Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности

Общество
Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности
Кадр из фильма «Андроид», вышедшего еще в 2013 году. Речь в нем шла о загадочном приложении, загруженном на мобильный телефон и меняющем жизнь главной героини Анны. Тогда это казалось фантастикой... / Кадр из фильма «Андроид», 2013

В глобальном информационном пространстве доминируют негативные новости. Такой вывод сделали ученые из Университета штата Мичиган после анализа новостных лент 17 ведущих стран мира. И под данный вывод можно подвести обоснование: люди острее реагируют на негативные известия, чем на позитивные новости, чем и пользуются СМИ и социальные сети. И более того. Негатив гипнотизирует людей, заставляя... себя распространять!

Еще недавно мы не могли себе представить, что все люди вокруг будут неотрывно смотреть в экраны смартфонов. И сами мы уже не без труда вспоминаем время, когда могли выйти из дома без мобильника, а друзьям звонили, опуская «двушку» в таксофон. Старшее поколение не устает повторять, что телефоны и гаджеты оглупляют молодежь, но и сами при этом становятся зависимыми от сайтов и порталов с забавными, порой талантливыми, а порой откровенно глупыми видео. А что молодые? 31 процент из них уверены, что ни соцсети, ни постоянное блуждание по цифровому пространству хуже их не сделают. Большинство из оставшихся дать ответ на этот вопрос затрудняются. Но и те, и другие — уже немного «зомби», уверен психолог Владимир Ковалев.

Без него — никуда

— Вы не замечали, что впадаете в подобие истерики, когда не обнаруживаете телефона под рукой? — начинает беседу Владимир Александрович.

Остается лишь согласиться: конечно, и не раз, зачем врать. Он кивает:

— Ну, допустим, вы сейчас скажете, что он вам нужен по работе, и я поверю. И мне нужен: клиенты звонят и пишут. Но я о другом. В этой зависимости есть нечто иное, так ведь? И когда вы берете телефон в руки, вы, как правило, влезаете в соцсети, «Инстаграм», и так далее?

— Я — нет, просто не сложилось, делаю это реже других.

— Не очень верю, но не суть важно, — продолжает Ковалев. — А вот среднестатистический человек очень часто влезает в интернет в поисках... плохих новостей. Это звучит парадоксально, но это так. Доказано. Если вы спросите: чего ты ищешь, новости об убийствах, негатива, чего? Он ответит вам — нет, конечно! Зачем? А все дело в том, что он даже не осознает этого. Вот потому я и называют людей с прилипшими к телефону руками «зомби XXI века». Зомби не в смысле ходячих мертвецов, хотя в духовном смысле многие из них как раз на нежить и становятся похожи, а в смысле неосознанной, гипнотической, зомбируемой зависимости от негатива.

Зачем бы это? А вот, оказывается, все объяснимо. На фоне «чужого» негатива многим собственные не самые радостные события кажутся менее трагическими.

— Я идейно далек от следования конспирологическим теориям, но близок к тому, чтобы в них поверить! Безусловно, чужие беды иных людей укрепляют... Но не всех же! А тут — другое. Люди склонны к зависимостям. И когда что-то внешнее, некие обстоятельства, их не устраивают, они компенсируют их оборотной стороной медали, теми данными виртуального мира, который они пока еще воспринимают как виртуальный, что помогает им убеждаться: в «зазеркалье» тоже все не очень, а я вот сижу тут, меж двух миров, и у меня все еще ничего!

Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Подпитка нехорошим

Статистика свидетельствует: цифровые аборигены (те, кто не помнит мира без соцсетей и интернета в целом), как правило, пессимистичнее своих сверстников из прошлых времен, они реже занимаются сексом, не так охотно женятся, а если женятся, то иногда с фантастической легкостью расстаются. Зато у них есть другая «фишка»: они могут — до поры! — проживать чужие эмоции, особенно отрицательные, могут испытывать эмпатию по отношению к людям, которых никогда не видели и с которыми знакомы по переписке, при этом не обращая внимания на нужды близких; они ждут лайков под своими постами и иногда и дизлайков — чтобы еще раз убедиться в несовершенстве мира.

— Зомбированный, настроенный на постоянное получение из виртуального мира сигналов человек на самом деле отчасти раб «гормональных обстоятельств», давно известных науке, — рассказывает Ковалев. — Нейромедиатор дофамин обеспечивает организму через взаимосвязь мотивации и обучения некий стиль, алгоритм поведения, при котором человеку максимально комфортно. Получая позитивные оценки своих «выставленных» фотографий, своего завтрака, обеда, фотографируя себя с патчами под глазами и бигуди на челке, люди испытывают дофаминовое наслаждение. Желание испытать его я тоже отнес бы к зомбическим: у человека нет сил не посмотреть, как именно отреагировали на его фото, какой лайк и кто поставил. Ну а поскольку на уровне сознания многие понимают, что это нелепо, они делают это скрытно, никому не сознаваясь в содеянном, стесняясь — до поры — своей слабости.

