Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Наталия Киселева: Наши дети читают очень много, часто гораздо больше, чем мы в их возрасте

Общество
Наталия Киселева: Наши дети читают очень много, часто гораздо больше, чем мы в их возрасте
Фото: Из личного архива Наталии Киселевой

В 102 школах Москвы стартовала программа «Осмысленное чтение». Вчера заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева рассказала «Вечерняя Москва», как учащиеся будут совершенствовать свои читательские навыки.

— Наталия Александровна, как появилась идея такой программы?

— Несмотря на то, что литературное чтение и литература в школьном курсе изучается с первого по одиннадцатый класс, мы все чаще слышим, что наши дети не читают, читать стали меньше, все время сидят в гаджетах, играют в игры и смотрят видео. Однако информации в разных форматах у нынешних детей намного больше, чем у нас в детстве. И в школу многие дети приходят уже умея хорошо читать. Мы весной провели диагностику уровня функциональной и читательской грамотности шестиклассников, сопоставили с результатами экзаменов в девятом классе, с результатами международных исследований. Мы видим, что дети читают немало разных текстов, но не совсем понимают, как работать с этими текстами. Не скорость чтения важна и количество прочитанных книг, а умение работать с информацией, которую прочитал в художественной или научно-популярной литературе.

Например, я как учитель математики знаю, что у ребят возникают сложности с решением текстовых математических задач. То есть сложные уравнения им даются легче, чем задача. Потому что нужно прочитать текст, осмыслить его, перевести в математическую модель, решить ее и затем вновь вернуться в условия текста. Еще с советских времен у детей были сложности с задачками, вспомните мультик про полтора землекопа, например, или про скорость велосипедиста 200 км/ч. Эта проблема не меняется. Подобные примеры можно привести из физики, химии.

Как уже отметили, важную роль играет и значительное увеличение количества информации, которое окружает современных детей. Если посмотреть лет 20 назад, то вокруг рядового школьника в день было порядка 500 сообщений. Сейчас же, по данным исследований, ежедневно перед ребенком мелькает более 15 тысяч текстовых сообщений. Это сравнимо с одним томом «Войны и мира» Льва Толстого. Мы говорим, что наши дети читают мало, а на самом деле они читают очень много, часто гораздо больше, чем мы в их возрасте, просто не всегда то, что нам хочется. И не всегда осмысленно, пролистывая ленту социальных сетей.

Сегодня можно найти ответ практически на любой вопрос, причем поддержку может получить любая точка зрения. Полярные мнения на один и тот же вопрос находят своих сторонников. Взрослым в этих информационных потоках разобраться сложно, а как ребенку? Например, можно найти в интернете два текста, один из которых будет утверждать, что дважды два равно четыре, а другой, что не равно. И оба текста будут вполне убедительны, причем второй может оказаться еще более убедительным, чем первым. Поэтому в современном мире важно не только уметь читать быстро, а такое требование было ранее в советской школе, но и понять, что ты читаешь. Можно ведь прочитать сто слов в минуту, но ничего не понять из текста. Осмысленное чтение – это когда ты можешь анализировать текст и применить полученную из него информацию в жизни. Для этого мы и решили внедрить в московские школы такую программу. Эта идея не замена уроков литературы, истории, а скорее дополнительное внимание к чтению и работе с текстами. Развитию критического мышления в отношении прочитанного.

Наталия Киселева: Наши дети читают очень много, часто гораздо больше, чем мы в их возрасте Фото: Pexels

— Что ждет ребят?

— Мы предложили школам привлечь к участию в программе школьников разных возрастов. В ежедневном режиме в коротком формате от 15 до 30 минут школьникам предлагается читать различные учебные тексты, а затем обсуждать их с одноклассниками и учителями, продумывать как рассказать ребятам о прочитанной информации в понятном и доступном для них формате, в том числе, в социальных сетях, которые они ведут. Всего в программе будет пять коротких модулей. Один из них – умение читать в любой обстановке. Такая методика уже не один год применяется в начальной школе. Ее иногда называют «жужжащее чтение», когда одновременно ребята в классе бормочут себе под нос текст. Это развивает сразу несколько навыков – умение концентрировать свое внимание на тексте, абстрагироваться от бормотания вокруг и, конечно, понимать прочитанное при таких условиях.

Безусловно, будет работа и над скоростью чтения, но в приоритете будет именно осмысление и обсуждение текстов, не только художественных. Еще один модуль будет посвящен работе с разными форматами текстов и умением задавать к ним вопросы. Например, как будут разворачиваться события дальше? Таким образом, дети смогут высказать свое отношение к тексту, а не пересказать прочитанное. Так мы стремимся развивать творческое мышление детей, когда они могут пофантазировать на какую-то тему. Хороший известный для литераторов прием, который удобно использовать и для понимания научных текстов. Также один из модулей будет направлен на проверку уровня понимания текста с помощью вопросов с подвохом. Собеседники будут спрашивать о чем-то, но вопросы могут быть с ошибками. Задача понять, достоверная ли это информация или нет. Это уже более глубокий анализ текста. К слову, такие приемы используют рекрутеры крупных компаний при приеме на работу. Пятый модуль будет посвящен схемотехнике, инфографике, то есть изображению и интерпретации того, что они прочитали. И здесь речь не про рисунки-иллюстрации к прочитанной сказке.

— А читать дети это будут на уроках?

— Школьные уроки литературы никто заменять или отменять не собирается. Школы сами смогут выбрать удобное время в течение дня для реализации этой программы по чтению. Кроме того, научно-популярные статьи могут стать основой хорошего диалога взрослых и детей. Например, родители могут не только спрашивать, что ребенок проходил в школе, а поговорить об интересном тексте, который ребенок читает и обсуждает с друзьями и учителем. Предполагается, что это будут именно бумажные, а не электронные книги и статьи, шуршание страниц. Например, для старшеклассников подборка материалов будет с учетом их профиля обучения, предпрофессионального направления о современных достижениях науки, о развитии мира профессий.

— Сейчас все говорят о цифровизации, внедрении технологий, а в это время вы предлагаете детям читать бумажную литературу. Почему Москва идет по такому пути?

— Важно соблюдать баланс. Мы не выступаем и никогда не выступали за то, чтобы все полностью переводить в цифру, но надо понимать, что гаджеты плотно вошли в нашу жизнь. Нынешние школьники и их младшие братья и сестры с раннего детства знакомы с мобильными устройствами, Интернетом. Программа как раз и появилась из-за огромного объема информации, который ребят получают в интернете. Но мы хотим показать детям разные форматы взаимодействия с текстом. И в электронном формате, и в бумажной книге, в печатном журнале или газете. Иногда работать карандашом на бумаге для осмысления текста удобнее. Необходимо гармоничное развитие школьников с использованием разных инструментов – как классических, так и электронных.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.