Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Юлиана Княжевская: Москомархитектура создает историю всего города

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Юлиана Княжевская: Москомархитектура создает историю всего города
Участница первенства Москвы по художественной гимнастике Злата Жучкова позирует возле Дворца гимнастики в Лужниках. Это один из знаковых объектов, проекты которых подготовлены Москомархитектурой / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Свое 30-летие отмечает Москомархитектура— именно усилиями специалистов этой организации сегодня формируется архитектурно-градостроительный облик столицы. В широком смысле комитет создает историю Москвы, а в узком— мегаполис формируют люди. «Работая над каждым проектом, учитываем ту историю, которая была на этой территории изначально», — отмечает председатель ведомства Юлиана Княжевская, интервью с которой подготовила «Вечерняя Москва».

Юлиана Княжевская: Москомархитектура создает историю всего города Фото: Пресс-служба Москомархитектуры

— Возглавляемый вами комитет в конце ноября отмечает «круглую» дату, расскажите немного о вашем коллективе?

— Сегодня Москомархитектура — это современный орган исполнительной власти. Здесь работают энергичные и креативные люди, которые болеют душой за свое дело в области градостроительства города Москвы.

Некоторые города делают люди, а некоторые — история. В широком смысле Москомархитектура создает историю Москвы. А в узком — Москву создают люди, которые работают в Москомархитектуре и столичном Стройкомплексе. Работая над каждым проектом, мы учитываем ту историю, которая была на этой территории изначально. Сегодня в нашем Комитете более 400 человек разных профессий и все они трудятся над созданием лучшего города Земли, творят историю нашей любимой столицы.

— Как вы планируете отмечать юбилей Москомархитектуры?

— Для нас юбилей Москомархитектуры — большой праздник. Мы искренне хотим поделится этой радостью с москвичами, и подготовили большую программу активностей в честь юбилея.

Праздничная программа разрабатывалась с учетом нашей деятельности — здесь и цикл экскурсий по городу, познавательные лекции, увлекательные квесты по Москве, и фотовыставки на различные градостроительные темы. Также, совместно с образовательным проектом Арзамас мы подготовили цикл аудиолекций о московской архитектуре.

Важно, все наши активности бесплатные, и в них могут принять участие все желающие. Также специально к юбилею был запущен всероссийский конкурс «Говорящий город 2.0» на создание арт-объекта к 30-летию Москомархитектуры, который будет реализован в конце 2021 года. Мы искренне надеемся, что наши мероприятия найдут отклик среди москвичей.

Более подробная информация о мероприятиях в честь юбилея Москомархитектуры опубликована на сайте mka30.ru.

— Чем сегодня занимается Москомархитектура?

— Москомархитектура — это орган исполнительной власти, который отвечает за подготовку градостроительной документации, начиная от Генплана города Москвы и правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и заканчивая выдачей конкретного документа на конкретный земельный участок. Если сказать своими словами, то Москомархитектура начинает эстафету любого проекта, определяя где, что и как можно построить на территории города и какая должна быть архитектура города.

Мы очень активно принимаем участие в законотворчестве, во всех сессиях и пленарных заседаниях, обсуждениях. Например, если рассмотреть весь градостроительный процесс от начала до конца, то мы (Москомархитектура) находимся в самом начале этой цепочки, так как любое строительство начинается с разработки градостроительной документации.

То, как сегодня меняется Москва — это те смелые идеи сотрудников Москомархитектуры, которые в разные периоды времени были заложены в различную градостроительную документацию, в том числе в генеральные планы 1971 и 2010 годов. Это идеи людей, которые когда-то работали в Москомархитектуре, и людей, которые работают в Комитете сегодня. Но важно то, что все эти планы реализовываются, в сегодняшней Москве.

Также очень важным направлением деятельности Комитета являются программы по комплексному благоустройству Москвы, направленные на создание комфортной визуальной среды и эстетического облика города. В их числе — новый дизайн-код и уличная навигация, стандарты устройства сезонных кафе, рекламы и вывесок, благоустройства вылетных магистралей, проектирования архитектурно-художественной подсветки и многое другое. Более того, законодательно утвержденные правила помогли упростить прохождение согласовательных процедур и минимизировали их количество.

СПРАВКА

Москомархитектура под руководством председателя Юлианы Владимировны Княжевской занимается разработкой градостроительной документации различного масштаба, начиная от крупных генеральных планов, проектов планировки территорий, и заканчивая выдачей градостроительной документации на земельные участки. Комитет проводит комплексный анализ каждой территории, с учетом ее истории, функционального наполнения, архитектурного облика, экономической эффективности, транспортной доступности, действующих строительных нормативов, в частности, по объему социальной инфраструктуры.

