Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Гениям помогать не надо. Писатель и педагог Юрий Вяземский рассуждает об образовании и ностальгии

Общество
Гениям помогать не надо. Писатель и педагог Юрий Вяземский рассуждает об образовании и ностальгии
Фото: Денис Гришкин / АГН Москва

Юрий Вяземский недавно отметил юбилей — ему исполнилось 70 лет, а в следующем году юбилей отметит его знаменитая и уникальная передача «Умницы и умники». Известный телеведущий, интеллектуал, блестящий рассказчик с тонким чувством юмора рассказал «Вечерней Москве» о своем отношении к способным детям и интернету, открыл секреты писательского мастерства и заставил поверить в то, что ностальгия по СССР случается у тех, кто имеет короткую память.

— Юрий Павлович, вы со студентами общаетесь постоянно, а они, это данность, черпают знания из Википедии. «Википедия» — это зло или благо?

— Википедия — это колоссальная помощь. Но другое дело, что там половина, если не больший процент, информации не соответствует действительности. Хотя, вы знаете, иногда крайне трудно определить, что реальность, а что нет.

Недавно я был в Казани и увидел такую картину, по сути — классический пример: золотая осень, город утопает в солнце, и красивая девушка едет на велосипеде, держа перед собой телефон. Я сначала думал, что она по нему разговаривает, а она едет и снимает себя. И уже не поймешь — она тут или уже там. Понимаете? И я вспомнил великого Чжуан-цзы, знаменитую притчу о бабочке. Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он бабочка. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но проснувшись, он очень удивился тому, что он Чжуан-цзы, и не мог понять: снилось ли это ему, Чжуан-цзы, что он бабочка, или бабочке снилось, что она Чжуан-цзы?

— Опасно это — отсутствие границ переходов?

— Но жизнь вообще опасна, ибо ведет к одному — к тому, что называется смертью. Если они там счастливы, если им там интересно, можем ли мы… Хотя для меня это страшновато.

— Но это виртуальное счастье.

— Да, но я иногда думаю — а могу ли я это осуждать и чем я от них отличаюсь — сочинитель, член Союза писателей СССР (подчеркиваю это специально, поскольку там серьезные были ребята), — когда уезжаю в Древний Рим или работаю веке в девятом, с норманнами и славянскими племенами? А я туда отправляюсь каждое утро. Иначе не получается. С норманнами, правда, как-то легче, а вот с Римом было полное, глубокое погружение. Такое глубокое, что когда я, казалось бы, выныривал и приходил на кухню, жена мне говорила: «Юра-а-а, это я, Таня, твоя жена. У нас ужин… Юра-а-а, ты дома, ты не в Древнем Риме, ау…» Помню, я однажды встретил Эдуарда Успенского , и он мне вдруг признался, что мой роман «Детство Пилата» читал дважды. Я страшно удивился и спросил: «А зачем это вам, Эдуард Николаевич?» А он посмотрел внимательно и ответил: «Мне показалось, что вы там жили». А потом он как будто хотел что-то добавить, но замолчал, но я понял, что он хотел сказать. Понимаете, к чему я? Все это тоже — виртуальность…

— Но Древний Рим — был. Давно, но существовал. А в интернете проваливаются туда, чего нет. Мне кажется, разница принципиальна. Кстати, а вы отнимаете телефоны у студентов и разрешаете ли им кофе пить на лекциях?

— А я не вижу этого. Единственное, чего я им не разрешаю, — уходить. Тут на днях девушка вдруг попросилась выйти. Я говорю — уходите! Но больше не возвращайтесь.

— Почему так строго?

— Не хочу. Отвлекаюсь. И пьют ли кофе, не вижу. Я на политэкономии пиво пил, а это были советские времена, за это выгоняли из института.

— А ведь не все знают, что вы серьезно занимались скрипкой. Что же вы по скрипочке не пошли?

— О-о-о… Мои родители, жестокие люди, отдали меня заниматься скрипкой профессионально. А это совсем не то, что заниматься ею в районной музыкальной школе. Тут — другое, ты с четвертого класса должен заниматься ею по 4–5 часов каждый день. Я жил тогда в Ленинграде и учился при консерватории, у нас в кабинете физики стоял рояль. Миша Боярский на нем как-то изображал закон Гей-Люссака. И у меня была замечательная преподавательница по скрипке, она меня взяла в ансамбль скрипачей.

