Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Индивидуальный подход и общие победы: как преподают физическую культуру в московских школах

Общество
Индивидуальный подход и общие победы: как преподают физическую культуру в московских школах
Фото: Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы

Ежегодно во вторую субботу августа в России отмечают День физкультурника — праздник всех, кто выбирает здоровый образ жизни. Занятия физической культурой укрепляют здоровье, совершенствуют тело и дух, воспитывают волю и упорство в достижении цели. Но есть те, для кого физкультура — не просто увлечение, а профессия. Это — школьные учителя.

— В московской системе образования работает более 4,5 тысячи преподавателей физической культуры в возрасте от 19 до 84 лет. Многие из них только начинают свой профессиональный путь, а многие работают уже десятки лет. 24 педагога удостоены звания «Заслуженный учитель России». Все они не только воспитывают будущих олимпийских чемпионов, но и с самого детства помогают москвичам сформировать правильный подход к своему здоровью, — отметил директор Московского центра «Патриот.Спорт» Марат Кучушев.

О том, как столичные учителя физической культуры выбирают свою профессию, интегрируют в уроки новые технологии и находят общий язык с детьми и родителями, — в материале редакции.

«Стать чемпионом своей жизни»

Михаил Ерофеев, педагог школы № 1518, — Заслуженный учитель Российской Федерации. Это не просто титул: он означает, что человек нашел не только профессию, но и призвание. Михаил Борисович учит школьников почти 40 лет. За это время он убедился, что секрет успеха в педагогике всего один — любить свою работу и всегда стараться быть лучше.

— Мне повезло с учителем физкультуры в моей школе. Молодой и энергичный, он приобщил нас к спорту, увлек настолько, что я окунулся в это полностью и впоследствии очень много побеждал в соревнованиях. Позже, когда я пришел работать в московскую школу, мне снова повезло с учителем: старший коллега показал мне, как нужно проводить интересно уроки, какой должна быть дисциплина. Я старался ни слова не пропустить, записывал за ним. Мне дали много классов, в том числе девятые, самые боевые, но я нашел с ними общий язык. Вспоминал своих преподавателей и все показывал ребятам на личном примере — от гимнастики на снарядах до легкой атлетики, — рассказал Михаил Ерофеев.

Он окончил Краснодарский государственный институт физической культуры, но пришел в школу не сразу: сперва прошел службу в войсках специального назначения, а затем работал на автомобильном заводе имени И. А Лихачева. Михаил Борисович приобщал к спорту коллег: организовывал лыжные походы и футбольные матчи, водил их на стадион «Торпедо» на спартакиады. Там он познакомился и играл в футбол с Эдуардом Стрельцовым — олимпийским чемпионом, именем которого впоследствии назвали стадион.

— Нам, педагогам, нужно подхватить почин олимпийцев. Мы обязаны делать свою работу как можно лучше, чтобы олимпийский девиз «вся страна — одна команда» стал реальностью для всех сфер жизни общества, — считает Михаил Ерофеев.

С Олимпиадой он связан непосредственно: в 2014 году стал участником московского этапа эстафеты Олимпийского огня зимних игр в Сочи. А в этом году ученик Михаила Борисовича, выпускник школы № 1518 Климент Колесников установил европейский рекорд в плавании на 100 метров вольным стилем и выиграл серебро на Олимпиаде в Токио.

— Я всегда говорю детям: будьте лучше, чем вы есть. Все в ваших руках и головах. Ставьте высокие, большие цели, и у вас все получится. Мое кредо: каждый школьник должен стать чемпионом своей жизни. По-настоящему важна только победа над собой, преодоление собственных недостатков с помощью интеллекта и физических упражнений. Нужно бороться с собой, с характером, генетикой, обстоятельствами, — говорит педагог.

По этим же принципам Михаил Борисович организует уроки. Физическая культура, по его мнению, должна научить школьника балансировать между свободой и безопасностью, а также помогать «разгружать» эмоции и — самое главное — раскрывать способности каждого ученика.

Уроки Михаила Борисовича всегда комплексные: здесь и игры с мячом, и силовые тренировки, и эстафеты, и настольный теннис с бадминтоном. Такой подход помогает ребятам готовиться к соревнованиям, в том числе «Президентским спортивным играм» и «Президентским состязаниям», которые проводит Московский центр «Патриот.Спорт». И, конечно, к Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.

— Важно заинтересовать, научить новому: не просто показать упражнение, но и объяснить от начала до конца как оно работает, для чего нужно», — считает Михаил Ерофеев. — Затем эти заинтересованные дети поступают в вузы и становятся лучшими спортсменами на своих факультетах. Я привык видеть, как они растут, идут вперед. На работе я получаю от них такой заряд энергии, что хочется в ответ выложиться на максимум, стать примером для них и стать лучше, чем был вчера.

«Вовлечь всех»

Анастасия Михалева, педагог школы № 2094, стала продолжателем династии: ее мама и бабушка работали учителями физической культуры. Вот уже 15 лет Анастасия Андреевна, не забывая о детских впечатлениях, наращивает опыт и помогает ученикам не только в спортивном зале и на стадионе, но и в Сети.

— Я отслеживаю последние педагогические тенденции и всегда ориентируюсь на детей. Очень важно понять, с каким настроем они приходят на урок, что им сейчас больше нужно. Из этого выстраивается дальнейший план действий, — рассказывает Анастасия Михалева. — На занятиях, исходя из целей и задач конкретного урока, я стараюсь применять современные методы: внедряю элементы фитнеса, классической и степ-аэробики. Дети любят занятия под музыку: она воспитывает чувство ритма, помогает в эмоциональной настройке. Музыка — отличный мотиватор.