Москомархитектурой за последние 15 лет создан архив градостроительной документации, включающий более 26 тысяч документов. В него вошли схемы, чертежи, рисунки, ситуационные планы, а также текстовые документы содержащие архитектурно-градостроительные решения по всем административным округам города Москвы.

Управлением проведена масштабная работа по переводу в электронный вид бумажных фондов архива, включающая архивную документацию 1992-2017 годов. Результаты оцифровки архивных фондов Москомархитектуры собраны в единую базу данных и размещены в АИС «Электронный архив Москомархитектуры», в ИАИС ОГД, а также в других информационных ресурсах и доступны для граждан и организаций Москвы.

За последние 5 лет выдано более 9 000 архивных копий документов.За эти годы Архив Москомархитектуры обеспечил сохранность и учет более 90 тысяч архивных документов, подлежащих постоянному и длительному хранению. Фонды архива содержат документы, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое и культурное значение для города Москвы.

— Какие новации за последние годы в работе Москомархитектуры вы бы назвали?

— Сложно ответить на вопрос про новации в двух словах, но сегодня нам есть, чем гордиться. В 2010 году мы приняли Генплан города Москвы, а в 2017 разработали комплексный всеохватывающий документ под названием «Правила землепользования и застройки города Москвы».

В 2004 году, когда был принят градостроительный кодекс РФ, в котором было прописано, что каждый субъект должен иметь свои “Правила землепользования и застройки”, у Москвы еще не было этого градостроительного документа, и все решения принимались в индивидуальном порядке.

И в 2017 году мы приняли этот важный и очень сложный документ «ПЗЗ», который получил много смежных разделов с архитектурой и градостроительством и, самое главное, смог учесть интересы всех: и жителей, и бизнеса, охватить транспортные вопросы, а также сотни других факторов. И сегодня благодаря масштабной работе, которая была проведена, каждый горожанин может зайти в информационную систему Москомархитектуры и посмотреть параметры, которые предусмотрены на любой земельный участок на территории города Москве! И если сравнить совокупный документ «ПЗЗ» по степени значимости для Москвы с документами федерального уровня, то ПЗЗ — это, своего рода, «Конституция» в градостроительстве с едиными правилами для всех.

Также очень важно, что сегодня мы ушли от общепринятого мнения об органах исполнительной власти, которое созвучно с нудностью и затягиванием процессов. Нам удалось уйти от длительных процессов согласования и сократить эту цепочку, в том числе сделать наши услуги более удобными для москвичей благодаря переводу большинства госуслуг в электронный формат.

За последние несколько лет мы автоматизировали более 39 бизнес-процессов, и продолжаем разрабатывать новые IT-продукты.

Нам удалось внедрить в работу Москомархитектуры систему искусственного интеллекта, что очень упростило задачу с документооборотом и полностью автоматизировало рутинные процессы. Это положительно сказалось не только на скорости работы сотрудников, но и увеличило скорость предоставления госуслуг нашим ведомством. Также, мы (Москомархитектура) уделяем большое внимание образованию — регулярные тренинги и семинары позволяют развивать soft skills сотрудников и формировать крепкие дружественные связи в нашем большом коллективе.

Сегодня мы продолжаем становиться более открытыми: наши соцсети раскрывают информацию о нашей деятельности, мы «расшифровываем» градостроительные термины, рассказываем о новых проектах и делимся моментами нашей корпоративной жизни. Пожалуй, главная новация для нас — постоянно вести диалог с жителями и сокращать барьеры, насколько это возможно.

СПРАВКА

Сейчас Москомархитектурой при участии подведомственных организаций предоставляется 9 государственных услуг и сервисов в сфере строительства и благоустройства города.

Так, например, если средний срок подготовки градостроительных планов земельных участков до 2018 года составлял 39 рабочих дней, в 2018 и 2019 годах – 18 рабочих дней, то по итогам 2020 года средний срок составил 14 рабочих дней.

— Все чаще для глобальных перемен в районах требуется проведение публичных слушаний. Как зарекомендовал себя этот формат?

— Нам всегда необходимо оставаться на связи с горожанами и собирать обратную связь по градостроительным проектам, так как в нашей деятельности нет перерывов. Но в связи с пандемией в 2020 году проводить очные слушания было невозможно, и мы перевели публичные слушания в электронный формат. Новый формат оказался удобнее для большинства горожан, особенно для тех, кто из-за рабочего графика не успевал посетить публичные слушания очно. И сегодня мы не говорим об электронных общественных обсуждениях на платформе «Активный гражданин» как о вынужденной мере, мы говорим об удобном инструменте для связи города и его жителей, простом а, главное, доступном - сегодня вы можете участвовать в обсуждениях градостроительных проектов прямо со своего смартфона, в любом месте и в любое удобное время.

