Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Его у нас любили: 100 лет со дня рождения Станислава Лема

Общество
Его у нас любили: 100 лет со дня рождения Станислава Лема
Советский космонавт Константин Петрович Феоктистов (справа) и польский писатель Станислав Лем (в центре) во время встречи с читателями на вечере «От фантастики к космонавтике» в Библиотеке имени М. Горького / Фото: Кошевой Виктор/ТАСС

Станислав Лем, родившийся 100 лет назад, польский писатель-фантаст, философ и футуролог, был кумиром советской интеллигенции времен «оттепели», перешедшей постепенно в период «развитого» социализма.

Не следует забывать, что Лем жил и творил в социалистической Польше (кстати, у себя на родине писатель мог лишь мечтать о той любви и популярности, которыми пользовался у советских читателей). И хотя в плане идеологии и цензуры там было не так строго, как в СССР (ходили слухи, что кое-где был даже разрешен стриптиз), общие (ограничительные) для литературы закономерности были схожими. Афористичные, исполненные юмора и психологической достоверности произведения Станислава Лема — «Звездные дневники Ийона Тихого», «Магелланово облако», «Возвращение со звезд», «Сказки роботов» — были отдушиной для читателя. Имя польского автора стояло в одном ряду с такими классиками, как Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов, Джон Уиндем. Методы и стилистику Лема частично использовали братья Стругацкие.

Они тоже в своих произведениях мягко обходили коренной для советской фантастики вопрос о победившем в будущем общественно-политическом строе, увлекая читателя различными аллюзиями и психологическими головоломками.

Экранизация Андреем Тарковским романа «Солярис» вызвала новую волну интереса к творчеству Лема. Хотя, честно говоря, по внутреннему напряжению и философской наполненности фильм Тарковского значительно превосходит текст самого романа...

Его у нас любили: 100 лет со дня рождения Станислава Лема Польский писатель Станислав Лем, фото 1983 года / Фото: ИТАР-ТАСС

Пик популярности фантастики как жанра пришелся на 1960-е годы. Это было удивительное время, заложившее на десятилетия вперед направления развития архитектуры, режиссуры, монументального искусства и многих форм дизайна. Время расцвета неожиданных философских теорий и музыки The Beatles, молодежных бунтов и поисков социальной гармонии. Время формирования буржуазного «среднего класса» и относительного материального благосостояния, смягчения классовых (по Марксу) противоречий. В конце 1960-х американские астронавты высадились на Луну.

Человеческая цивилизация, казалось, готова совершить качественный рывок в своем развитии, выйти в космос. Но (по Гегелю) «крот истории» стал рыть в другом направлении. Фантастику сменила антиутопия. Некогда оптимистичная проекция будущего стала пугающей и мрачной. В начале прошлого века русский поэт-футурист Велимир Хлебников пытался с помощью нумерологии вычислить «Основной закон времени», когда жители Земли услышат «Трубу марсиан» (название другого его произведения). Сегодня ведущие мировые ученые и философы, похоже, достигли консенсуса в определении этого закона как конечности во времени и пространстве человеческой цивилизации, говоря библейским языком, Апокалипсиса.

Его у нас любили: 100 лет со дня рождения Станислава Лема Иллюстрация А. Ликучева «Чудища» к роману С. Лема «Солярис», 1961 год / Фото: Иллюстрация А. Ликучева

Но Лем творил в другое время. Несмотря на свой скепсис в отношении человека, он тем не менее видел будущее в позитивном плане, верил в творческий, созидательный дух общества, а потому картины будущего в его произведениях несут в себе свет несбыточной мечты человечества о счастье, справедливости и гармонии. В произведениях Лема можно найти немало угаданных (в основном технических) фрагментов будущего, но «Сумма технологий» (главный философский труд писателя) оказалась не такой, как ее видел Лем. Вместо уносящих человечество к звездам космических кораблей в «сухой остаток» выпали чисто земные проблемы: перенаселение, экология, эпидемии, климатические и природные катастрофы, как расплата за ложные идеалы «эпохи потребления», приведшие к уничтожению биосферы, превращению Земли в отравленную мусорную свалку.

Это свидетельствует о том, что в нашем мире сумма технологий условна. Поэтому в произведениях Станислава Лема каждый читатель сегодня ищет и находит что-то сугубо личное, как его герои в мыслящем океане «Соляриса». Труды польского писателя Лема выдержали проверку временем, хотя и обрели новые смыслы в изменившемся историческом контексте.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.