Охота на мамонта, или Как на крючок распродаж попадают 70% покупателей
Ну, разве что на всякие нанотехнологии — типа зубочисток с дистанционным управлением, которые коробейники за полцены и внесезонно носят по квартирам. Но в нашем доме все домохозяйки такие просвещенные, что уже никому не открывают…
ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!
Предновогодняя игра идет по правилам ритейлеров, и покупателю в ней изначально определена роль лоха. Впрочем, иногда полезно им и прикинуться.
Вот я, например, люблю ковырять ценники — что-то они слишком толстые, несмотря на «похудевшую» на днях цену. Отковыряла недавно три слоя на одной симпатичной кофточке за 2100 руб. со скидкой. Оказалось, что до распродажи у нее была бурная биография, как у путаны, прошедшей путь от Ленинградского шоссе до отеля «Метрополь»: 800 руб., 1500, 2300...
Дальнейшие археологические раскопки пытались пресечь продавцы, но я пригрозила натравить на них ФАС (Федеральную антимонопольную службу), если не признаются, какая цена была у этого топика в самом начале. Отдали, как миленькие, за смешные деньги, потому что встреча с ФАСом грозит магазину совсем не смешным штрафом за недобросовестную рекламу, которая извещала о 30-процентных скидках на кофты, но умалчивала, что до этого цены повысились на 60%.
Иногда совсем не обязательно привлекать в союзники такую грозную структуру. Достаточно вспомнить уроки математики, на которых рассказывали, что суперпредложение «две вещи по цене одной» на русский язык переводится так: «скидка 50% при покупке не менее двух вещей». А они вам нужны, целые две мясорубки или две пары обуви одной модели? Есть, конечно, задачи и посложнее — например, «50% скидки на товар, если он третий в чеке». Но тут математика не поможет. Попробуйте купить две пачки мыла и потребовать к ним ж/к телевизор за полцены. В лучшем случае принесут смирительную рубашку.
Не вашего размера, но тоже недорого.
Еще мне нравится забойный слоган «Полная ликвидация товара. Обвал цен». Сколько они стоили до ликвидации, не помнят уже и сами продавцы. Но, похоже, круто, если дают скидку 90% на все, что находится «вот в этой куче». Можно, конечно, и нарыть какойнибудь неликвид, но без права возврата, как гласит упреждающая надпись на кассе.
На самом деле по Закону о защите прав потребителей (ст. 10) вернуть в магазин или обменять можно любой товар, в том числе купленный на новогодней распродаже. Отказываются — требуйте жалобную книгу. Возврата денег наверняка не добьетесь — зато какой драйв накануне праздника!
ПЕРВОБЫТНЫЙ ИНСТИНКТ
Массированная предновогодняя реклама, как вы понимаете, направлена на самых уязвимых — на тех, кого «обманывать не надо, он сам обманываться рад».
— «Покупательский зуд» активизируется даже от простого объявления о праздничных акциях и скидках, — рассказывает консультант общества защиты прав потребителей, психолог Ольга Сидоренко. — Специфическая атмосфера магазина, освещение, запахи, «праздничная» выкладка товаров на расстоянии вытянутой руки усиливают психологическое состояние. В 99% случаев у людей срабатывают инстинкт потребления и элементарная жадность.
— Что делать, — спрашиваю, — чтобы не лихорадило?
— Выпить воды, — отвечает Сидоренко.
Бывалые «шопники» советуют то же самое. Один из них — питерский профессор Сергей Кречетов — даже выпустил брошюру со скромным названием «Советы наивным потребителям». Тираж 200 экземпляров, 16 страниц, но драматургия не хуже, чем в «Войне и мире».
