Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Век фуфла и имитации»: Сергей Соседов — о современной музыке, популярных звездах и настоящей критике

Сюжеты: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА Эксклюзивы ВМ
Общество
«Век фуфла и имитации»: Сергей Соседов — о современной музыке, популярных звездах и настоящей критике
Сергей Соседов / Фото: Youtube / 60 минут

От «романтичного» до «скандального» — каких только определений не дают Соседову! И правда: стоит ему появиться на экране ТВ или в газете с интервью или рецензией, поднимается шум. Но какой он на самом деле? Нет смысла скрывать: мы знакомы много лет, да и с изданиями, выходившими еще в концерне «Вечерняя Москва», Сергей сотрудничал плотно. Но понять его до конца как-то не получалось.

Мы решили попробовать сделать это, что называется, со второй попытки.

— Сереж, недавно ты жестко громил нашу песню на Евровидении, резко ответил Наргиз, выиграл суд у Первого канала... Говоришь — как рубишь. Отчего так смело?

— Да просто все привыкли говорить с оглядкой: понравится кому-то, нет. А мне на кого оглядываться? Никто мне ничем не помогал, денег не давал, я никому ничего не должен. И потом, а что я такого говорю? Я говорю четко, понятно и аргументированно, никогда никого не оскорблял, не называл придурком или сволочью. Говорю правду, что этой — пора уходить, эта — уже не в силе, эта — еле дышит, а у этого — плохой репертуар. Это не оскорбление, а констатация факта. Нужно уважать зрителей, разве нет? И если ты зрителя уважаешь, нельзя ниже уровня опускаться.

— А тебе никогда не угрожали из-за твоего языка?

— А за что мне угрожать? Но если было бы так, я бы всех поставил об этом в известность, не стал бы терпеть наездов, потому что когда меня пытаются унизить, я становлюсь как кремень.

— Сразу вспоминается твоя жесткая и беспрецедентная критика Аллы Борисовны...

— О Примадонне нашей говорили много того, чего не надо было о ней говорить; Аллочка была переоценена, к сожалению. И я сам внес в это лепту. Мы ее разбаловали, вот она и поверила в то, что она великая и гениальная. Но эти определения ей не подходят, гениальны Шаляпин, Каллас, а не эстрадная певица. А за известность свою она должна быть благодарна в первую очередь бывшему супругу — Александру Стефановичу, ведь это он придумал схему для ее раскрутки. Но Алла талантлива… Была когда-то.

Сейчас голоса нет, он ушел, репертуар негодный, мягко говоря. И по мне, петь про телогреечку и копеечку, стоя при этом в дорогущей красной одежде — это полное отсутствие самоиронии и вкуса. Хоть бы телогрейку надела — для прикола! А песенки последние? Думаю, ей кто-то из ближнего окружения внушает, что это хорошо. Но вот что важно: я сам о ней никогда ничего не говорю, высказываю свое мнение, когда меня об этом спрашивают журналисты.

— И часто спрашивают?

— Часто. И про Аллу, и про что хочешь. Мне звонят сотни людей, из всех стран мира, недавно позвонил какой-то портал «Ридовка», я думал, что это «РЯдовка», гриб такой, а оказалось, что название происходит от английского глагола «рид» — читать! Короче, не звонит только черт лысый, и все просят откомментировать самые невероятные слухи и события. Пугачева в вопросах фигурирует раз за разом. Комментирую вынужденно, но она мне давно неинтересна. Это уже женщина, которая не поет.

— Ты злой, Соседов! Шутка. Ну а хоть нынешней свободой творчества ты доволен?

— Сегодня эстрады как великого искусства нет, есть шоубизнес, когда люди просто зарабатывают деньги. Ушла школа великих композиторов и поэтов. Кто сегодня пишет, как раньше? Сама послушай набор слов: «Косая, босая, босая, косая» — вот и весь клип. Нашли спонсоров — вылезли на эстраду. Нет — есть интернет, раскручивайтесь, как можете, эта площадка больше ТВ сегодня ценится. А рассчитано все на подростков, которые толком не понимают, как должно быть.

— Ты — за некое «сито»? А как же свобода творчества?!

— Я за свободу творчества, но у нас запрет на цензуру и худсоветы чем обернулся? Тотальной, дикой пошлостью. Без них мы не можем ей противостоять, к сожалению. Их отмена не была диверсией, но была глупостью, в нашей манере: разрушить до основания, а затем… Каждое новое время пытается сбросить багаж, накопленный предыдущими поколениями, особенно багаж культурный. Взяв от него лучшее, новое делает скачок вперед. Но когда ценности девальвированы, а идеалы проституированы, для произрастания чего-то нового нет почвы.

