Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Заложники своей гордыни: литератор Александр Куприянов уверен, что в этом грехе заключена причина многих бед

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Заложники своей гордыни: литератор Александр Куприянов уверен, что в этом грехе заключена причина многих бед
Главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов в своем кабинете / Фото: Игорь Ивандиков / Вечерняя Москва

Мы продолжаем непростой разговор о заповедях и смертных грехах, их значении и прочтении в XXI веке. Каким был бы наш мир, если бы мы следовали Божьему слову, и к чему приводит забвение этих великих истин? Мы пригласили к разговору на эту тему философов, писателей, общественных деятелей и представителей духовенства. Сегодня темой обсуждения стал один из смертных грехов — гордыня. И говорили мы о нем с литератором, журналистом, прозаиком Александром Куприяновым.

Оговорим специально: да, гордыня — грех. Но разговор о ней имеет к заповедям непосредственное отношение. Поучаствовав в нашем обсуждении, вы с этим согласитесь.

— Александр Иванович, говоря о библейских заповедях, было бы странно не коснуться темы смертных грехов. Как известно, первым из них называют гордыню. Почему?

Гордыня имеет к заповедям прямое отношение, поскольку от нее проистекает очень многое. Безусловно, лучше в этом вопросе разбираются исследователи религии, философы и духовенство, но гордыня настолько пронизывает жизнь светскую, что и мы о ней можем порассуждать.

На самом деле не многие осведомлены, что есть грех и какие они бывают. Например, объявление несправедливой войны считается грехом. Есть и другие виды грехов, например, пороки страсти, к которым относятся чревоугодие, блуд, гнев, леность; есть грехи, направленные против Духа Святого, — зависть и жизнь во зле.

Излишняя надежда на бога, когда мы передаем Господу управление делами нашими, как бы снимая с себя ответственность, сопровождая это бесконечными «Бог поможет», «Бог даст» и прочее, — это тоже грех, равно как и нежелание вести добродетельную жизнь и откладывание покаяния. Еще один вид грехов — содомский грех, убийства, притеснение нищих и сирых, оскорбление родителей, а также, что звучит удивительно, грехом считается лишение платы работников. Гордыня — грех основополагающий, первый среди прочих, что было признано представителями и христианства, и мусульманства, и иудаизма. От гордыни проистекает много других грехов, она запускает некий механизм их возникновения.

— Гордость и гордыня — понятия разные, но их иногда путают. Не дадите им определения?

— Конечно, это разные чувства и ощущения. Гордость — это положительно окрашенная эмоция, чувство собственного достоинства, общественной ценности и ценности родины и коллектива, в котором ты работаешь. А гордыне четкое и мудрое определение дал святой Фома Аквинский, назвав ее «неупорядоченным желанием превосходства». Я как человек, который немало об этом размышлял, определил еще и иное: рядом с гордыней обязательно живет невежество. Само по себе оно не так страшно, можно привести массу примеров, когда человек побеждал свое невежество, читая и образовываясь. Но если невежество приобретает агрессивный, воинствующий характер, его не перебить уже ничем. Но в нашем мире именно оно, увы, часто правит.

Причем примеры этого «правления» любой может найти где угодно — начиная от бытовых вещей и заканчивая профессиональной сферой.

— Точнее, это связано с непрофессионализмом?

— Ну естественно. Но начнем с мелочей. Уверен, ты согласишься, знакомая ситуация: приходит электрик и непременно затягивает песню «кто же это вам так проводку-то проложил…». Сам такой «профессионал» полезет «починять» свет и вырубит его во всем доме. Зато предшественник — плохой! Или доктор на приеме начинает причитать: да кто же вас лечил-то… Это и есть первое проявление гордыни, выражаемой в неуважении к коллегам и неэтичности. А дальше — больше, ведь воинствующие невежды обычно начинают имитировать бурную деятельность, стремясь всеми способами показать свое превосходство.

— Пуская пыль в глаза?

