Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

ЕГЭ: отличник в учебе — троечник по жизни

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
ЕГЭ: отличник в учебе — троечник по жизни
Фото: Рixabay/cassiapowell

Заканчивается очередной ежегодный ЕГЭ-марафон. Неделя с хвостиком — и большинство выпускников, сведя дебет с кредитом, начнет штурмовать вузы.

100-балльники — МГУ, МФТИ и «Вышку», обладатели более скромных оценок — институты попроще. Убежденные троечники, скорее всего, отправятся в армию и переименованные ПТУ. Однако даже такой разный старт, как известно, — совсем не гарантия того, что первые через несколько лет станут хозяевами жизни, а вторые — хроническими лузерами. Издевательское присловье из девяностых: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» — нет-нет да и дает о себе знать. И не только, кстати, у нас.

Марк Твен и Чарльз Диккенс, так и не окончившие начальную школу; Томас Эдисон, проучившийся в ней лишь три месяца, но даже за этот срок успевший попасть у преподавателей в разряд тупиц; Менделеев с его тройкой по химии; двоечник (а позже Нобелевский лауреат) Черчилль; его «коллеги по табелю» Гейтс и Джобс; «безнадежный», по мнению учителей, Леннон; второгодники Циолковский и Чехов; Королев, Толстой, Ньютон, Хонда, Трамп, Онассис, Депардье… Список можно множить и множить.

Феномен троечников, обскакавших на жизненном ипподроме блестящих одноклассников, давно привлекает внимание психологов. Настолько, что периодически заставляет последних озвучивать отличникам пошаговые алгоритмы преуспевания в жизни.

Один из последних был опубликован в Harvard Business Review. Вы слишком цените интеллект и недооцениваете умение выстраивать отношения, — поучает отличников издание. Вас раздражает командная работа, а критика воспринимается как угроза. Монотонная работа заставляет вас скучать, а поиск решения проблем оборачивается слишком глубокими размышлениями. Меняйтесь, — призывают психологи, — будьте как троечники!

— Как говорил Черчилль, успех — это путь от одной неудачи к другой без потери энтузиазма, — рассказывает Ирина Бенетт, психолог, специалист по личностному росту и бизнес-консультант со степенью МВА. — Большинство отличников представляют собой невротиков, испытывающих страх перед ошибками и заточенных на умение повторять за учителем ровно так, как написал или сказал он: пять клеточек вправо, три строчки вниз, и не дай бог, если не так.

Именно поэтому из них вырастают отличные исполнители. Но подобная стратегия категорически не ведет к успеху. Потому что успеха добиваются те, кто идет туда, куда другие еще не ходили, кто умеет преодолевать неудачи и хорошо использовать свои мозги (да, тут мозги пригодятся). Стоит ли удивляться, что наша школа фактически ставит на поток создание категорически неуспешных людей?

А те стратегии, которые формирует в нас школа, дают о себе знать даже во взрослой жизни, считает Ирина: — Страх перед ошибками с детства формирует в наших головах нейронные связи, из-за которых мы даже во взрослом состоянии, не отдавая себе отчета в причинах, боимся войти во что-то новое и крайне тяжело переживаем неудачи.

Это один из характерных признаков синдрома отличника. Троечники же в силу характера и того же школьного опыта спокойно относятся к неудачам, не боятся наделать ошибок (Сколько их уже было? Одной больше, одной меньше.) Спокойно берут ответственность на себя и в итоге побеждают.

Как говорил один из наших олигархов, у меня такое количество денег потому что, какие бы события ни происходили в моей жизни, я отлично сплю. Это одно из самых главных базовых качеств успешного человека — спокойно проходить через стрессовые и неприятные ситуации.

Так что же нужно поменять в «консерватории», чтобы остановить конвейер лузеров? — По идее, основная задача школы — «распаковать» и замотивировать человека на дальнейшее развитие, — уверена Ирина. — Дать понять, что ему на самом деле нравится делать, в чем он талантлив, что у него получается легче, чем у других, от чего он не устает. Это самое главное. Например, у Пушкина было плохо с математикой. Кого это волнует? Никого. Потому что он (спасибо Лицею) нашел свою сильную сторону и гениально ее проявил.

К сожалению, в наших школах так много прессинга, так часто ломают детей, что многие выходят из них затюканными невротиками. Я, честно говоря, пока сама с этим не столкнулась, не верила подобным рассказам. Но сейчас вижу, как нервируют детей всеми этими ОГЭ и ЕГЭ, какую создают обстановку.

Вместо поддержки, вместо того чтобы учить и раскрывать потенциал в детях, их просто кошмарят. Психологам давно известен такой эксперимент. Трем классам дали одно и то же задание.

Результаты все показали примерно равные. Но учеников из первого класса прилюдно похвалили и даже наградили. Второй класс отругали. А ребят из третьего просто проигнорировали. Через какое-то время проверили успеваемость.

Самые лучшие результаты, причем стабильно повышающиеся, показали школьники из первой группы. У второй группы сначала был резкий всплеск результативности, после чего — такой же резкий спад. То есть на коротких отрезках ругань действует, но потом идет очень быстрый откат, и люди теряют интерес к тому, чем занимались. И самые плохие результаты показала третья группа. По идее, этот эксперимент должен был изменить все существующие подходы к обучению, но в нашем образовании, увы, ничего не изменилось.

