Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Сломали трамплин Гитлера: Ельнинская операция дала надежду на победу над превосходящими силами противника

Сюжет: 

Битва за Москву
Общество
Сломали трамплин Гитлера: Ельнинская операция дала надежду на победу над превосходящими силами противника
Советские войска после ожесточенных боев вступают в город Ельню. 6 сентября 1941 год / Фото: Лев Великжанин / РИА Новости

«Вечерняя Москва» продолжает рубрику «Битва за Москву». 80 лет назад, 6 сентября 1941 года, Красная армия освободила город Ельню и ликвидировала вклинившийся в оборонительные порядки Резервного фронта выступ, с которого немцы могли начать наступление на столицу Советского Союза. В первых успешных для наших войск боях Великой Отечественной войны родилась Советская гвардия.

От Ельни до Москвы — 300 километров. 9 июля 1941 года железным катком прокатившаяся по нашей земле от самой госграницы 2-я танковая группа Гейнца Гудериана с ходу заняла этот древний городок на Смоленщине. Красная армия, оправившись после ошеломляющих первых ударов противника, начала оказывать достойное сопротивление. Вскоре немецкие танки, уткнувшись в организованную оборонительную линию, встали. На штабных картах обеих воюющих сторон на Вяземском направлении появился так называемый Ельнинский выступ, где занятые немцами позиции глубоко вдавались в советскую оборону.

Штык у горла

Война шла на уничтожение. Чтобы не было иллюзий на тему «…пили бы сейчас баварское». Из служебного дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Франца Гальдера: «8 июля 1941 года, 17-й день войны. 12:30 — доклад у фюрера (в его ставке). …Непоколебимым решением фюрера является сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Ни в коем случае не использовать для этого танки».

Летом 1941-го Ельня у нашего командования встала как штык у горла. В берлинских газетах этот плацдарм называли «трамплином» для «финального прыжка» фашистских войск на Москву. Понимая угрозу, части 24-й армии генерала Константина Ракутина в течение июля и начала августа пытались выбить врага и выровнять линию фронта. Но все атаки захлебывались в крови. Немцы воевать умели. Они хорошо окопались, их артиллерия пристрелялась по всем подступам, а авиация методично бомбила ближние советские тылы, не давая подвозить подкрепления и боеприпасы.

Эти бесплодные наскоки прекратил Георгий Жуков. 29 июля он был назначен командующим войсками только что созданного Резервного фронта. Первым делом он поехал на передовую. В послевоенных мемуарах Маршал Советского Союза вспоминал: «…рано утром вместе с К. И. Ракутиным мы выехали в район города Ельни на рекогносцировку. Там шел огневой бой с противником. Побывали на переднем крае обороны, обсудили обстановку с командирами частей и соединений. В результате убедились, что немецкие войска укрепились хорошо и, видимо, будут драться крепко… Мы пришли к выводу, что для подготовки операции потребуется провести разнообразную и большую по объему работу… для этого надо было иметь по крайней мере 10–12 дней».

Жуков запросил это время для подготовки наступления, и Ставка Верховного главнокомандования дала добро. Комфронта не только лично контролировал перегруппировку воинских частей на направления намеченных ударов и ход подвоза материальных средств — боеприпасов, горючего, продовольствия. Быстро и жестко Георгий Жуков провел кардинальные кадровые перестановки. Некоторые вполне успешно командовавшие войсками в мирное время офицеры на реальной войне оказались несостоятельными. Невзирая на чины, звания и прошлые заслуги, такие им отстранялись, а на их место становились проявившие себя в боях офицеры. Так, на генеральскую должность командира 19-й стрелковой дивизии Жуков назначил майора Александра Утвенко, ранее командовавшего полком. Не ошибся: отличившийся вскоре при освобождении Ельни Утвенко дрался потом под Сталинградом, гнал немцев из Донбасса, войну закончил в Вене генерал-лейтенантом, командуя корпусом.

25 августа 1941 года комфронта Жуков получил директиву Ставки ВГК № 001253: «Войскам Резервного фронта… 30 августа левофланговыми 24-й и 43-й армиями перейти в наступление с задачами: покончить с ельнинской группировкой противника, овладеть Ельней…»

Рано утром в предпоследний день лета полки 24-й и 42-й армий советского Резервного фронта поднялись в атаки.

