Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Горький запах воздуха свободы

Общество
Горький запах воздуха свободы
Белоруссия, Гродненская область. Мигранты на белорусско-польской границе. На кризис, возникший из-за обилия переселенцев, президент России Владимир Путин обращал внимание еще в 2019 году в интервью газете Financial Times. Тогда он заявил, одна из идей либерализма — мультикультурализм — оказалась нереалистичной / Фото: Леонид Щеглов / БелТА / ТАСС

Президент России Владимир Путин высказался о российском либерализме. По словам главы государства, «лакейство перед Западом» — это не истинная суть течения, а у почвенников и либералов на самом деле одна цель. На этой странице эксперты, журналисты и читатели «Вечерней Москвы» разбираются, что же такое настоящая политическая и гражданская свобода и нужны ли России либералы.

Такой странный либерализм

Сергей Лесков, обозреватель:

Термин «либерал» приобрел в нашем обществе откровенно негативный оттенок. Конечно, виноваты сами либералы, которые в годы своего правления почем зря просадили накопления и государства, и народа. Вот и президент Путин заявил, что стремление российских либералов копировать зарубежные образцы не является истинным либерализмом. Из этого следует, что есть хороший либерализм, а есть попорченный, который пытались воспроизвести на российской почве наши доморощенные либералы.

Под либерализмом политическая мысль понимает незыблемый набор демократических ценностей — свобода слова, совести, право голосовать и быть избранным, неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства и прочие прекрасные идеалы. Как говорил Черчилль, социализм стремится искоренить богатство, а либерализм — бедность.

Однако либералы российской закваски, которые появились в XIX веке, ставили во главу угла не человека, главную ценность либерализма, а преклонение перед иностранщиной и неприятие всего русского. Это подметил Достоевский: «Каждый неудачный русский факт возбуждает в либерале смех и чуть не восторг». Писатель считал, что такие люди принимают свою ненависть к России за самый плодотворный либерализм.

Что скрывать, такую реакцию часто видишь у наших современников. Довольный хохоток, когда случается несчастье или промах, — милое дело. Такого человека можно назвать как угодно, но только не либералом. От него открестились бы столпы либерализма — Джон Локк, Монтескье и Руссо.

Чем старательнее Запад насаждает по миру либеральные ценности, тем очевиднее, что они имеют мало общего с гуманизмом. Последняя иллюстрация — ситуация на польско-белорусской границе, где несчастные курды, которых поманили на слюнявую конфетку либерализма, попали в западню. Эта история говорит о кризисе либеральных ценностей.

Гуманизм — колода карт в руках политических шулеров, а реальность — бесчеловечные поступки властителей, которые прикрылись пурпурными мантиями либерализма.

Размышления Путина о либерализме — естественное продолжение его выступления на Валдайском форуме о кризисе западного гуманизма, который превратился в пустую болтовню, и о том, что в период мирового переустройства умеренный консерватизм — самая разумная линия поведения. Настоящий либерал — это хорошо. Только этот титул похитили не те люди.

Горький запах воздуха свободы Фото: Максим Гучек / БелТА / ТАСС

Идея вседозволенности стала объектом поклонения

Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем:

Прежде, чем говорить о русском либерализме, надо отчетливо представлять себе, что классический либерализм конца XVIII и всего XIX столетия, рожденный в умных книгах, написанных учеными философами, и нынешний неолиберализм, который только начинает развиваться у нас в России, — это совершенно разные вещи.

Первый предлагал человеку свободу в рамках общества и был динамичным, дискутируемым, подстраивающимся под веления времени актуальным мировоззрением.

Второй проповедует полную свободу личности от... всего! От законов государства и общества, от норм права и морали... Причем проповедует аксиоматично, по принципу: «Есть две точки зрения: моя и неправильная». Поэтому я говорю, что неолиберализм — это не политическая позиция, а религия. Причем требующая от своих адептов совершенно слепой веры в весьма сомнительные тезисы, преподносимые как абсолютные истины. Если власть контролирует в обществе социальные связи, то неолиберализм их просто отрицает. И каждая сторона считает свою позицию абсолютно правильной. Ни государству, ни неолибералу не нужны доказательства собственной правоты — и это в чем-то их роднит.