Мы, маленькие, играли на всех площадках в Ленинграде, приезжали в Москву, играли в КДС — Кремлевском дворце съездов, и даже в Большом театре. Но это было не мое. И правда мне открылась, когда классе в седьмом я увидел Катю Новицкую, замечательную пианистку, которая горько плакала, оттого что переиграла руку и учительница велела на неделю запереть от нее инструмент. Я смотрел на ее слезы и думал: «А что, если бы со мной такое произошло? Ведь это было бы счастье!» А следом за этими мыслями явилась мысль другая: «А я вообще в той школе?!» И потом, я стал слышать плохо на диктантах, боли начинались… Но когда я перешел в английскую школу, то есть нормальную, где были разные предметы, я просто не понимал, о чем они. Не понимал этого языка, задачек по геометрии, алгебре… Был, с точки зрения педагогов, casus incurabilis, говоря по-латыни. То есть «случай неизлечимый». Но все к лучшему.

Я свободный человек и занимаюсь тем, что мне интересно. У меня несколько профессий, и писатель — любимая, она мне позволяет уехать далеко-далеко-далеко.

— Что происходит с нами — с точки зрения писателя и интеллигентного человека Юрия Вяземского? С культурой, с растущей агрессивностью?

— С культурой — все хорошо. С агрессией? А я в соцсети не заглядываю, в метро не езжу, по улицам не брожу… Что я знаю об этом? Правда, я верю Андрею Кончаловскому, он в одном интервью сказал: «Попробуйте проехать по городу и посмотрите, как люди друг друга ненавидят!» В том смысле, что не уступают, подрезают и так далее. Но я выбираю такие пути, где агрессия проявляется редко. И у меня, простите, немного другая социальная позиция — меня довольно быстро узнают, особенно не в Москве.

— Как реагируют?

— В основном хорошо. На мою программу сложно нападать, потому что там дети. Этого никто и не делает, кроме некоторых моих коллег на ТВ, которые меня просто не переваривают.

— А вы отслеживаете судьбы детей, которые побывали на вашей программе?

— Раньше не отслеживали. Но вопрос попал в точку, ибо сейчас было получено распоряжение…

— Правильно я понимаю, что оно исходило от особого зрителя вашей программы — говорят, передачу посмотрел президент?

Кошмарные люди — журналисты… Но понимаете правильно. Насколько я могу судить, президент попросил расширить географию «охвата» «Умников и умниц», что абсолютно совпало с моим желанием, у нас же отсутствовали Дальний Восток и Сибирь. И это правильно — отследить, что происходит с этими ребятами потом, поскольку это не просто познавательно, но и должно вдохновлять других ребят. Так что мы будем подробнее заниматься «умниками», составлять их базу через сайт. Плюс ко всему уже довольно много лет назад, в 2013 году, было создано российское движение «Умники и умницы», я же езжу по регионам. Там ведь тоже отбирают умников, происходят свои полуфиналы. И на региональные финалы, на большинство из них, я приезжаю, и мне отбирают трех победителей, а я стараюсь еще и выделить своими призами отличившихся. Вообще с «Умниками...» удивительная история, изначально ведь не было никакой поддержки. Но люди зажигаются. Очень помогают губернаторы, раньше у нас было семь субъектов Федерации, сейчас — больше тридцати, и это общественное движение высоко оценивается на местах. Оно полезно — как любое выявление талантов.

Вас поражают дети, приходящие на передачу, или вы уже привыкли?..

— Все дети потрясают. Да, они серьезно готовятся. И там вундеркиндов нет, а вундеркинд, попади он туда, по определению должен проиграть.

— Почему?

— Вундеркинд слышит другую музыку. Он не может выиграть в такой олимпиаде, как «Умники и умницы». Как объяснить… Была одна девочка, именно вундеркинд. Я буквально за уши втащил ее в МГИМО потом, она была очень нужна.

