Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Приехал учиться и остался учить

Общество
Приехал учиться и остался учить
На счету профессора Махмашарифа Мирзоева уже 16 учебников / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Махмашариф Мирзоев, приехавший много лет назад из таджикской глубинки, смог не только стать успешным российским ученым, но и найти способ, как помочь преуспеть другим.

Сейчас Махмашариф Мирзоев — доктор педагогических наук, профессор, который более 25 лет преподает математику и информатику в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). В активе ученого кандидатская и докторская диссертации, 16 выпущенных учебников, несколько подготовленных аспирантов. И мечта — сделать счастливыми как можно больше людей.

— Я родился и вырос в глухой таджикской деревушке, в большой семье, рассказывает Махмашариф Сайфович. — Работать дома приходилось много, но я за это благодарен судьбе: крестьянский труд развивает выносливость, смекалку, укрепляет тело и позволяет хорошо понять — что почем в этой жизни.

Больше всех остальных предметов Махмашарифу Мирзоеву нравилась математика. В 1981 году, по окончании школы, он поступил на математический факультет филиала Душанбинского госпединститута им. Т.Г. Шевченко, (теперь Бохтарский государственный университет имени Н. Хусрава), закончил его с отличием, получил специальность учителя математики и физики. 4 года работал на кафедре математического анализа в том же вузе. В начале 1990-х поступил в аспирантуру при Московском педагогическом государственном университете имени Ленина (сейчас МПГУ) и 4 года спустя защитил кандидатскую диссертацию.

Научное исследование было посвящено созданию компьютерной системы, позволяющей выявлять уровень математических способностей у студентов. Разработку опробовали на первокурсниках и точность прогноза составила 75%. Анализировался один из самых ярких показателей математических способностей — гибкость мыслительных процессов. Студенту предлагали задачу с пятью вариантами решения. Сначала нужно было выбрать правильные, а потом увидеть единственное, самое рациональное. Результат определял «пригодность» человека для профессии, где математика играет доминирующий роль.

— Ценность системы в том, что она позволяет экономить наш самый главный ресурс — время. Знание своих способностей помогает расходовать жизнь на то, в чем есть шанс преуспеть, — заключает ученый. — Каждый может выбрать для себя любимое дело и стать счастливым.

Разработка с успехом применялась в МПГУ и молодой аспирант вместе с коллегами работал над повышением уровня точности измерений — до 90%.

Поскольку после окончания аспирантуры Махмашариф собирался вернуться домой, то систему начали адаптировать под Курган-Тюбинский государственный пединститут (сейчас Бохтарский государственный университет имени Н. Хусрава).

Но этим планам помешала гражданская война в Таджикистане. Переданные на родину исследования пропали бесследно. Возвращаться было некуда — дома стало не до науки. Развал Союза больно ударил и по России. Московская научная лаборатория, в которой велись разработки, закрылась. Чтобы хоть как-то помочь оставшейся в Таджикистане семье и прожить в Москве, Махмашариф преподавал математику и информатику на кафедре университета и в школе. Бывали дни, когда поесть удавалось только размоченные в кипятке сухари, а тревога за судьбу родных, которых не видел несколько лет, просто сводила сума.

Приехал учиться и остался учить Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

— Пережить это время мне помогли обычные русские ребята, москвичи, — вспоминает профессор Мирзоев. — Мы познакомились на лавочке, у библиотеки имени Ленина. Просто разговорились, потом вместе ходили на тренировки по волейболу, в Большой театр, на выставки. Такая поддержка мне тогда помогла пережить самые трудные дни в моей жизни. Мы дружим до сих пор.

Жизненные испытания заставили молодого человека многое переосмыслить. Но от свей мечты — найти формулу успеха для других людей — он упрямо не отступался даже в тяжелые времена.

— У меня не было возможности продолжить начатые ранее исследования, и я решил «зайти» с другой стороны. В этот раз своим объектом я выбрал не ученика, а учителя. И посвятил докторскую диссертацию проблеме формирования математической культуры учителя информатики, — вспоминает Махмашариф Сайфович.

Работая в московских школах, он заметил, что большинство коллег читают информатику детям шаблонно, просто учат использовать предлагаемые программы. Это не вызывало особого интереса у школьников, хотя предмет — информатика — давно и прочно вошел в жизнь, с каждым днем усиливая свои позиции. Ученый предложил другой путь — объяснять школьникам способы и методы обработки информации на компьютере, чтобы они сами могли создавать новые информационно-технологические продукты.

— Стремительное развитие технологий требует от педагога очень быстрой адаптации к новациям. Но этого мало. Хороший учитель должен все время быть на шаг впереди учеников. А это возможно только, когда ты понимаешь, чем дети интересуются, — уверяет ученый.

Сегодня разработка углубляется и дополняется его аспирантами, учениками.

— Развить в себе математические способности может любой ребенок, даже если нет природных данных, — отмечает Махмашариф Мирзоев. — Это навык, который тренируется.

Но, продолжает тему профессор, многое зависит от личности учителя. Вот тут-то и заключается главная сложность: педагогом, к сожалению, может быть не каждый. Технологии, во всяком случае пока, не могут научить человека стать добрым, мудрым, искренним, справедливым. А без этого — нет учителя.

— Я уверен, что общество неизбежно придет к пониманию того, что учитель — это главная профессия на земле, — замечает профессор Мирзоев. —. Он помогает ребенку определить свое место в жизни, следовательно, стать счастливым. А давно известно, что счастливое общество состоит из счастливых индивидуумов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.