Возросшее в 6 раз число участников электронных общественных обсуждений только подтвердило эффективность формата. Если в апреле 2020 года по первым 4 проектам в обсуждениях приняли участие чуть больше 2 тыс. человек, то сейчас это количество превышает 2000 человек ежедневно. Присоединиться к общественным обсуждениям может каждый житель города Москвы на сайте проекта «Активный гражданин».

— Какие вопросы чаще всего поступают от жителей? Насколько они реалистичны с точки зрения исполнения?

— Предложения поступают разные, например, автомобилисты охотно поддерживают развитие улично-дорожной сети, а вот те, кто привык передвигаться на общественном транспорте, будут выступать за альтернативное использование городских пространств. Но есть и немало примеров, как в этих дискуссиях рождались решения, которые изменили наш город к лучшему.

Например, в Головинском районе после общественных обсуждений была перераспределена этажность планируемых домов и исключено строительство улицы, ранее проходившей через сохраняемый жилой район. В Нагорном районе благодаря помощи жителям нашли новое решение, позволившее сохранить здание школы, ранее планировавшееся к сносу с последующим размещением нового объекта. В Зюзино и Кузьминках сохранили дворовые стадионы. И список таких изменений довольно внушительный.

СПРАВКА

С марта 2020 года общественные обсуждения градостроительных проектов проходят в электронном виде в проекте «Активный гражданин». Прежде они проводились в городских помещениях, например, школах, актовых залах или досуговых центрах. Изучить материалы проектов можно было только в определенные часы, а, чтобы задать вопросы разработчикам проектов, нужно было дождаться своей очереди. Цифровой формат убрал все барьеры для диалога жителей с архитекторами и проектировщиками.

С момента запуска электронных общественных обсуждений в них приняли участие порядка 370 тыс. москвичей (это в шесть раз больше, чем за аналогичный период при очных встречах), и с каждым днем эта цифра только растет. Электронный формат оказался удобнее для большинства горожан, особенно для тех, кто из-за рабочего графика не успевал посетить публичные слушания очно. Сегодня, чтобы принять участие в ЭОО, необходим только доступ к интернету и зарегистрированная и подтвержденная учетная запись на mos.ru.

— В городе большое внимание уделено решению транспортного вопроса: строятся дороги, открываются станции метро, создаются новые маршруты МЦД и МЦК. Как реализуются такие грандиозные замыслы?

— Москомархитектура ведет обширную работу по развитию транспортного каркаса города – речь идет как о крупных магистралях, так и о разветвленной сети дорог внутри кварталов. Разработка любого транспортного проекта в Москве предполагает комплексный подход к проекту. Кроме того, ведется разработка проектов планировки транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые позволяют сконцентрировать различные виды транспорта и обеспечить быструю и комфортную пересадку с последующим согласованием их архитектурного облика. Стоит отметить, что сегодня большие ресурсы направлены именно на развитие общественного транспорта, особенно рельсового.

Например, многие помнят, что раньше в срединной части города существовало так называемое «ржавое кольцо», которое использовалось РЖД, в основном, для грузоперевозок. Позже было принято решение превратить его в новое «наземное метро», и это дало свои плоды. Сегодня благодаря реализации проекта в 2016 году у нас появилось МЦК.

Но мы пошли еще дальше и проанализировали пассажиропоток на железнодорожных направлениях, который въезжает в город. И так родилась идея соединить эти железнодорожные направления между собой, чтобы сделать еще одно «наземное» метро, которое не закольцовано, а идет в диагональном направлении. Так в 2019 году у нас появилось МЦД.

И, конечно, все эти масштабные проекты дали свои плоды и снизили транспортную нагрузку практически в каждой части города, позволили сократить среднее продолжительность поездки по городу. Кроме того, сегодня пересматриваются различные транспортные пересадки с одного вида транспорта на другой, создаются альтернативные маршруты для горожан, чтобы москвичам было удобнее передвигаться по городу.

— Как обустраиваются территории вокруг новых станций и дорог? Какие проектные решениях предлагают специалисты? Как повышается доступность созданной транспортной инфраструктуры?