— Если вы вдруг почувствуете сильное желание поместить какой-то товар в свою тележку — не противьтесь, — наставляет Кречетов. — Кладите туда все, что вам понравилось, и чем быстрее вы заполните ее доверху, тем лучше. Однако не спешите к кассе. Прогуляйтесь вдоль стеллажей, посмотрите на ценники, помечтайте. Помните: ваш здравый смысл временно ушел погулять и необходимо дождаться его возвращения. О возвращении вы узнаете, когда при взгляде на свою тележку обнаружите в ней кучу барахла, «ценность» которого лишь в том, что оно на 5 рублей дешевле, чем прежде. Выбросьте все, без чего можно обойтись, оставьте самое необходимое. Так вы сможете удовлетворить свой «хватательный инстинкт» без ущерба для собственного кошелька.
Вооружившись умной теорией, мы с Сидоренко пошли по магазинам. В каждом выпили по литру воды на троих со здравым смыслом. А потом он куда-то ушел и не вернулся.
— Да черт с ним, — сказала Сидоренко. — Уже ноги не ходят, а подарки все равно нужны. Давай уж здесь купим.
БУМ ПЕРЕЖИВУТ ВСЕ
Все скидки у нас так и называются — праздничные. Почему? Продавцы важничают: «А у нас все — как на Западе». Хотя на самом деле во многих западных странах праздничные распродажи практикуют не до, а после народных гуляний, и в этом есть своя логика: зачем делать скидки, если народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков? А вот потом, когда схлынет праздничный бум, приходит время истинных распродаж.
— Серьезные компании в Москве живут по тем же законам, — уверяет аналитик УК «Финнам-Менеджмент» Максим Калягин. — У них начнутся распродажи после Нового года, когда придет время обновления коллекций и будет выгодно продать оставшийся сезонный товар со скидками до 70% . А то, что происходит сейчас — от ЦУМа до лабаза в спальном районе, — больше напоминает лохотрон. Неликвид и залежалый товар просто украшают праздничными бантиками.
НЕМНОГО ЦИФР
Интересно, что купившись на «бантики», мы только за месяц помогли торговле довести объем розничных продаж до $10,7 млрд. При таком наваре вполне справедливо установить для покупателей реальные скидки в 10–15%, а не морочить им голову заоблачными посулами. Мешает элементарная жадность. Ведь то, что хорошо потребителю, для бизнеса может быть хуже смерти. По словам экспертов, многим кампаниям далеко до «благотворительности» из-за собственных экономических проблем. Как минимум треть из них не переживут провальные для торговли январь – февраль и распродают товар сейчас, чтобы выйти из бизнеса.
ЗДРАСЬТЕ ВАМ!
Скидки знают, как пролезть. Вот, например, весь ноябрь в телевизоре зажигала разбитная дамочка, которая, купив две упаковки «Ариэля» и «Тайда» по 3 кг, своими руками настирала в небезызвестном торговом центре 500 рублей скидки. Долбила про свою экономию каждые пять минут, причем исключительно во время популярных сериалов. Я их уже и смотреть перестала, потому что сосредоточилась на халяве в полтысячи рублей.
Если честно, то предательский вопрос – нужны ли мне 6 кг моющего средства за 548 рублей, чтобы получить 500-рублевую скидку на плойку, которую я и не собираюсь покупать? – все же возникал, но я с ним ловко справилась, отключив мозги на время похода в магазин.
– Акция закончилась, – разочаровал менеджер Андрей, с тоской оглядывая штабеля нераспроданных «Ариэлей» и «Тайдов». – А у нас этого добра под завязку, не знаем куда девать.
Чтобы не расстраивать менеджера еще больше, купила у него пластмассовую коробочку. Совершенно бесполезную, но с накопительными баллами на дисконтную карту. А что? Люди брали… Один мужчина даже хвалился, что на его баллы уже можно приобрести стеклянную полку от холодильника «Вosh». Кассирша, повертев пальцем у виска, отняла у дядьки радость – по ее подсчетам, «чтобы хватило на холодильник целиком, надо скупить весь магазин».