Наместник «бога войны»

Жуков запланировал прорвать оборону немцев наступлением ударных групп советских войск с севера и юга — под самое основание Ельнинского выступа. Удар с востока должен был рассечь группировку врага на две части. Но сил для проведения наступательной операции изначально у нас было недостаточно. 24-я армия смогла послать в бой около 60 тысяч бойцов. Им противостояли в обороне до 70 тысяч немецких солдат. По законам войны у наступающих должен быть трех-четырехкратный перевес, но солдат в обескровленных предыдущими боями дивизиях не хватало. Но была артиллерия, которую по праву называют «Богом войны», и был толковый артиллерийский командир, который сумел свести огонь сотен стволов в концентрированные удары на нужных направлениях.

Под Ельней взошла полководческая звезда Леонида Говорова. По инициативе будущего Маршала Советского Союза, а тогда начальника артиллерии Резервного фронта, была создана и сведена в единый кулак сильная артиллерийская группировка, по числу орудий более чем в полтора раза превосходящая фашистскую.

Требовательным Говоровым была в полной мере налажена артиллерийская разведка. На заранее выявленные позиции немецких войск утром 30 августа обрушили шквал огня сразу более 800 орудий, минометов и реактивных установок. После сокрушительной артподготовки немецкие траншеи первой линии обороны были выжжены дотла. Впервые в Великой Отечественной войне советская артиллерия проявила себя как мощная наступательная сила.

Ельня — наша

Немцы пришли в себя после первого советского удара и стали оказывать упорное сопротивление, постоянно переходя в контратаки. Продвижение наших дивизий к Ельне замедлилось, а 42-я армия вообще остановилась, не в силах пробить оборону врага. Лучше обстояли дела у 24-й армии, но бои шли с переменным успехом. Исход каждого боя решало уже не оружие, а мужество сражавшихся.

Наступая, 586-й стрелковый полк подполковника Ивана Некрасова сам был атакован превосходящими силами немцев сразу с нескольких направлений. Раненый и контуженый комполка из боя не вышел. Освобожденную накануне деревню Волосково бойцы Некрасова обороняли в окружении трое суток.

На одной из возвышенностей на северо-западной окраине Волоскова находился наблюдательный пункт легендарной — первой в Красной армии — батареи «катюш» капитана Ивана Флерова. Немцы пошли в очередную атаку и окружили НП. Флеров вызвал огонь своих реактивных установок на себя. После огненного залпа вся высотка была завалена обгоревшими трупами фашистов. Капитан Флеров и радист чудом выжили: спас вырытый наспех окоп.

Залпом последних оставшихся ракет батарейцы Флерова поддержали неожиданную для врага атаку полка Некрасова. Прорвав кольцо окружения, советские стрелки захватили важный опорный пункт — железнодорожную станцию. Развить дальнейший успех помогли подоспевшие на выручку другие части 107-й стрелковой дивизии. Подполковник Иван Некрасов вскоре был удостоен звания Героя Советского Союза. Погибший через месяц, в октябре 1941-го, капитан Иван Флеров геройское звание получил посмертно только в 1995-м…

Шаг за шагом, взламывая укрепрайон за укрепрайоном, советские войска теснили дивизии вермахта, и к 3 сентября 1941 года горловина Ельнинского выступа была сужена до шести километров.

«Сражение на всех участках фронта было ожесточенным и тяжелым для обеих сторон, — вспоминал эти бои Георгий Константинович Жуков. — Противник противопоставил нашим наступавшим дивизиям хорошо организованный, плотный артиллерийский и минометный огонь. Со своей стороны мы также ввели в дело всю наличную авиацию, танки, артиллерию и реактивные минометы. Применяя все виды боевой техники, сочетая огонь с искусным маневром, наши стрелковые части, артиллеристы, летчики и танкисты в тесном взаимодействии наносили по врагу мощные удары, не давая гитлеровцам покоя ни днем, ни ночью. Наголову были разбиты 10-я танковая, 17-я моторизованная и 15-я пехотная немецкие дивизии».

Наконец, нервы у немецкого командования не выдержали: был отдан приказ на отход с Ельнинского выступа. В густом тумане противник отвел свои войска. Дивизии советской 24-й армии вступили в Ельню.