— Можно и так сказать. Недавно говорил я с одним человеком, он в разговоре педалировал: «У меня IQ 130!» (IQ — intelligence quotient — количественная оценка интеллекта человека. — «ВМ»). То есть очень высокий. Спрашиваю: а чем вы занимались? Ретейлом, говорит, занимался. Оказалось, работал он в объединенном банно-прачечном комбинате, отвечал за впаривание веников. Ретейл! Нагнетание терминов, модных эпитетов, имитация — то, что захватило мир, — породили целый пласт людей с особым внутренним строением, мы их называем инфантилами. Они умеют делать красивые презентации, нагонять туман, создавать видимость, не делая ничего, но надувая щеки.

— Ну, такие люди были всегда, почему «пласт»…

В каком-то количестве были, но не массово. Сейчас инфантилы тотально распространены. А их распространение началось, я думаю, в тех самых 1990-х, когда произошла перестройка и идеология коммунистического строительства рухнула. Не будем оценивать, хорошо это или плохо, речь сейчас о другом: идеология рухнуть-то рухнула, ценности моральные, нравственные, семейные с собой вместе похоронила, а замены им никакой не нашлось.

— Простите, перебью. В 1920-х, измученные «гражданкой» и бескормицей люди садились за парты — был взят курс на ликвидацию безграмотности. В этом смысле СССР уникален. Сейчас…

А теперь я перебью. Это было потрясающе! Ленин при всех своих неоднозначных делах провозгласил гениальный лозунг — учиться, учиться и учиться. В 1861 году у нас отменили крепостное право, а в Англии в этом году был введен закон о всеобщем образовании — чувствуешь, какая разница колоссальная!

— Да, конечно. Но сегодня человек получил фантастические возможности для самообразования. Но горизонты, что подтверждают эксперты, не расширяются, а схлопываются...

— После революции людей посадили за парты массово, и они видели перспективы — страна строила светлое будущее. В 1990-е сломлен был сам дух коллективизма. А ведь это древняя форма воспитания человека. Банальная вроде штука: раньше думай о родине, а потом о себе… Но как мотивирует! Тектонический слом целой формации произошел! А до этого, несмотря на последствия революции, войны и репрессии, силен был описанный Гумилевым пассионарный дух возрождения. Пассионарность — это способность нации к самовозрождению.

Тут не до гордыни точно. Но в 1990-е мы мгновенно лишились коллективистского начала, причем в самых разных областях, а это было важно: не зря же Сталин поднял тост за победу в войне русского народа, имея в виду, конечно, что в это понятие входит масса других национальностей. Коллективное начало было нам свойственно, оставшись без него, мы растерялись. Посмотри, как работает коллективистская модель в Китае,там все это осталось и процветает! У нас же на руинах прошлого оказалась…

— Новая формация постсоветских людей?

Да, таких — по доллару в глазу, а лучше по десять. Верх взяла мораль иного плана: «Я — центр мироздания, мир крутится вокруг меня». Гордыня возобладала над людьми до такой степени, что все остальное, включая заповеди, было забыто, а элементарные истины и нормы, простые и понятные, отброшены. Доходит до смешного: я иногда говорю что-то, и студенты, ну или там молодые люди, спрашивают: «А откуда вы знаете, Александр Иванович? Почему вы так уверены в том-то и том-то?»

Гордыня заставляет не верить, что человек может опираться на знания, которые были впитаны не только с молоком матери, но и считаны с самой атмосферы, уклада страны, правил, которые ты не нарушаешь не потому, что не хочешь, а потому, что не можешь их нарушать.

Заложники своей гордыни: литератор Александр Куприянов уверен, что в этом грехе заключена причина многих бед Фрагмент картины Василия Поленова «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») / Фото: Василий Поленов «Христос и грешница» (1887)

— Вы о понятии нормы?