Но при чем тут негатив, спрашивается? А при всем! Если, скажем, в том случае, который многие сочтут абсолютно позитивным, срабатывает схема «триггер (повод) — действие — награда» («захотел написать — написал — получил долгожданные «лайки»), причем раз от раза такая схема поведения закрепляется все больше, то в случае с эскалацией информационной чернухи и ее принятия схема выглядит почти отзеркаленной: желание острой, будоражащей нервы информации провоцирует действие, то есть вход в систему, а наградой становится доказательство внутреннего убеждения — все везде плохо. Именно этот негатив, на который нас исподволь затачивают, и становится питательной средой для цифровых зомби.

Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности Фото: facebook.com/Общественная палата города Москвы

Рабы привычек

Казалось бы, абсолютная норма — радоваться за других людей, если у них все хорошо. Но такой высоты человеческого духа достигают далеко не все. Зависть к чужому успеху куда распространеннее, чем восторг от них.

— Человек раб своих привычек, — поясняет Владимир Ковалев. — Это может быть как чистка зубов, так и стихи Пушкина перед сном. Будете читать их детям тридцать дней подряд, а на тридцать первый, если попробуете этого не сделать, получите изумленный вопрос: «А где?!» В неосознанной попытке самоутвердиться за счет негатива в других областях жизни человек утверждает и узаконивает у себя привычку к получению этого негатива и транспортирует его далее, в окружающее пространство, передает другим людям, множит всеми возможными способами. Впав в зависимость от отрицательного фона, человек испытывает дискомфорт, если не получает «допинг».

Примерно это же, уверен психолог, заставляет людей смотреть ужастики и хорроры: индивиду свойственно испытывать себя, «ходить по грани». При этом не отдавая отчета в том, что была произведена перенастройка, и человека научили получать удовольствие от того, что раньше вызывало оторопь, а то и омерзение.

— Люди не замечают, что они плохо коммуницируют, что их горизонты сужены, что они при всей видимости свободы — пиши, например, что хочешь — болезненно, как никогда, зависимы от чужого мнения, — рассказывает Владимир Ковалев. — Точно так же, как возбуждают психику положительные «лайки», так же парализует волю негативный зомботрон. Снова упал самолет, где-то взорвался газ, сошла лавина — все это факты, и факты прискорбные, но именно они, точно всадники Апокалипсиса, осаждают сознание. И если раньше этим «всадникам» сдавались преимущественно пожилые люди — иногда в силу возрастных заболеваний, повышения тревожного фона, то сегодня этот настрой на отрицательное поражает души совсем молодых.

Нет, уверяет Ковалев, он совсем не апологет СССР и коммунистических песен-агиток. Но все же вот они, факты: если раньше утро начиналось под звуки радио и бодрые призывы к зарядке, то сегодня, проснувшись, мы изучаем драматические новости и начинаем день точно не под победные марши.

Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

А кто объекты

С точки зрения психолога, и это признавали владельцы соцсетей, интернет как огромный ресурс отлично владеет искусством манипуляции личностью и использует в своих целях самые тонкие, психически уязвимые пункты человеческого сознания. Но период, когда в нем искали исключительно «одобрямса», прошел.

— Сегодня в интернете — ренессанс неискренности и отрицания. Одни хвалят других, те, другие, подозревают первых в неискренности, блогеры твердят о том, что любят писать и готовы делиться знаниями с окружающими, пользователи попроще принимают это за чистую монету, посложнее — делают однозначный вывод: вот перед нами человек, которому категорически нечем заняться, одинокий изгой, никому не нужный и сублимирующий свои комплексы через общественную среду, — рассуждает Владимир Александрович. — При этом безответственность заявлений нарастает, как и негативистский фон. Но от тех, кто пытается каким-то образом остановить процесс или удержать его в рамках, что уже, конечно, невозможно, интернет открещивается своей молитвой, поднятой на хоругви его самыми активными пользователями: «Если тебя нет в сети — тебя просто нет».

История с подменами реальности и виртуальности не нова, новое — лишь видимый результат пролонгированного действия интернет-ловушки, уверен психолог.

— Когда общение в сети начинает зашкаливать, способность к управлению ситуацией в реальном мире снижается, человек оказывается неспособен заниматься своими проблемами, но поскольку он осознает их наличие, углубляется начальная стадия депрессивного вектора его начального состояния. Позитив, получаемый из сети, оказывается иллюзией, а картинки чужих счастливых жизней уже не просто не радуют, а подавляют и провоцируют массу эмоций самого широкого спектра: от печали и зависти до ненависти.

Шесть лет назад Facebook привлек 689 тысяч своих пользователей для эксперимента, о чем, правда, они не подозревали, рассказывает Ковалев. Целью опыта было изучение степени влияния соцсети на психологическое состояние пользователей.