Но «свободы от всего» не бывает. Вот, скажем, если ты блогер, сидишь дома за компьютером, что-то пишешь, где-то публикуешь, тебе за это платят через виртуальный банк, и даже продукты ты не покупаешь на рынке или в магазине, а заказываешь в сети, и их приносит курьер прямо к дверям... Думаешь, что ты свободен? Какая жестокая иллюзия! Чтобы лишить тебя этой свободы, достаточно отключить электричество. А чтобы ее поддерживать, надо иметь чрезвычайно развитую, работающую как часы социальную инфраструктуру. Где социальная структура началась, там такая «свобода» и кончилась. Правда, блогер об этом не задумывается, потому что он неолиберал. Он просто верит в свою весьма призрачную свободу.

Мы все вышли из ультраконсерватизма. Я и сам консерватор, поэтому считаю, что неолиберализм бесплоден, как однополая семья, какую он, кстати, любит защищать. Может, они там друг друга и любят, но детей-то от них не дождешься.

Горький запах воздуха свободы Фото: Леонид Щеглов / БелТА / ТАСС

Встречают по одежке, принимают по уму

Татьяна Еременко, обозреватель:

Быть человеком сложно. Куда проще найти своих и постараться не стать среди них чужим. Вот общество и делится, тем самым позволяя управлять собой с большей легкостью. Одних пугают другими, а тех — первыми.

Либералы подбивают романтиков жертвовать собой, чтобы отстоять право быть тем, кто ты есть, не боясь проявлять свою уникальность в социуме. Консерваторы заставляют свой народ молчать, выстраивая из тишины стену плотнее железного занавеса, чтобы оградить ею неразумных от скрытой угрозы. И вот уже между теми и другими идет идеологическая война.

Но все мы — люди. Жить без ориентиров не можем. Приходится выбирать. Либерализм — свобода, развитие, постижение нового. Консерватизм — стабильность, защищенность, почтение к прошлому. И при этом неизбежно попадать в ловушку. Пример? Либералы ценят свободу мысли, но стоит высказать позицию, которая не согласуется с принятыми ими ценностями, как тут же выпадаешь из обоймы — становишься холостым патроном, который не берут в расчет. Консерваторы же стараются сохранить идеалы, на которые привыкли опираться — семья, долг, традиции. Но в итоге замыкаются, отгораживаясь от непривычного.

Так было всегда. Новое, которое через некоторое время станет старым, а затем на смену ему придет другое новое, принималось не сразу. Князь Владимир скидывал языческие идолы, насаждая иностранную веру — христианство. Петр I приказал брить бороды, внедряя зарубежную моду. Но, что бы ни происходило, некая «русскость» в тех, кто рождается в нашей стране, неизменно сохраняется сквозь века и перемены. «Величайшее из назначений, уже сознанных русскими в будущем, есть общеслужение человечеству, — не России только, не общеславянству, но всечеловечеству», — вот неполная цитата из «Дневника писателя» Достоевского.

Мне кажется, свобода — это разрешение себе быть собой, а другим — другими. Тогда есть возможность отстаивать то, что ценно тебе сейчас, учитывая ситуацию во всем ее многообразии, прислушиваясь к оппонентам. Потому что зачастую все мы говорим об одном и том же, но разными терминами. Ведь защищенности хочет и либерал, а развития — консерватор. Ибо все мы — люди, которым прежде всего нужны уважение и любовь.

Горький запах воздуха свободы Фото: Леонид Щеглов / БелТА / ТАСС

Двойные стандарты обустройства Родины

Андрей Казаков, редактор:

Президент Путин в своем недавнем интервью федеральному телеканалу затронул самую, пожалуй, сокровенную для отечественной интеллигенции тему. Что считать либерализмом, а что расценивать как слепое копирование чужих поведенческих норм. Где ответственная гражданская позиция свободного человека, а где банальный карго-культ, то есть убогое копирование элементов поведения объекта поклонения, практически полностью подпадающее под советское понятие «низкопоклонство перед Западом».