— Но и на глине трава всходит...

— Это иллюзии нового — люди хватают по верхам, набираются чего-то там, полагая, что они — люди мира и участвуют в некоем процессе. Бред это, барахтанье в некой мировой паутине и не создание нового, а уход в никуда. Люди не повышают свой кругозор, не знают писателей, композиторов и философов, живут как с чистого листа. А если нет духовной базы — что они выдадут нагора? Правда, есть парадокс: у нас как был, так и остался особый менталитет. У нас все шире, взгляд шире, души шире. Наши исконные черты сейчас несколько размыты поверхностностью, легкостью, псевдоискренностью, но все равно мы и сейчас отличаемся от людей Запада более широким взглядом на мир.

— Всем раздал... Профессионализм тоже падает?

— Певички молоденькие поют через губу, непонятные тексты с непонятной дикцией. Кто позволял так обращаться со слушателями и зрителями? Никто. Но поют!

Знаешь, я два или три года был академиком Национальной премии «Виктория». Там было где-то 300 академиков, и нам надо было отслушивать огромное количество материала: 16 номинаций, по 50 песен в каждой. Я загадил себе уши изрядно: песни одинаковые, за редким исключением, которое составляли Полина Гагарина и Дима Билан, были также вкрапления других известных певцов, но даже их песни не были выдающимися. В целом — поток музыкальных помоев. Главная беда — неталантливые исполнители, невнятные, одно бурчание. За четыре часа я прослушал половину, голова распухла, выбрать нечего и некого. Да, Юсифа Айвазова отметил с классикой… Но и все! И я написал в дирекцию премии и попросил меня из академиков вывести. Не хочу оценивать низкий уровень, а потом наблюдать, как бездарям вручают статуэтки. Меня вывели, слава богу.

«Век фуфла и имитации»: Сергей Соседов — о современной музыке, популярных звездах и настоящей критике Сергей Соседов / Фото: Youtube / Ходят слухи

— А какое оно, наше время, по мнению критика Соседова?

— Вздорное, бездарное, лживое, пошлое. Ненастоящее. Век фуфла и имитации во всем, от политики до профессиональности и чувств, что неудивительно, ведь одно тянет за собой другое. Принцип домино… Нет профессионализма почти ни в какой из областей, на смену ему приходят наглые, нахрапистые люди, которые рвут на себе рубаху и что хочешь другое даже не ради славы, а просто чтобы засветиться где-то. Нет понятий чести и достоинства, морали — все эти понятия и категории ушли вместе с Советским Союзом. Заметь: верха наши постоянно говорят о законе, но слово «мораль» не звучит вообще. А по мне, закон без морали — это беззаконие. Законы несовершенны во всем мире, ведь принимают их люди, несовершенные по определению. И в законах всегда можно найти лазейки, да и суд — это все равно человек. Так что закон без морали — ничто. «А морально ли это?» — должен говорить судья, вместо «а законно ли…»

Та-а-ак. По СССР тоскуешь?

— Да, тоскую! Я человек советской закалки и считаю, что это было лучшее время для страны. Мне нравится оно. И знаешь, мне бы даже хотелось пожить во времена Сталина, чтобы самому что-то про него понять. Мне много рассказывала об этом мама. Они жили в одиннадцатиметровой комнате впятером, и туда еще приходила молодежь, собирались гости, играли в лото и там же танцевали. И дверь не запиралась. В соседний подъезд «воронки» приезжали, а сюда — нет, никого семья обувного мастера не интересовала. Может, боялись те, кто был задействован в науке, инженерии, секретных сферах, а тут — простые люди, какой страх… Ходили в театр, слушали с галерки Лемешева, любовались Улановой. Подчеркну: говорю о том, что было у моих родственников и о том, что я хо- тел бы увидеть сам. К слову, сегодня на 11 метрах никто не собирается танцевать...

— СССР обсуждать можно долго. Я о критике хотела спросить: ты заметил, что она ушла? Есть либо охаивание, либо восхваление?

— Согласен: по замыслу критика должна помогать, но она превратилась в оплевывание. Думаю, интернет убил журналистику. Раньше артисты как манны небесной ждали звонка из изданий! Сейчас не надо ждать звонка, есть сайты, хоть каждый день рассказывай там, что было, чего не было и даже быть не могло. Каждый шаг выкладывается! Критики нормальной в сети нет, там просто вешают ярлыки.