Ключевое качество в работе учителя, по мнению Анастасии Михалевой, — это индивидуальный подход. Чтобы найти компромисс между федеральным стандартом и пожеланиями детей, педагог постоянно общается с учениками, интересуется их увлечениями, спрашивает, что бы им хотелось изучить более углубленно, на что стоит сделать акценты. Особенно это помогло во время самоизоляции: ребята на уроках не имели возможности взаимодействовать друг с другом очно и остро нуждались в смене деятельности, поэтому каждому требовалась индивидуально дозированная нагрузка.

— Мы очень творчески провели период дистанта. Помогли соцсети. Общались в прямом эфире, выполняли зарядку, разминку, упражнения. Ребята составляли свои комплексы упражнений, снимали их на видео, накладывали музыку и эффекты. Получалась интеграция физкультуры и информатики, — поделилась Анастасия Андреевна. — Мне как учителю эта ситуация помогла: я продолжаю вести ютуб-канал, мои ученики подписаны на меня, смотрят, занимаются. Очень часто дети пишут, например, помогите, хотим укрепить пресс. Я иду и записываю ролик с упражнениями. Бывает даже, что мамы обращаются.

Кроме того, подходить индивидуально — значит, учитывать особенности здоровья. Анастасия Михалева контактирует со школьным врачом, который предоставляет информацию о возможностях и ограничениях ребят. Те, кто по тем или иным причинам не может выполнять общую программу, получают индивидуальные задания.

— Если ребенок хочет заниматься, но ему физически сложно — это не повод оставаться на скамье. Мы находим способы вовлечь всех, — говорит она.

«Не только физическая подготовка»

Путь в педагогику у московских учителей складывается по-разному. Так, Светлана Штойко, инструктор по физической культуре школы № 1748 «Вертикаль», пришла в образование из профессионального спорта. Достигнув звания мастера спорта по академической гребле, она осознала, что по-настоящему по душе ей именно труд учителя.

— Еще в школе я была уверена: чтобы стать профессиональным спортсменом, нужна не только физическая подготовка, но и знания. Поэтому я поступила в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Знаний было действительно много, они захлестнули меня волной. Их объем и параллельная педагогическая практика позволили в полной мере понять специфику работы с детьми, — рассказала Светлана Штойко.

В школе № 1748 «Вертикаль» Светлана Вячеславовна преподавала физическую культуру ученикам 1–11-х классов, а сейчас обучает детей из дошкольных групп плаванию и художественной гимнастике. Охватывать такой широкий спектр дисциплин ей позволяет спортивный опыт и многостороннее образование. Кроме университета Светлана Вячеславовна окончила колледж искусств по специальности «Народный и классический танец» и прошла несколько курсов повышения квалификации.

— Гимнастика всегда была мне близка. Даже когда я занималась греблей, тренер доверял мне проводить заминку и растяжку с группой как в юношеском возрасте, так и в группе высшего спортивного мастерства, где я тренировалась после юниоров. Несмотря на то что мой спорт — взрослый, в университете я осознала, что анатомия, психология, физиология любого спорта очень схожи. Преподавателю нужно уметь максимально эффективно направлять ресурсы и стремления ребенка, — считает Светлана Штойко. — Нам, специалистам дополнительного образования, не так уж важно, преподаем ли мы общую физическую подготовку или конкретный вид спорта. Самое главное — сформировать у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Это важнейший шаг к тому, чтобы заложить базу, которая пригодится в дальнейшем и в спорте, и просто для поддержания здоровья на протяжении всей жизни.

Физкультура по-современному

Физкультурно-спортивное воспитание детей и подростков — одна из первоочередных задач московского образования. Эффективный способ решить ее в полной мере — сформировать у ребенка потребность в регулярной физической активности, сделать ее неотъемлемой частью жизни. Для этого специалисты системы образования постоянно разрабатывают новые формы преподавания и спортивной жизни, соответствующие современным потребностям детей.

Так, Московский центр «Патриот.Спорт» реализует проект «Урок-секция», который дает школьникам возможность выбрать формат освоения предмета «физическая культура». Дети занимаются спортом во внеурочное время: в секциях дополнительного образования, детско-юношеских спортивных школах. Зачет по физкультуре они получают по итогам своих достижений в спорте или при успешном выполнении нормативов ГТО.

К проекту присоединились уже 122 образовательные организации Москвы. Свыше 25 тысяч школьников сейчас могут самостоятельно выбрать траекторию физического развития. А более 500 учителей и педагогов дополнительного образования получили возможность повысить педагогическое мастерство и квалификацию в отдельных видах спорта.

Но самая эффективная форма организации спортивной жизни в учебных заведениях — это школьные спортивные клубы. Они объединяют всех участников образовательного процесса: учеников, членов их семей, педагогов, тренеров. В них школьники не только занимаются физкультурой, спортом и готовятся к соревнованиям. Многие ребята вступают в группы поддержки и болеют за свои школы, освещают спортивные события в социальных сетях, придумывают лозунги и атрибутику. Здесь увлекательно для детей с любым уровнем подготовки и состоянием здоровья. Ведь главное в физической культуре — желание и заинтересованность.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.