Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

115-летие маэстро танца Игоря Моисеева отметили с народным размахом

Общество
115-летие маэстро танца Игоря Моисеева отметили с народным размахом
Фото: пресс-служба Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Не так много в мире творческих коллективов рядом с названием которых уместно смотрелось бы слово «легендарный». Но концерты Ансамбля имени Моисеева за 80 с лишним лет стали такими же знаковыми событиями для ценителей искусства, как и поход в Большой театр или посещение Эрмитажа. Каждое новое выступление заставляет зрителей вспомнить великого мастера, основателя Государственного академического ансамбля народного танца Игоря Александровича Моисеева и почувствовать захватывающую энергию танцев народов мира. «ВМ» побывала на юбилейном вечере, приуроченном к 115-летию выдающегося хореографа и танцора.

Рождение легенды

Советский и российский артист балета, легендарный балетмейстер и хореограф, талантливый педагог Игорь Моисеев родился 8 января 1906 года в Киеве. Из-за свободомыслия («Вся власть — насилие») отца-юриста, попавшего в тюрьму, мальчик оказался в парижском пансионе, где его спрятала мать. После освобождения отца Игорь вернулся в Россию. Отец Александр Михайлович, боясь дурного влияния улицы, отвел 14-летнего Игоря в балетную студию. Полагая, что занятия помогут подростку обрести хорошую осанку, манеру держаться и изящество поведения. А через три месяца талантливого новичка перевели в Хореографический техникум Большого театра. Жили Моисеевы бедно: отец преподавал французский, мать бралась за любую работу. Мальчик часто недоедал и из-за истощения не танцевал целый год. Но в 18 лет, окончив школу Большого театра, попал в кордебалет с низкой ставкой — 20 рублей. На первую зарплату Игорь купил чайник — родители ликовали.

Возможно, молодой танцовщик так бы и остался в тени, но в 1924 году ему повезло: известный балетмейстер Касьян Голейзовский дал ему роль Иосифа в постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном», а потом и главную партию — разбойника Рауля в балете «Теодолинда». Но кровь отца, который всегда боролся за справедливость, бурлила — за эту тягу молодого танцовщика уволили из театра. Тогда Моисеев обратился за помощью к самому наркому просвещения Луначарскому и его приняли обратно, но более года не давали ролей, пока прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер не выбрала его в партнеры.

115-летие маэстро танца Игоря Моисеева отметили с народным размахом Фото: пресс-служба Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

В 1926 году Игорь Моисеев впервые попробовал свои силы в качестве балетмейстера в студии Рубена Симонова, в 1927 году поставил балеты «Красный мак» и «Футболист» в Большом театре. 24-летнему балетмейстеру прочили большую карьеру ведущего солиста в Большом театре, но Моисеев хотел сочинять танцы. И его все больше привлекало народное творчество. Ведь в начале 1930-х годов он побывал в Памире, Белоруссии, Украине, Кавказе, собирая танцевальный фольклор. Его зачаровывали движения, хореография и самобытность народных танцев. В 1936 году мечта стала почти явью: Моисеева назначили заведующим хореографической частью в Театре народного творчества.10 февраля 1937 года Государственный академический ансамбль народного танца дал свой первый концерт в московском театре «Эрмитаж». Тогда в коллективе были небольшой оркестр народных инструментов и 30 танцоров. В 1938 году уже блистал в Кремле. Игоря Моисеева знал в лицо сам Сталин, именно он в 1940 году дал ансамблю помещение у строящейся станции метро «Маяковская».

А потом началась война...

Игорь Александрович начал готовиться к выступлениям на фронте, но ему отказали. Весь ансамбль эвакуировали в Свердловскую область. Коллектив давал иногда по три концерта в день на эвакуированных заводах, гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку и Монголии. Некоторые номера, в том числе «Большая флотская сюита» и «Русская сюита», так полюбились зрителям, что вошли в постоянный репертуар. А заработанные деньги ансамбль отдал на постройку танка «ГАНТ СССР». В 1943 году ансамбль вернулся в Москву, и в том же году была открыта школа народного танца.

В послевоенные годы ГАНТ постоянно гастролировал, ему аплодировали в 60 странах — от США до Китая. Ансамбль Моисеева нес не только культуру народов мира, но и стал законодателем мод: в 1953 году каждая француженка мечтала о сапожках-«казачках». В 1965 году коллективу присвоили звание академического ансамбля, в 1987-м наградили Орденом Дружбы народов.

Игорь Моисеев умер 2 ноября 2007 года в возрасте 101 год, но даже из больницы он смотрел видеозаписи репетиций ансамбля и давал рекомендации танцорам. Он оставил ансамблю огромное наследство — порядка 300 произведений.