— Москомархитектурой и нашими подведомственными организациями продолжают разрабатываться проекты планировки территории, прилегающие к МЦД-1 и МЦД-2, а также вдоль перспективного направления МЦД-4. Основные задачи, которые стоят перед разработчиками проектов — учесть повышение роли железнодорожного транспорта в обеспечении городских и агломерационных пассажирских перевозок, улучшить качество обслуживания пассажиров, обеспечить комфортные подъезды и подходы к станциям, а также улучшить связанность территорий. А пристанционное пространство в современном его понимании должно стать новой точкой притяжения, местом для встреч и короткого отдыха, местом, где должно быть не просто комфортно, но и приятно находиться.

Сегодня новые станции МЦД располагаются в активно развивающихся районах, то есть с расчетом на перспективный пассажиропоток. Проект каждого участка детально прорабатывается, исходя из особенностей места, формируются новые маршруты подвоза пассажиров к станциям, создаются новые пешеходные дорожки, велодорожки и парковки, места для отдыха. Схожая работа ведется с территориями, прилегающими к веткам Московского центрального кольца.

Но еще больший эффект, чем МЦК, даст появление БКЛ. Большое кольцо метро – это следствие сложного, смелого и чрезвычайно ответственного решения, которое было заложено в генеральном плане 2010 года. Сегодня мы видим перспективу присоединить к новому кольцу метро перспективную Бирюлевскую, Рублево-Архангельскую и Троицкую линии. Жители, проживающие в зоне влияния новых линий, будут в полной мере обеспечены надежной транспортной инфраструктурой и получат возможность передвигаться по городу, не пересекая его центральную часть.

СПРАВКА

Сегодня Москомархитектурой разработаны проекты планировки территорий транспортно-пересадочных узлов Московского центрального кольца. В настоящее время МЦК предусматривает 31 транспортно-пересадочный узел и представляет собой 54 км «наземного» метро.

В настоящее время МЦД-1 «Одинцово — Лобня» предусматривает 28 остановочных пунктов (4 проектных), интегрированных с 15 станциями метрополитена и 3 станциями МЦК. Общая протяженность диаметрального маршрута МЦД-1 составляет 52 км (35 км по территории Москвы и 17 км по территории Московской области).

МЦД-2 «Нахабино — Подольск» предусматривает 38 остановочных пунктов (8 проектных), интегрированных с 16 станциями метрополитена и 2 станциями на МЦК. Сегодня общая протяженность диаметрального маршрута МЦД-2 составляет 80 км (58 км по территории Москвы и 22 км по территории Московской области).

— Сегодня помимо МЦД и МЦК, активно развивается и метро, расскажите, что изменилось за это время в проектировании?

— Сегодня метро играет очень важную роль. В 2011 году было принято решение бросить все силы на развитие транспортной инфраструктуры Москвы, в том числе на проектирование новых линий метро. Нами была изучена вся архивная документация, которая была разработана еще в 1971 году, и в Генплане 2010 года мы приняли решение заложить «третий пересадочный контур», который сегодня носит название «БКЛ» (первая пересадка - внутри Садового, вторая — на кольцевой линии, третья пересадка — на БКЛ). И сегодня все эти проекты реализуются в полной мере.

Строительство БКЛ завершится в ближайшие годы, также будет построена новая линия метрополитена через район Бирюлево, Рублево-Архангельская линия, Центральный участок Калининско-Солнцевской линии, новая линия от АДЦ «Коммунарка» до города Троицк, также запланировано продление Солнцевской линии во Внуково, Люблинско-Дмитровской линии - в поселок Северный, Арбатско-Покровской линии — в район Гольяново.

Также особое внимание уделяется и архитектурному облику новых станций. Москомархитектурой регулярно проводятся конкурсы с международным участием, результатом которых становятся поистине уникальные проекты. Так, уже реализованы станции «Мневники», «Солнцево», «Новопеределкино».

СПРАВКА

1. В период 2011 — 2017 года в городе Москве были продлены линии Московского метрополитена: Люблинско-Дмитровская линия, Калининская линия, Митинско-Строгинская линия, Замоскворецкая линия, Калининско-Солнцевская линия, Бутовская линия, Таганско-Краснопресненская линия, Сокольническая линия. Реконструированы и построены электродепо: «Выхино» (1 этап), «Митино», «Братеево», «Печатники», «Планерное», «Нижегородское» (1 этап).

2. В период 2018 — 2020 года введены в эксплуатацию следующие линии Московского метрополитена, а также участки продления: участок Большой кольцевой линии (БКЛ), Солнцевская линия, Люблинско-Дмитровская линия, Кожуховская линия, Сокольническая линия. Строительство и реконструкция электродепо: «Солнцево», «Лихоборы», «Руднево», «Братеево» (2 этап), «Выхино» (2 этап), «Владыкино» (расширение), «Нижегородское» (2 этап), «Саларьево-1», «Нижегородское» (3 этап), «Саларьево-2».