Гвардия рождается в огне и крови

Окружения и уничтожения в «котле» всей немецкой группировки, как планировал командующий войсками Резервного фронта генерал армии Георгий Жуков, не случилось. Но освобождение Ельни стало первой успешной наступательной операцией Красной армии в Великой Отечественной войне. Мы смогли вышибить оккупанта с клочка своей земли, значит, мы способны выгнать его за пределы всей нашей страны!

Итогом Ельнинской наступательной операции явилась ликвидация стратегически важного Ельнинского выступа. Это улучшило оперативное положение войск 24-й армии и в целом Резервного фронта. Была снята угроза вторжения немецких войск в оперативную глубину советской обороны и удара во фланг Западному и Резервному фронтам с прямым выходом на Московское направление.

В огне и крови боев за освобождение Ельни родилась Советская гвардия. 18 сентября 1941 года приказом народного комиссара обороны СССР 100-я и 127-я стрелковые дивизии 24-й армии были преобразованы в 1-ю и 2-ю гвардейские стрелковые дивизии. Другим приказом НКО от 26 сентября 1941 года звания гвардейских присвоили 107-й и 120-й стрелковым дивизиям, они стали 5-й и 6-й гвардейскими дивизиями.

Решающие дни

…25 июня 2021 года Виктор Садовничий, академик и ректор МГУ, снова приехал в Ельню. Он каждый год в числах, близких к печальной дате начала войны, приезжает в этот маленький городок и привозит сюда студентов. Осенью 1941-го в лесах Смоленской области полностью полегла 8-я Краснопресненская стрелковая дивизия народного ополчения Москвы. Только в аудитории и лаборатории МГУ после кровопролитных боев под Ельней не вернулись 1065 преподавателей, аспирантов и студентов.

Гитлер в октябре приказал отправить на это направление лучшие части вермахта. Ельня, с «трамплина» которой фашистский фюрер хотел еще летом начать решающее наступление на Москву, стала первым населенным пунктом, который русские отбили.

В октябре немецкие танки смяли переброшенные под Ельню дивизии московских добровольцев, но ценой своих жизней математики, геологи и физики дали Родине несколько дней для подготовки к обороне столицы. Как оказалось, решающих дней. Когда заканчивались ожесточенные бои в лесах под Ельней, когда в последние штыковые атаки против покоривших Францию и Польшу закаленных солдат вермахта поднимались очкарики-аспиранты МГУ и старики-токари завода «Красная Пресня», в штабе Западного фронта Георгий Жуков и Иван Конев дописывали план обороны Москвы. И немцы Москву не взяли.

Зато мы взяли Берлин.

ЦИФРА

800 орудий, минометов, реактивных установок, впервые собранных в единый огневой кулак, обеспечили успех войск Красной армии в Ельнинской наступательной операции.

РЕПЛИКА

Враг был невероятно силен

Владимир Афанасьев, полковник в отставке, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации:

— Победа в наступательной операции под Ельней — победа в первую очередь моральная. Красная армия в 1941-м только приходила, как говорят военные, к «нормальному бою». Успех дивизий 24-й армии в наступлении, освобождение одного из захваченных немцами наших городов вселяли уверенность в полной победе над фашистами. Наша армия и весь наш народ увидели: непобедимость немцев — миф, их можно и нужно бить. Для этого нужна организация, а мужества у нас и так всегда в достатке. Разработка детального плана операции, концентрация сил на главных направлениях, умелое использование возможностей артиллерии — заслуга Георгия Константиновича Жукова. Именно в боях под Ельней командующий Резервным фронтом генерал армии Жуков научил взаимодействовать друг с другом различные виды и рода наших войск. Кстати, многие из офицеров и генералов, участвовавших в освобождении Ельни в сентябре 1941-го, в дальнейшем выросли на войне в чинах и должностях. Это было следствием той новой «науки побеждать», которую они изучили, воюя под командованием Георгия Жукова.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент Российской Федерации:

— В Битве под Ельней особенно ярко проявилась подлинная сила нашего народа. И здесь фашистская армада потерпела свое первое поражение. Этот успех вселил уверенность в силы нашей армии.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.