Но на олимпиаде, где темой была культура Японии, она действовала не как все, а просто взяла «Старый пруд» Басе (Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.) и через эти три строки пыталась все понять... Естественно, она громко проиграла, так как не могла ответить на вопрос, какой самурай какого самурая убил и что при этом сказал. Но она талант и глубина. И училась блестяще, выиграла Международный философский конкурс. Но такие талантливые люди не для ЕГЭ и не для моей достаточно изощренной телеолимпиады. Понимаете, для гениев все — другое, это люди особые, им покровительствует Бог. Гения можно только убить или запрятать в тюрьму, ему не надо помогать, и когда кажется, что ты такому человеку помогаешь, ты на самом деле ему вредишь. Способным помогать надо. ЕГЭ — для них.

Гениям помогать не надо. Писатель и педагог Юрий Вяземский рассуждает об образовании и ностальгии Фото: Пресс-служба Совфеда

— А как вы, кстати, в целом относитесь к ЕГЭ?

— А что — ЕГЭ? Единый государственный экзамен. На него потрачено столько сил! Я бы его оставил. Но знаете, я как-то вспоминал, как сдавал экзамен на водительское удостоверение. Там же тоже вроде как все начинается с ЕГЭ — учишь Правила дорожного движения, а потом — площадка, и там смотрят, а можешь ли ты сдвинуться вообще или припарковаться. Так и тут. Примитивные навыки — да, а потом… Все непросто. Вот когда поступают в медицинский вуз, сдают биологию и химию. Но это же будут врачи, а не химики и не биологи. Им, по идее, другие нужны и важны навыки и таланты, как мне кажется.

Не понимаю: консерватория или театральные училища, скажем, у нас считаются творческими вузами, и туда никому не придет в голову принимать человека, который отвечает на вопросы ЕГЭ, что есть скрипка — струнный, духовой или клавишный инструмент. То есть в «творческих» вузах у нас другая система приема. А МГУ — что, не творческий вуз? Кто это придумал? Но можно называть ЕГЭ началом конца, а можно — социальным лифтом, который открывает двери в вузы тем, кому раньше поступить в них было нереально.

— Как вы относитесь к платному образованию?

— Мы за счет него живем. Без него обнищали бы. Публиковать мою зарплату заведующего кафедрой одного из ведущих университетов страны — антипатриотично, это все равно что издеваться над родиной. Но с учетом доплат, которые мы зарабатываем собственным трудом, получается нормальная зарплата, которая приближается к зарплате моей дочери, работающей в английском вузе.

— Скоро юбилей Достоевского. Знаю, вы его любите. А он актуален сейчас — со своими острыми углами и Алешенькой?

— Достоевский суперактуален — но не с одним Алешенькой. А со своими Алешенькой, Митей, Иваном и Смердяковым — это портрет России. И уход вглубь! Если это перестанет быть актуальным, страна перестанет быть Россией, станет чем-нибудь другим. Знаете, это как мой любимый город — Ленинград, в котором я родился и вырос. Был Петербургом. Петроградом.

Ленинградом. Потом назвал его Собчак Санкт-Петербургом, но какой он на фиг «Санкт»? Нет, все осталось — дома и дворцы остались теми же, да, все хорошо, но там люди уже не те. Ленинград, наверное, нельзя было оставлять, потому что это особое имя — Ленин, хотя дед мой Сергей Михайлович Вяземский блокаду пережил в Ленинграде, и это название для меня имеет святое звучание.

— Будь вы мэром, как назвали?

— Петербургом, думаю. Санкт — издевка, ложь. Когда ложь такая вкрадывается, она всегда всплывает. Санкт-Петербург и Ленинградская область, как это?

— Как вы относитесь к такому тренду, как ностальгия по СССР?

— Эти люди плохо помнят, как они жили тогда. Вы смотрели фильм «Холоп»? Я бы провел такой эксперимент и отправил бы их туда на несколько дней, в пустые магазины. Помнится в основном, что мы все были бедные. А счастливы были, потому что были молоды. Но нам со Львом Николаевичем Толстым эта молодость никогда не нравилась, нам и сейчас хорошо. У Льва Николаевича и Юрия Павловича молодость была мучительной.

