Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Ощутить дух эпохи: в доме-музее Марины Цветаевой покажут фотографии Старой Москвы

Общество
Ощутить дух эпохи: в доме-музее Марины Цветаевой покажут фотографии Старой Москвы
Гость выставки рассматривает документальные фотографии / Фото: Николай Кожемякин /Дом-музей Марины Цветаевой

Выставка «Нерукотворный град» проходит в доме-музее Марины Цветаевой. Это рассказ о Москве, которую воссоздали в художественных произведениях писатели-эмигранты. В своих текстах они собрали мысли и чувства жителей города.

Погружение в тему начинается с фотохроники и выдержек из официальных документов: в первую волну эмиграции из страны уехали два миллиона человек. Для сравнения, это почти как все население дореволюционной Москвы.

— В эмиграции оказались совершенно разные люди, но их объединяла вера в то, что это все временно и однажды они смогут вернуться домой, — объясняет старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой, куратор выставки Марина Доронина.

Истории русских эмигрантов в литературном музее решили рассказать через творчество семи писателей, судьбы которых связаны с Москвой: Марины Цветаевой, Ивана Бунина, Александра Куприна, Бориса Зайцева, Ивана Шмелева, Михаила Осоргина и Алексея Ремизова. В основе экспозиции — их художественные произведения, написанные по воспоминаниям о любимом городе и впечатлениям от происходивших в нем событий. В каждом разделе выставки собраны цитаты на девять тем, включая размышления москвичей о быте, боге и императоре.

Ощутить дух эпохи: в доме-музее Марины Цветаевой покажут фотографии Старой Москвы На снимках запечатлены семьи, эмигрировавшие из России. Фото 1920 года / Фото: Николай Кожемякин /Дом-музей Марины Цветаевой

— Мы намеренно создаем эффект полифонии, — подчеркнула Доронина. — Здесь важен не авторский взгляд, а голос времени. Общее повествование выстроено по принципу обратной хронологии: от событий 1914–1918 годов до правления Александра III. И если тексты в экспозиции отвечают за эмоции, то за объективность — предметы и архивные документы.

— Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции — в целом этот период можно охарактеризовать как период разрушений, — провела экскурсию по экспозиции Марина Доронина. — Причем во всех областях.

Вот, например, лежат снимки, на которых запечатлен демонтаж старых памятников. Как отметила куратор выставки, весь процесс намеренно превращали в перформанс. Памятник Александру III, например, разбирали несколько месяцев.

— Проза эмигрантов в этом периоде очень точна. Она создавалась по свежим следам, поэтому в ней много деталей, личных историй, — обратилась к текстам Доронина, открыв цитату о праздничной Москве из «Золотого узора» Бориса Зайцева. — Мы видим, с какой радостью, каким воодушевлением москвичи встретили новость о взятии австрийской крепости Перемышль. И вот такая деталь: «официанты подавали коньяк в чайниках». Мимо нее можно и проскочить, но это тоже примета времени — так в ресторанах обходили «сухой закон», изданный императором в 1914 году.

О Москве в начале правления Николая II расскажет следующий период.

— Это период нарастающих противоречий, — уточнила Марина Доронина. — Как внешних, между поколениями, так и внутренних.

Дух времени запечатлен в цитатах, которые мелькают на небольшом экране.

— Мне, например, нравится составная цитата в теме «Звуки города» из рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник», — поделилась Доронина. — Героиня говорит, что по вечерам она любит слушать в ресторанах пение цыган, а по утрам (или по вечерам, когда ее не таскают по кабакам) — ходить в соборы, чтобы послушать церковное пение.

Такой контраст в ее жизни очень хорошо иллюстрирует разрыв, который был свойственен всему поколению.

Самые милые и трогательные воспоминания связаны с детством. У старших из писателей-эмигрантов оно пришлось на время правления Александра III.

Ощутить дух эпохи: в доме-музее Марины Цветаевой покажут фотографии Старой Москвы Представлены здесь и архивные материалы, и исторические предметы / Фото: Николай Кожемякин /Дом-музей Марины Цветаевой

— Здесь мы уже сталкиваемся с мифотворчеством, — охарактеризовала третий период Марина Доронина. — Искать какие-то точные детали в произведениях, годы создания которых максимально отдалены от описанного в них времени, наверное, не совсем правильно. Но в них воссоздана та Москва, по которой и тосковали эмигранты.

В каких условиях писатели жили и творили за границей, расскажет финальный раздел выставки. Здесь же каждый посетитель сам попробует ответить на непростой вопрос: «Почему?» Почему эмигранты хотели вернуться? Почему кто-то рискнул, а кто-то так и не решился? В конце концов, «почему все так вышло — как вышло»?

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.