ЕГЭ: отличник в учебе — троечник по жизни Фото: Pixabay

Поэтому, уверена психолог, задача каждого родителя — хоть как-то постараться снивелировать перекос и поддержать своих детей: — По статистике, если взять самых успешных людей — не невротиков, которые добились чего-то, начисто сломав себе психику, а духовно здоровых людей, живущих счастливой жизнью, выяснится, что за их плечами стояли близкие, которые всячески их поддерживали. Как поддерживать? Акцентировать внимание на успехах детей, хвалить за маленькие победы, праздновать их. Что делать взрослым? Окружать себя позитивно настроенными людьми, потому что постоянная критика напрочь отбивает всяческое желание действовать, включая у человека синдром выученной беспомощности.

В общем, создавать себе правильное окружение, замечать даже самые небольшие свои успехи, ставить цели и идти вперед. И не бояться ошибок, потому что самая большая ошибка — это не прожить свою жизнь. Ведь каждый человек просто обязан стать счастливым.

Примером того, как корежит прессинг взрослых неокрепшие детские головы, может, наверное, послужить судьба Уильяма Джеймса Сайдиса, наделавшего шуму в Америке начала ХХ века.

Родившись в семье гарвардского психолога и мамы — доктора медицины, он уже к 18 месяцам с легкостью читал газеты. Между четырьмя и восемью годами написал четыре книги, включая монографию по анатомии.

К восьми освоил латынь, греческий, французский, русский, немецкий, иврит, турецкий и армянский (в общей сложности он выучил около 40 языков, а вдобавок изобрел свой собственный).

В 11 лет поступил в Гарвард, в 12 начал читать лекции профессорам, в 16 получил степень бакалавра искусств.

Его IQ был равен сумасшедшим 300 баллам (самые большие умники современности показывают максимум 260). И все это в том числе и стараниями отцапсихолога, свято верившего в то, что при правильном воспитании из любого ребенка можно сделать вундеркинда. Правильное воспитание, по мнению папы, состояло в постоянном давлении на детскую психику.

В итоге, повзрослев, Уильям тут же охладел к учебе и вычеркнул амбициозных родителей из жизни. До самой смерти он работал то мелким клерком, то машинистом, то разнорабочим,едва сводя концы с концами.

ЕГЭ: отличник в учебе — троечник по жизни Фото: Pixabay

Умер в нищете, безвестности и одиночестве в возрасте 46 лет от кровоизлияния в гениальный мозг, так и не изменив этот мир, хотя явно мог бы это сделать.

Был ли успешен этот человек? С точки зрения обывателя, нет. Свое же собственное мнение на этот счет Уильям унес в могилу. Ведь успех, уверены мозговеды, далеко не всегда является синонимом карьеры.

— Обычно желание доказать собственную успешность носит невротическую природу, — считает психолог Дмитрий Смыслов. — Американское «ты лузер!», например, это чисто невротическая вещь. Как и знаменитая американская улыбка. Ведь, если подумать, это довольно страшно, когда в глазах одно, а на зубах — другое. И большинство людей интуитивно понимают, что эта неконгруэнтность неадекватна, так как не соответствует реальности.

Нормальный человек не стремится доказывать другим, что он абсолютен, лучше и успешнее. Если же это происходит, скорее всего, он таковым не является. Например, женщины в соцсетях, скроенные по единому лекалу и старающиеся показать свою гламурность, демонстрируют на самом деле, что внутри у них пустота.

Человека, который пытается изобразить успешность, могут знать миллионы, но никто из них внятно не скажет, а в чем, собственно, она состоит, уверен психолог: — Успешность нельзя ассоциировать с финансовым благополучием, потому что оно очень быстро может превратиться в тлен. В первую очередь она показатель того, что человек создает что-то важное для общества. Помните историю с ё-мобилем? Как он был прекрасен, сколько проблем мог бы решить и каким грандиозным пшиком все закончилось. Сейчас мы еще помним и его, и человека, его продвигавшего. Но не думаю, что это надолго.

Подлинная успешность связана в первую очередь с тем, что человек дает обществу, меняя время и пространство вокруг себя.

Но к чему эта завязка на социум? Если кто-то развивается, работает над собой, не совершает асоциальных поступков, доволен своей жизнью, но при этом обществу от его существования ни холодно ни жарко — что же тут плохого? — Такой человек, как неуловимый Джо, очень совершенен, но никому не нужен, — объясняет Смыслов. — А вот если он занимается своим делом, получает от этого радость, чувствует, что оно важно для людей и находит у них отклик (даже если отклик будет всего лишь от нескольких), это и будет подлинным критерием успеха.

ПОМОЩЬ ИДЕТ!

Поскольку наличие аттестата открывает индийским выпускникам большие возможности в жизни, а их родители часто очень переживают за результаты экзаменов, нередки случаи, когда взрослые карабкаются по оконным решеткам на верхние этажи школы, чтобы подсказать своим детям правильные ответы.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Выражение «всыпать по первое число» пошло с тех давних времен, когда учеников было принято пороть за различные нарушения и плохую успеваемость. Количество и интенсивность ударов зависели от тяжести проступка. Если кому-то доставалось особенно сильно, администрация учебного заведения могла освободить бедолагу от дальнейших экзекуций вплоть до 1-го числа следующего месяца.

ВРЕМЯ ПЕРВЫХ

Первую золотую медаль за успехи в учебе получил москвич Евгений Щукин, занявший первое место на городской математической олимпиаде в 1945 году. Он же является обладателем аттестата зрелости № 000001. Спустя пять лет он с отличием окончил физфак МГУ.

Является лауреатом Ленинской премии за работы в области физико-химической механики и лауреатом премии Ребиндера РАН (присуждается за достижения в области коллоидной химии и химии поверхностных явлений). Академик Российской, Шведской и Американской академий инженерных наук, профессор химфака МГУ, одновременно преподает в Университете Джонса Гопкинса в Балтиморе.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.