НЕМНОГО О КОВАРСТВЕ БУТИКОВ
Те, кто предпочитает «элитные» лейблы и любит отовариваться в модных бутиках, должны помнить следующее. Уже первые 25-30% покупателей, приобретающих вещи из новой коллекции, с лихвой покрывают все основные и дополнительные расходы продавцов на закупку товаров, транспорт, растаможку, аренду помещения и зарплату персонала. Следующие 35-40% клиентов – это уже чистая прибыль в карманы владельцев бутиков. Распродажи обычно начинаются, когда на складе остается менее четверти первоначального ассортимента. При нынешнем высоком уровне покупательского спроса небольшие объемы качественного товара, да еще выставляемого на продажу со скидкой, могут закончиться в считанные часы. Не пропустите! В противном случае наткнетесь на спасительную для магазина табличку «Закрыто по техническим причинам».
СКИДКА УЦЕНКЕ РОЗНЬ
В отличие от магазинов, торгующих одеждой и обувью, продовольственные супермаркеты объявляют скидки гораздо чаще, чем раз в сезон, и, в основном, на скоропортящиеся продукты – творог, сыр, йогурт, колбасы. На самом деле, это не скидка, а уценка. Продавцы обычно не заморачиваются разъяснением таких «незначительных» нюансов и даже не предупреждают покупателей, что срок годности у подешевевших продуктов практически вышел.
СПРАВКА
В период предновогодних продаж спрос на различные группы товаров (елки, игрушки, вечерние туалеты, продукты к праздничному столу и т. д.) вырастает на 100–300%, выручка магазинов в среднем увеличивается в два раза по сравнению с обычными месяцами.
Сначала снижение цен объясняется Новым годом, потом Рождеством, дальше — День святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и далее по кругу. На самом деле это означает, что никаких скидок в магазине нет и в помине.
В отличие от магазинов, торгующих одеждой и обувью, продовольственные супермаркеты объявляют скидки гораздо чаще, чем раз в сезон, и в основном на скоропортящиеся продукты — творог, сыр, йогурт, колбасы. На самом деле это не скидка, а уценка. Продавцы обычно не заморачиваются разъяснением таких «незначительных» нюансов.
Спасибо предкам за нашу… жадность
«Хватательный импульс», по словам консультанта общества защиты прав потребителей, психолога Ольги Сидоренко, достался нам от древних людей. Эти бедолаги провели тысячи лет в охоте на мамонтов, и уж когда заваливали его, то должны были унести с собой как можно больше еды, иначе светила гибель от голодной смерти. Архаичные рудименты до сих пор дремлют в каждом из нас:
– Покупателя в состоянии первобытного транса можно определить по суетливым движениям, лихорадочно блестящему взгляду, а также по покупательской тележке, доверху заваленной разной ерундой, – таким рисует выглядит портрет современного «охотника за мамонтами» по словам эксперта.
Как мы относимся к распродажам
Психологи, исследовавшие поведение людей во время акций типа «налетай - подешевело», утверждают, что большинство из нас – 70% – воспринимают скидку как свалившееся на голову счастье. Другие (15–20%) во всем видят обман и желание нагреть руки на неискушенном потребителе. И только третьи (их меньше всего – 5–10%) к распродажам относятся здраво, признавая право торговли на дополнительную прибыль, но и не упуская собственной выгоды.
По данным статистики
По данным ВЦИОМ, средняя московская семья готова потратить на новогодние презенты родным и друзьям от 10 до 25 тысяч рублей. 80% мужей ожидают получить в подарок бритвенные принадлежности, мобильные телефоны, набор аксессуаров для автомобиля. 93% жен заранее знают, что их поздравят цветами, конфетами, косметическими наборами и предметами домашней утвари.
Большинство детей и подростков мечтают о собственном скутере, но получат его не более 5%, для 60% традиционным подарком останется новая одежда и обувь, недорогой телефон и набор канцелярских принадлежностей. Друзьям и близким москвичи дарят, в основном, сувениры, предметы посуды и хозяйственные мелочи на сумму от 300 до 700 рублей. 50% опрошенных предпочитают приобретать подарки во время праздничных акций и на распродажах.