То есть перед заграницей, на помощь которой уповал еще «Союз меча и орала» Остапа Бендера. Как бы глубоко мы ни копнули, но почему-то всегда, со времен «Очакова и покорения Крыма», любой российский политик, отстаивающий интересы собственной страны, получает ярлык душителя свободы. Причем не важно, насколько сильно он при этом уважает права человека. Екатерина II, переписывавшаяся с одним из первоисточников либерализма, то есть с Вольтером, обвинялась в тоталитаризме. За отмену ограничений в самой империи или за ее расширение вовне? А президент Ельцин, жестко действовавший в 1993 году, имел имидж либерала.

Ведь вывел войска из Германии. Да не просто вывел, а еще и станцевал на празднествах по этому поводу. Президент России Дмитрий Медведев сперва слыл очень либеральным, но после августа 2008 года все авансы, выданные ему Западом, исчезли. Двойные стандарты в действии. Но проблема глубже. Один из героев гайдаевской комедии «На Дерибасовской хорошая погода...», будучи в США, говорит: «Там я против КГБ, а здесь я против ЦРУ». Не вполне.

Когда наш либерал дома сталкивается с теми же нормами, которые приняты во всех странах Запада, он негодует и клянет режим. Но стоит ему оказаться в ЕС и США, и эти же нормы воспринимаются им как проявление порядка. И вызывают не гнев, но восхищение. Почему-то при слове «либерализм» он вспоминает не Томаса Гоббса и не Шарля Монтескье, а шествия геев и Майдан. Его не волнует судьба Джулиана Ассанжа, но сердце обливается кровью из-за мнимых страданий каких-то блогеров.

Ответственная перед своим домом и семьей гражданская позиция независимого человека всякий раз уступает место девиантному поведению подростка, желающего подражать своему глянцевому кумиру. Необходимость же делать уроки и чистить зубы воспринимается им как насилие и ужасающий тоталитаризм. Каков может быть выход из этого? Видимо, единственно возможный и совершенно естественный — взросление.

Горький запах воздуха свободы Фото: Леонид Щеглов / БелТА / ТАСС

Как ни назови мессию, для меня важней Россия!

Виктор Мураховский, военный эксперт:

Я смотрю на современную политику прежде всего как человек военный. И придерживаюсь позиции, что независимо от того, существует ли в нашем обществе либерализм или нет, и если существует — то в какой форме, у власти или в оппозиции, главная моя задача — Родину защищать. Раньше, когда я был полковником, — с оружием в руках, теперь, в отставке — словом, со страниц моего журнала. Независимость России, ее державная свобода и территориальная целостность, мощь и безопасность — вот те ценности, которые стоят того, чтобы за них отдавать жизнь.

И как гражданин своей Родины, я являюсь еще и избирателем. Позиции тех, кто претендует быть избранным во власть, конечно, внимательно изучаю. И знаете, я совершенно не против либерализма, поскольку положительные черты у такого мировоззрения, безусловно, есть. Например, в изначальном своем смысле либеральная внутренняя политика поощряет инициативу своих граждан, способствует развитию предпринимательства, снимает барьеры и ограничения для реализации талантов и способностей человека.

Вот возьмем мой журнал. Это фактически частное издание, государство его не субсидирует, хотя темы, которые он поднимает, пропагандируют патриотизм, показывают широкой аудитории — в допустимом правилами сохранения военной и государственной тайны диапазоне — силу и мощь наших Вооруженных сил. Чем больше либерализма будет в наших законах относительно частной издательской деятельности, тем эффективнее я буду как руководитель такого издания и тем большего добьюсь как предприниматель и патриот.

Но наш российский либерализм, к несчастью, затрагивает не только экономические аспекты. И у меня возникают к современным либералам вопросы. Причем зачастую нехорошие, заставляющие задуматься. Вот, например, почему вы, ребята, придерживаетесь такой непримиримой позиции по отношению к тем, кто ваших взглядов не разделяет? Или почему вы часто пытаетесь несправедливо отстоять интересы того или иного меньшинства в ущерб большинству? Ответьте хотя бы сами себе, господа либералы. И тогда вам станет ясно, как далеко вы ушли от того несколько романтического, но деятельного и плодотворного либерализма, который исповедовали Монтескье, декабристы и русский военный философ адмирал Николай Мордвинов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.