— Они придумали алгоритм, который делал выборку новостей. Для части пользователей отбиралась преимущественно позитивная информация, для других новостная лента почти вся состояла из негатива. За неделю наблюдений был сделан удивительный и в общем страшный вывод: оказалось, что те люди, которые получали в основном негативные известия, сами принимались распространять («постить») такой же контент! — рассказывает Ковалев. — И как только в ленту добавлялись позитивные сообщения, общее настроение пользователей менялось. Неужели этот пример не говорит о том, что мы — зомби? Не говорю уже об этичности этого исследования, на эту тему тогда, шесть лет назад, было сломано немало копий! А в обнародованных выводах, хочу напомнить или сообщить тем, кто этого не знает, говорилось следующее: психологические состояния могут передаваться другим людям через своего рода эмоциональное заражение, которое может происходить без непосредственного взаимодействия или общения между людьми и при отсутствии невербальных сигналов.

Помимо прочего, проекция негатива происходит у чувствительных людей через сравнение себя с другими пользователями.

— Мало кто делает достоянием общественности свои трагедии, всем хочется показать себя «на высоте», — поясняет Ковалев. — И пользователи раз за разом видят в соцсетях счастливые лица других людей, пьющих бесконечный кофе, от которого у них, сволочей, не поднимается давление, а ты сидишь тут один, и денег нет, и ты никому не нужен — лузер, неудачник и так далее. И обостряющееся одиночество неминуемо влечет тебя к углублению внутренней изоляции, а с одиночкой гораздо проще и быстрее управиться: его состоянием легче оперировать, его легче заставлять делать то, что кому-то нужно, потому что зависимые от чужой воли зомби — вовсе не уважаемые пользователи, а некая биомасса, ведущаяся на рекламу, обещания, сулящие благо, кредиты и прочее, прочее, прочее…

Увы, разводит руками Ковалев, к советам специалистов поменьше погружаться в цифровое пространство мало кто прислушивается. А иногда начинают об этом думать, когда зависимость уже слишком сильна, и человек выбит из социальной жизни и пребывает в неконтролируемом самостоятельно негативном фоне.

Манипуляция со знанием: психолог объясняет, почему негатив нельзя распространять до бесконечности Фото: mos.ru/Юлия Иванко

На пороге нового мира

…Два года назад мир был иным. Для части населения планеты пандемия стала первым серьезным испытанием в жизни: уже не справляющиеся с потоками информации, боями в виртуальном пространстве и внутренними установками на негатив, молодые люди в реальной жизни столкнулись с огромной проблемой и многими бедами, вызванными коронавирусной эпидемией. Для части поколения «зуммеров», людей с притупленным чувством эмпатии и зацикленностью на своих интересах, отсутствие возможности поехать куда-либо начало казаться куда большей проблемой, чем гибель людей и их страдания. До пандемии пластические хирурги столкнулись с потоком желающих переделать свою внешность юнцов: они привыкли накладывать на собственные изображения фильтры и желали добиться соответствия внешности тому образу, который видели на отредактированных фото. Медики утверждали, что большинство подростков находились при этом в угнетенном, депрессивном состоянии. Внутренние терзания разогрел Tik-Tok: появившаяся в 2016 году соцсеть «рванула» через три года, в 2019-м, уже имела в своей истории примеры как ярких взлетов, так и ярких провалов. При внешней легкости и позитиве многих роликов, их подстраивании под вкусы и запросы пользователя, и недостижимость для большинства из них вершин успеха других — усугубила и без того невеселую ситуацию.

— Тема «зомбирования» присутствует, увы, и тут: начиная смотреть короткие тиктоковские видео, вы и не замечаете, как утекает время, наслаждаетесь дофамином, релаксируете. А в итоге — находитесь будто под гипнозом, по окончании которого обнаруживаете, что провели за просмотром не пять минут, а час, — рассказывает Ковалев. — Поняв это, многие впадают в переживания, но цепочка следствий уже запущена, и непреодолимое желание посмотреть ролики еще и еще вновь отправит вас в эту сеть для молодых, а потом будут новые терзания, раскаяния и… да, негатив по отношению ко всему миру.

И если в начале пандемии были иллюзии, что соцсети помогут миру, став из-за коронавируса одной из главных площадок для общения, то теперь однозначно ясно: они лишь усиливали печали и подогревали неврастенический фон общества, множили «страшилки» и негатив, загоняя человечество в угол и превращая его в зомбированных и послушных рабов гаджетов. Разбираясь со всем этим, нужно просто уяснить для себя: на вашем настроении, негативе, печалях кто-то делает неплохой бизнес.

ЦИФРА

30 минут в день можно проводить в соцсетях без негативных последствий для психики.

КАК У НИХ

Новая опасность и новый манипулятивный инструмент соцсетей получили сегодня название FOMO, что переводится как «fear of missing out», или «синдром упущенной выгоды». Под этим подразумевается страх, что если ты не войдешь в соцсеть, то пропустишь что-то важное, упустишь принципиальный для твоей жизни момент. Впервые FOMO исследовали в 2013 году, и тогда был сделан вывод, что к одержимости соцсетями приводят одиночество, неустроенность и замкнутость. Дальнейшие исследования доказывают ровно обратное: этим не начинается, а заканчивается погружение в них. Ученые говорят, что «синдром упущенной выгоды», как правило, совпадает с навязчивым желанием быть в курсе всего, что происходит со знакомыми и коллегами. Так же принципиально важно то, что «синдром упущенной выгоды» испытывают люди любых возрастов, а вовсе не только подростки.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.