесь впервые в СССР был получен бензин АИ-92.
— Установки разбирают с помощью специальной техники — крупнотоннажных кранов, экскаваторов, бульдозеров и промышленных гидравлических ножниц. Специалисты будут последовательно демонтировать колонны, трубы, печи и вспомогательные строения, — рассказали «Вечерней Москве» на предприятии. — Отходы планируется отсортировать и утилизировать в установленном порядке. При этом отдельные части будут использованы специализированными предприятиями в повторной переработке.
Освободившиеся на территории площади решено задействовать для будущих проектов программы развития предприятия, в том числе направленных на повышение глубины переработки нефти.
Модернизация продолжается
«Газпром нефть» с 2011 года продолжает программу модернизации предприятия, объем инвестиций в которую до 2025 года составит 350 млрд рублей. Новые производственные и природоохранные комплексы уже позволили в четыре раза снизить воздействие на окружающую среду и повысить выпуск востребованной продукции.
— Московский нефтеперерабатывающий завод — это важное звено столичного промышленного комплекса, который с каждым годом становится все более технологичным, инновационным и экологичным. На примере Московского НПЗ мы видим, как динамично может выполняться программа развития промпредприятия. Менее чем за 10 лет наглядно виден результат: обновлено оборудование, в производстве применяют самые современные технологии, соблюдаются высочайшие стандарты качества продукции, – отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
— Московский НПЗ приступил к важному этапу программы развития завода — демонтажу оборудования прошлого поколения. Это стало возможным благодаря масштабному проекту — пуску в работу самого современного в стране комплекса переработки нефти «Евро+». Предприятие уверенно следует цели — внедрять лучшие мировые технологии производства. И благодаря этому Московский НПЗ — на 80 процентов новый завод, — подчеркнул генеральный директор Московского НПЗ Виталий Зубер.
КСТАТИ
Благодаря модернизации Московский НПЗ повышает производственные и экологические характеристики. Завод уже на 75 процентов сократил воздействие на окружающую среду, повысил производство автомобильного и авиационного топлива.
СПРАВКА
Московский НПЗ начал работу в 1938 году и сегодня он — важная часть городского хозяйства. Завод перерабатывает 12 млн тонн нефти в год и выпускает 30 видов продукции. Прежде всего это высококачественное моторное топливо — бензин и дизель экологического стандарта «Евро-5». Авиационным керосином Московского НПЗ снабжаются аэропорты московского авиаузла, битум используется для строительства и ремонта каждой второй дороги в столице.