Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Бахтин знал советского человека

Общество
Бахтин знал советского человека
Фото: public domain

Философ и литературовед Михаил Михайлович Бахтин (17 ноября 1895 — 7 марта 1975) относится к той редкой плеяде русских самородков, которые в лишениях и гонениях выжили в советской России.

Бахтин был слишком юн, чтобы оказаться на «философском пароходе». Не столь известен своими антимарксистскими заблуждениями, чтобы его расстреляли, как Павла Флоренского в 1937 году. Не столь эпатажен и харизматичен, как отсидевший 14 лет в лагерях Лев Гумилев, на чьи лекции народ ломился, как на шоу. Бахтин тоже испил свою чашу страданий. Его арестовывали, ссылали, лишали доступа к материалам, необходимым для работы. Но он каким-то чудом выжил, хоть и потерял ногу.

Причем не просто выжил, а был в шестидесятых годах, как вмерзший в лед мамонт, извлечен из Мордовского университета, чтобы «оттаять» в Москве, получить признание в «узких кругах», обзавестись учениками, стать непризнанным (или частично признанным) гением.

Думается, перебиравшие бумаги Бахтина следователи и дознаватели недоумевали, натыкаясь на такие слова, как «полифонизм», «мениппея», «хронотоп». Впрочем, встречались и попроще: «карнавализация», «духовный верх», «телесный низ». Но и здесь вражий умысел не просматривался. Карнавализация относилась исключительно к Средневековью, внимание к «телесному низу» проявляли герои Франсуа Рабле — Гаргантюа и Пантагрюэль, подтирающие задницы утятами, «духовный верх» и вовсе представал неуловимым, как ангельское дыхание.

Михаил Бахтин — философ, филолог, литературовед, историк литературы — был ученым «не для всех», а для людей образованных сверх тогдашних норм, ищущих в науке «цимес», простор для толкований, импровизаций, развития собственных концепций. Для «простецов» достаточно нескольких тезисов: роман, как жанр, полифоничен (то есть содержит внутренние диалоги); хронотоп — это единство художественных и временных характеристик в литературном произведении; карнавализация — воздействие народных (с телесным низом) празднеств на образно-символическую, творческую память общества.

Тыква превратилась для пожилого уже Бахтина в карету, когда его судьбой занялась «золотая» (в позитивном смысле) молодежь шестидесятых — философ Георгий Гачев, критики и литературоведы Петр Палиевский и Вадим Кожинов. Они вострубили о прозябающем в Саранске гении, ворочающем в черепе даже не губерниями, как Ленин у Маяковского, а целыми Вселенными. Живой интерес к идеям Бахтина проявил Юрий Андропов — загадочная личность в советском властном пантеоне. Бахтину было предоставлено жилье в Москве, обеспечена возможность публиковать труды, пестовать учеников. С этим, правда, не задалось: большинство идей Бахтина были «идеи в развитии», теоретическая база под ними была подвижна и скользяща. Идеи Бахтина напоминали саженцы, засыхающие у не радивого садовника и при носящие плоды у садовника толкового.

Своеобразным учеником Бахтина оказался и Андропов. Пущенные в народ слухи о тайной связи премьера Косыгина с Зыкиной; о купаниях в ванне с шампанским Галины Брежневой; о домашнем (из украденных картин) музее в квартире главы МВД Щелокова — наглядное подтверждение тезиса Бахтина о необоримой силе «телесного низа» в коллективном сознании. Никто не сомневался, что все это правда. Оттуда же и мрачное откровение Андропова о «духовном верхе» советского народа: «Мы не знаем общества, в котором живем». Бахтин знал.

КСТАТИ

Основные работы Михаил Бахтина были переведены на многие языки и получили очень ши рокую известность на Западе.

В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр.

Особую популярность творчество Михаила Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло его первое собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нем.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.