— Ценности, выработанные цивилизацией, просты и для всех одинаковы, несмотря на разницу в образовании, вере, положении: почитай ста- риков, помни и почитай родителей и так далее, и если ты не выполняешь их, общество тебя отвергает. Я езжу в электричке и наблюдаю: стоит появиться бомжу, как люди перемещаются в другую половину вагона. Социум не принимает человека, который не выполняет правил гигиены, ведет себя вызывающе.

— А это не гордыня ли со стороны общества: мы — не такие, он — изгой? Особенно если бомж стал таковым в результате жизненных обстоятельств.

— Я как журналист с бомжами общался не раз и ни одного не встречал, который не был бы сам виноват в своем положении и не хотел бы вести такой образ жизни. Они сами хотят быть теми, кем стали. Борьба с гордыней общества — это Доктор Лиза, раздача еды и вещей, все такое.

— Вспомнила, что моральный кодекс строителя коммунизма списали с библейских истин...

— Конечно, списали. Это же непреложные истины. Но мы впали в гордыню массово — все знаем, все умеем настолько, что не имеем авторитетов. Верно говорят — не сотвори себе кумира, но некие идеалы, к которым должно стремиться, должны быть. У общества, обуянного гордыней, печальное будущее. Великий Рим пал, и причиной этого называли блуд и разврат.

А я думаю, что дело было в непомерной гордыни цезарей и патрициев. На гордыне была замешена идеология Третьего рейха. И я с печалью смотрю на то, что происходит с нами, в том числе со сферой управления, куда приходят молодые люди, не имеющие авторитетов и снедаемые гордыней. У них развито приспособленчество: они знают, что есть перед тобой начальник — надо голову склонить, не перечить, так целее будешь. В душе они начальника за дурака держат, ладно, мол, болтай себе, мели, Емеля, я все равно лучше тебя знаю. Гордыня...

— И что, нет вариантов для исправления ситуации?

— Это не так. Да, традиционные ценности сдвинулись, новые — не обозначились, а эгоизм и эгоцентризм, напрямую связанные с гордыней, находятся в фаворе. Кстати, единственный из всех общественных институтов, который говорит об этом и с этим борется, — это церковь, при всех трудностях, которые она сама испытывает. И именно поэтому «Вечерняя Москва» регулярно печатает колонки митрополита Боровского Климента — по сути, это проповеди, а кроме того, предоставляет слово представителям других конфессий — раввинам и муфтиям. К духовенству надо прислушиваться.

И пути преодоления есть. Связаны они с упомянутой пассионарностью. Увы, достигнув дна, а мы его достигли, придется отталкиваться и тяжело всплывать. Но намеки на это движение есть. Например, я несколько лет назад начал собирать книги, создал в деревне частную библиотеку. Люди потихоньку начали приходить, студенты приезжают. Я это делал потому, что не могу смотреть на лежащие возле помойки тома Пушкина и другие книги. Кстати, один мой знакомый заявил, что я это делаю из гордыни! Вроде как все — такие, а я — эдакий… Смешно.

Но что интересно: оказалось, примерно в это же время в стране и в Москве открылось несколько библиотек, а потом один парень положил начало движению, которое можно назвать «уличными библиотеками». Он наколотил каких-то навесов с полками, и люди начали выставлять туда книги для чтения и обмена. Так внутри нас, исподволь, вызревает ощущение, что так дальше нельзя, что нельзя без книг, культуры в целом. Это не спущенное решение, а движение изнутри. Начало самоочищения.

— Но какое может быть самоочищение, Александр Иванович, когда все вокруг, включая тренинги, заточено на «я»? Этому учат коучи, самопиар — одно из необходимых для жизни умений?

— Вспомнилось, как остроумно сказала когда-то писательница Ольга Кучкина: «Пиар? Это старая проститутка-пропаганда причепурилась немного и выдает себя за него!» Да, все заточено на «я». Этому учат и те американские, западные образцы поведения и ментальности, которые мы в упомянутые 1990-е решили приживить на нашу почву. Не выходит. Не приживается, как и ЕГЭ, поскольку это иной способ мышления. Можно сколько угодно насаждать идею о том, что мир должен прогнуться под тебя, но у нас это не приживется.