— Одни из самых бурно развивающихся территорий — это территории Новой Москвы. В следующем году ТиНАО отметит 10 лет. Что сделано для развития двух самых молодых округов?

— Генеральный план города Москвы в части присоединенных территорий уже утвержден, основной принцип развития новых территорий — это полицентричность, создание точек роста с развитием жилой инфраструктуры, обеспеченной всем необходимым, услугами, рабочими местами. Территории ТиНАО в настоящее время развиваются в соответствии с этим документом.

Только с 2012 года на территории ТиНАО построено множество социальных и общественных объектов. Яркий пример — территории Административно-делового центра в Коммунарке. территории Административно-делового центра в Коммунарке. Кроме того, построен больничный комплекс, в котором сегодня функционирует короновирусная больница, станция скорой помощи, строится детское отделение, родильный дом.

Москомархитектурой утверждены и разрабатываются десятки проектов в целях развития транспортного каркаса новых территорий. Строятся крупные магистральные дороги. На сегодняшний день в Новой Москве две линии метро и два направления МЦД.

Также в ТиНАО успешно реализуется программа реновации. В постоянном режиме осуществляет рассмотрение предложений по благоустройству территорий. Сегодня уже функционируют зоны отдыха в Марушкино, в д. Яковлевское пос. Новофедоровское, в Красной Пахре, в Троицке благоустроены берега реки Десна. Это только часть от выполненного объема, и мы продолжаем и дальше работать в этом направлении и развивать округа.

СПРАВКА

Идея полицентризма получила практическое воплощение в создание нескольких крупных центров притяжения, разбросанных по всему городу. Среди крупных проектов стоит отметить «Большой Сити», «Южный порт», территории вокруг Москвы-реки и молодые районы ТиНАО. Большая часть из них находится на месте бывших промышленных территорий и решают сразу несколько задач: благоустройство территории, создание рабочих мест, стимулирование развитие города, качественная застройка.

— Реновация столичного жилфонда может кардинально изменить облик районов мегаполиса. Какие решения закладываются при проектировании новых кварталов? Как их грамотно сочетать с окружающей застройкой?

— Сам проект реновации — беспрецедентный, и, конечно, разница «до/после» колоссальная. Если углубиться в историю, то основная серия домов, которые попали в программу реновации, строилась в качестве «временного» жилья, при проектировании которого не учитывались ни особенности будущих районов, ни архитектурные решения. Недавно завершился международный архитектурный конкурс «Облик реновации», который как раз и был направлен на создание привлекательных кварталов по реновации и формирование качественной городской среды. Перед участниками конкурса стояла нетривиальная задача — разработать индивидуальные концепции домов и создать уникальный и оригинальный облик кварталов по реновации в каждом районе столицы, который будет гармонично сочетаться с существующей застройкой. Именно благодаря разным решениям и оригинальному дизайну каждый район обретет свою индивидуальность, и мы отойдем от однотипных кварталов.

Сегодня мы совершенно по новому проектируем территории. Программа реновации начинается с того, что мы должны спланировать будущую территорию и учесть потребности и желания горожан. Сегодня мы учитываем интересы как жителей, так и работающих в этом районе. Сразу определяем, где будут детские сады, школы, поликлиники, культурные центры, гаражи для хранения машин, а также как жители будут добираться до транспорта. Команда разработчиков и проектировщиков учитывает многие нюансы, в том числе историю и облик каждого района.

— Какие знаковые проекты ожидают Москву в ближайшие 5 лет? И каким проектами вы гордитесь?

— Я горжусь всеми проектами, которые реализовала Москомархитектура. Это и проекты реорганизации бывших промзон: «Большой Сити», «Серп и Молот», «ЗИЛ», «Мневники», — и стадион «Спартак», и 89 проектов планировки территории по реновации, и транспортная инфраструктура города. Кроме того, большое внимание в последние годы уделяется развитию набережных Москвы-реки. Сегодня на прибрежных территориях создаются новые места притяжения горожан — набережные становятся новыми местами досуга и отдыха, здесь москвичи занимаются спортом, встречаются с друзьями, гуляют с детьми. И в течение ближайших лет мы планируем полностью завершить комплексную программу по их благоустройству.

Также в совсем скоро завершится реализация самого масштабного проекта метростроения — Большой кольцевой линии метро, которая пересечет все радиальные линии, будут полностью готовы диаметры МЦД-3 и МЦД-4, а строительство всех 5 железнодорожных линий планируется завершить уже в 2025 году.

С точностью могу сказать, что впереди нас ждет много работы и что у нашего города огромный потенциал для создания новых шедевров!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.