115-летие маэстро танца Игоря Моисеева отметили с народным размахом Фото: пресс-служба Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Наследники мастера

После смерти бессменного художественного руководителя Игоря Моисеева ансамбль стал носить его имя. Как и при жизни Игоря Александровича, ансамбль активно гастролирует. В его творческой копилке увеличивается количество наград, в том числе хореографическая премию Anita Bucchi в Италии и также медаль ЮНЕСКО «Пять континентов».

Пополняется и армия учеников Школы-студии при ГААНТ, где помнят высказывание Игоря Александровича: «У ансамбля должна быть своя школа, обеспечивающая труппу высокопрофессиональными кадрами». И уже 78 лет школа выполняет эту задачу: выпускников-моисеевцев приглашают в самые престижные танцевальные коллективы, многие ученики легендарной студии становятся педагогами. И конечно, каждый моисеевиц — артист, который может передать зрителям всю гамму эмоций своего персонажа, рассказать смешную или трагичную историю без слов, пользуясь языком тела, который он изучил у лучших преподавателей-танцовщиков России.

На концерты учеников Школы-студии имени Игоря Моисеева очень сложно достать билеты. Ведь это не просто итоговое отчетное выступление, а полноценный концерт.

Вот и 24 мая в концертном зале «Космос» на 996 мест — полный аншлаг, ведь выступление подготовлено к 115-летию великого мастера Игоря Моисеева. Зрители с нетерпением смотрят на часы. Моисеевцы очень пунктуальны, значит, еще минута — и начнется торжество танца. Несколько секунд тишины — и на сцене появляются артисты, зал взрывается аплодисментами.

Первый номер — класс-концерт «Дорога к танцу»: дотянутые коленочки и носочки, гибкие руки, легкие прыжки и махи длинных ног. Вот он — результат титанического труда каждого танцора, долгих часов тренировок, усталости и самоотверженности. Но все эти испытания останутся за кулисами — в репетиционных залах.

— Высокий конкурс при поступлении в Школу Ансамбля имени Моисеева свидетельствует о привлекательности созданного Игорем Александровичем жанра и для сегодняшней молодежи, — говорит Елена Фалькова, представитель стратегического партнера ансамбля Газпромбанка. — А именно вовлеченность новых поколений в изучение искусства народного танца обеспечивает преемственность традиций и потенциал будущего развития этого уникального творческого коллектива!

115-летие маэстро танца Игоря Моисеева отметили с народным размахом Фото: пресс-служба Государственного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Настоящий артист не может позволить себе слабости в свете софитов, поэтому зал восхищенно смотрит на сцену, где легкие, стройные испанки завораживают жаркими ритмами фламенко, а потом на сцене кружит яркими сарафанами, платочками русский танец «Полянка».

Памирский танец сменяет венгерский «Понтозоо», а аджарский «Хоруми» — молдавский «Жок».

— Я никогда не пропускаю выпускные этого уникального ансамбля, — говорит 56-летняя москвичка Антонина Степанова. — Я всю жизнь мечтала танцевать, но не было дано — работала бухгалтером. Выступление моисеевцев для меня удивительно: как точно подмечены все характеры народов, с какой любовью сохранены детали костюмов. Даже в пандемию я не расставалась с любимым коллективом, смотрела их по интернету. Спасибо Игорю Александровичу за такое наследие, за такую талантливую молодежь!

Греческий «Сиртаки» и башкирские «Семь красавиц», вьетнамский танец с бамбуком и эстонская «Полька через ножку». Каждый танцевальный номер — шедевр мировой хореографии. Специалисты уверяют, моисеевцев можно узнать сразу по виртуозной технической оснащенности, свободному владению различными видами танца, артистизму и задору. Они не играют, а живут на сцене. Неслучайно ученики школы-студии — желанные гости на любом хореографическом фестивале и конкурсе. Их знают и любят в Италии и Бразилии, Японии и Китае, причем не только зрители, но и коллеги-профессионалы. На WORLD CHAMPIONSHIPS OF PERFORMING ARTS (США) молодые танцовщики получили золотую медаль. Однако для выпускников главная награда — быть частью огромной семьи моисеевцев, у которой одна вера, одна любовь, одна жизнь: Танец, Сцена, Творчество.

СПРАВКА

Поступить в легендарную школу непросто: прием осуществляется один раз в пять лет. В классы попадают одаренные дети 13–14 лет, окончившие 7 классов средней общеобразовательной школы. На последнем году обучения учащиеся проходят дипломную практику в ансамбле.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.