— Частная библиотека — она миру?

Да, миру. А знаешь, когда человеку хорошо? Я и сам так думал, а тут мне подарили старый номер «Юности» за далекий 1991 год, а там стихи Юрия Левитанского потрясающие: «Жить среди книг, хотя бы не читая, лишь ощущать присутствие вблизи…» Человеку хорошо у моря или в лесу, и среди книг, даже если ты не прочел и половины их. Ты прислушиваешься к шелесту страниц, переговариваешься с героями книг, и это лучшее из одиночеств! Да, сегодня есть люди, которые и одной книги не прочли. Есть среди них успешные, но как они себя чувствуют с этим богатством и отсутствием духовного багажа — большой вопрос.

Заложники своей гордыни: литератор Александр Куприянов уверен, что в этом грехе заключена причина многих бед Фрагмент работы «Семь смертных грехов» И. Босха / Фото: Public Domain

— «Я не читал, но знаю» — тоже гордыня?

Это то же воинствующее невежество, вид сбоку. Но к теме самоочищения: наш путь — не назад, в прошлое, к разрушенным ценностям, а путь вперед, к их обретению заново. Власть уже тоже понимает это. Мы трудно живем по закону, но не можем жить по понятиям, как предлагал когда-то криминал: помню, вор в законе Джем открыл на Дальнем Востоке приемную, они с братвой «решали вопросы» граждан. Но не пошла у нас эта схема.

Нам естественнее жить по законам совести и морали. Я не верю, что есть люди, которых не обуревал бы ни разу соблазн протянуть руку и взять деньги из казны, но верю в то, что есть те, кто не может этого сделать, ибо внутренняя система ценностей никогда этого не позволит.

— Но что ни день, то сообщение о коррупции! Представитель ГИБДД на золотом унитазе...

— Это все от двойственности нашего сознания, которая была характерна для советских людей и мучила многих — возьми хоть плеяду писателей, того же Нагибина, Шукшина, Евтушенко… С совестью человек быстро договаривается, это не трудно. Поэтому можно организовать фонд помощи одной рукой, а другой — нагребать из него деньги для своего обогащения. Такая логика: мне тоже надо, у меня семья, дети… Заповеди, данные людям Богом, останавливали их от многих катастроф. Соблазн отступить и оступиться всегда есть. Если бы мы были настолько плохи, среди богатых людей не находились бы те, кто смог побороть гордыню богатства, а коррупцию давно ввели бы как закон. А этого нет.

И глядя в зеркало, ты все знаешь про себя — что ты сделал вчера, как себя вел, что задумал и осуществил. Просто и глубоко написал Жан Пиаже, знаменитый ученый, исследовавший детский эгоцентризм: «Только образование способно спасти общество от возможного краха, моментального или постепенного…»

Ну хорошо. А сам литератор Куприянов борется с гордыней? И рецепт борьбы с ней есть?

— Борюсь. И рецепт есть. Надо культивировать самоиронию, критическое отношение к себе. К примеру, я не называю себя писателем. Я, скорее, рассказчик, прозаик. Писатель поднимает вопросы-глыбы, формулирует, как надо жить, а я всего лишь пишу о том, как люди живут. Не надо никого учить, не надо вымучивать из себя пророка. Это — гордыня. К сожалению, понимать это начинаешь после пятидесяти. Хотя некоторые и в шестьдесят не понимают.

ДОСЬЕ

Александр Куприянов — главный редактор газеты «Вечерняя Москва», литератор, автор ряда книг, в том числе романа «Лягунда», «Екарный бабай» , «Ангел мой», «Флейта крысолова», «Не мой день», «Жук золотой» и «Истопник», трижды отмеченный различными книжными премиями. Кавалер ордена «Знак Почета» и ордена Дружбы, многократный лауреат премии Союза журналистов (СССР и России) и премии «Золотое перо России» («За верность профессии»). Лауреат премии «Золотой Дельвиг» за кинороман «Надея».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.