— О, так вам нравится Толстой, не Достоевский?

— Толстого боготворит моя жена. Я боготворить художественную литературу не могу, боготворить нужно святых. А по моей теории есть титаны, которые повлияли на развитие мировой литературы, и среди наших великих гениев это Толстой, Достоевский и половинка Чехова.

— Почему половинка?

— Он титан театра, но не мировой литературы, у него были ученики, но это не то влияние на мировую культуру, которое было у Толстого, у которого учился весь западный мир, или у Достоевского, из которого произросла вся скандинавская литература и где все называют его учителем. Мопассан, по мне, ничем не хуже Чехова, а может, и лучше. Но театр — это Чехов, да.

— Если бы у вас была возможность поговорить с кем-то из перечисленных великих, это был бы?

— Не знаю даже, что ответить. Я бы не хотел ни с кем из них говорить, чтобы не разочароваться. Но посмотреть со стороны… Хотел бы. Походить и посмотреть на время, когда Толстой возвращается с Крымской войны и они с Тургеневым играют в карты, и рано утром, когда Толстой уже подвыпил, Тургенев его ведет… Я не уверен, что с ними было бы интересно, но прикоснуться — да. Понимаете, конечно, мой любимейший, писатель номер один в моей жизни — это Федор Михайлович Достоевский. Но общаться с ним... Можно было получить по загривку, если он был не в настроении…

— Это к вопросу о гении и злодействе? И о страстях?

— Ну нет, злодейства в них не было, гений злодеем быть не может, но ничто человеческое было им не чуждо, и страсти тоже. Очень хорошо все это было описано в книге у Волгина «Один год из жизни Достоевского», когда на вопрос: «Как вы себя чувствуете, Федор Михайлович» Достоевский мог ответить: «А вы что, доктор?» Очень тяжелый был человек. Кстати, нет, смотреть на Толстого я бы все же не хотел.

— Может, вы просто Софью Андреевну не любите?

— К Софье Андреевне я хорошо относиться не могу. Потому что, во-первых, моя сестра играла Софью Андреевну, и я не знаю, как она умом не тронулась от этой сложнейшей роли, а во-вторых, женщина, от которой убегает Толстой и умирает — сами понимаете, женщина еще та.

— Но она билась за интересы детей…

— А я не хочу на нее смотреть. Потому что она жила с Толстым и она виновата в этом. Точно так же, как Понтий Пилат виноват в том, что он не почувствовал, кого он отправляет на распятие. Хотя у него-то совсем выхода не было, все было предопределено, это был промысел Божий, но он виноват, поскольку не почувствовал, кто стоит рядом. И за это он нес ответственность.

И перед моими глазами все время была Анна Григорьевна Достоевская, для которой Федя был — все, и только потом были дети, и это было однозначно. Она была женой Достоевского, а Софья Андреевна — матерью детей Толстого.

Читайте «Мастера и Маргариту» — там жестко описано это. Жена Мастера приходит в восторг не тогда, когда видит его, а когда Бегемот достает из-под задницы рукопись. Я читал это и думал: а кого же ты любишь больше, его или рукопись? Толстой был сверхгениальный писатель, но лишь когда записывал то, что ему диктовали оттуда — свыше.

— Полагаете, было так?

— В том, что было так, я не сомневаюсь, слишком большая разница в его произведениях, это видно уже по «Анне Карениной», а эпилог к «Войне и миру» вообще как дурак какой-то писал. Когда он начал философствовать и принялся писать сам, выходило плохо.

ДОСЬЕ

Юрий Павлович Симонов (Вяземский) родился 5 июня 1951 года в Ленинграде. Советский и российский писатель, философ, телеведущий. Кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД России. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Автор и бессменный ведущий телевизионной программы «Умницы и умники».

Сын советского психофизиолога, биофизика, психолога, академика Павла Васильевича Симонова и Ольги Сергеевны Вяземской. Родной брат актрисы, народной артистки РФ Евгении Симоновой. Жена — Татьяна Александровна Смирнова, исполнительный директор студии «ТВ-Образ», шеф-редактор программы «Умницы и умники».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.