— Как выживает в этой ситуации критик Соседов?

— Иногда пишу рецензии, когда просят. Я никогда не писал рецензии на плохих артистов, не пинал дохлых собак: критики достойны только уже состоявшиеся артисты, она для них полезна, помогает в выборе репертуара, новой манеры. Анита Цой попросила — я написал, критику она сочла конструктивной.

Зовут на телепрограммы, приглашают вести концерты, в жюри зовут. Недавно был в Северном Чертанове, там педагоги по вокалу представляли своих учеников. Прекрасно пели, кстати. Что касается выживания в целом... У меня, на счастье, много хороших друзей. Когда был суд с Первым каналом, адвокат Анатолий Вербицкий пошел защищать мои интересы безвозмездно. А когда у меня накрылись деньги в банке Югра — все, которые я откладывал всю жизнь, — никто из шоу-бизнеса мне не помог, ни один из этих миллионеров, а помогали люди бедные и среднего достатка. Благодаря им я руки на себя не наложил, а был в отчаянии. Но у нас богатые не стремятся помогать бедным.

А ведь в «Югру» я деньги вложил не потому, что дурак, а потому, что поверил тем, кто банк рекламировал, а там были и крупные руководители. Каждому, кто мне помогал, я благодарен. Люди простые у нас были и остались душевными.

— Ты очень разный. А какой ты?

— Сентиментальный. Меня легко растрогать до слез хорошим пением или выступлением. Самоиронии вроде не растерял... Наивный. Часто ошибался и продолжаю это делать.

— А опыт, «сын ошибок»...?

— Да ну... Я понимаю, что нельзя познать человека, как нельзя познать до конца и жизнь. И чем дольше живу, тем меньше понимаю в жизни. Мне кажется, жизнью и миром в целом управляет хаос, слишком во многих вещах я не нахожу логики. Но нам хочется предать нелогичности какой-то смысл, мы ищем хоть какие-то связи между происходящим, чтобы себя утешить, и поэтому верим астрологам, в гороскопы и гадания. Но зато — живем духовной жизнью! Полагая, что ты сейчас в страданиях, а какие-нибудь нувориши «за все поплатятся». Честно говоря, не вижу я, чтобы кто-то из них за что-то там платил. Возможно этой расплаты не видно из-за высоких стен их особняков, но пусть будет, как есть, меня это не волнует. Уверен только, что большие деньги не приносят счастья. И одновременно в пятнадцати домах не уживешься, и на всех машинах личного автопарка не наездишься.

«Век фуфла и имитации»: Сергей Соседов — о современной музыке, популярных звездах и настоящей критике Сергей Соседов / Фото: Youtube / Х-фактор

— Ну, последний вопрос. А ты — счастливый человек?

— Жизнь не может быть полностью счастливой, но есть эпизоды счастья. Назвать себя несчастливым было бы грешно. Например, у меня великолепная мама, ей 85 лет. Она в порядке, чудесно готовит, ждет меня. Я понимаю, что такую маму надо заслужить. Что касается любви, тут все сложнее. У меня высокие притязания, очевидно, и я не могу отделить секс от интеллекта и наоборот. Сморозил человек глупость, и для меня сразу теряется в нем сексуальность. А может, я просто не умею любить...

Не дано, и все. Понимаешь, нас эстрада десятилетиями убеждала, что без любви нельзя, об этом пели без конца, и в результате возвеличили понимание любви в смысле плотском. Хотя сами-то далеко не все умели любить, «за кадром» друг друга колотили, изменяли... Но любовь — другое, и умение любить дано лишь избранным. Так что можно без любви... Знаешь, меня вот печалит то, что происходит сейчас с институтом семьи. В советском воспитании была такая заданность: надо жениться раз и навсегда.

И у 90 процентов пар любовь бурная проходила, но они не расставались, оставались родными людьми, вели общее хозяйство, растили детей, обретали общую ментальность. И семья базировалась не на сексе, а на взаимопонимании, ответственности, и это была крепкая семья! И даже если она и налетала вдруг на какой-нибудь легкий курортный роман. Эти устои тоже были счастьем, так я думаю.

СПРАВКА

Сергей Васильевич Соседов родился в Москве 23 мая 1968 года. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Учась на журфаке МГУ, слушал также лекции по теории и истории музыки в московском музыкальном училище и консерватории. Стал известен после телепрограммы «Акулы пера» (ТВ-6, 1995–1998 годы). Печатался во многих российских СМИ и выступал как член жюри и музыкальный критик на телешоу в России и на Украине.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.