Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Алексей Емельянов: Уникальность памятника — в его подлинности и неповторимости

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Алексей Емельянов: Уникальность памятника — в его подлинности и неповторимости
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов на молодежном форуме «Наследие» / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

В столице подвели итоги конкурса «Московская реставрация». Среди лучших восстановленных в этом году памятников — Малороссийское подворье, особняк Морозова и, конечно же, ГЭС-2, которая работает теперь как Дом культуры. Какие еще исторические объекты сохраняют в Москве, как в этом помогают энтузиасты-непрофессионалы и заменят ли реставраторов роботы, «Вечерней Москве» рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

— Алексей Александрович, как прошел реставрационный сезон 2021 года? Что планировалось, что удалось сделать?

— Уже полностью готовы более 170 объектов культурного наследия. И хотя для нас важно не количество, а качество, все-таки это внушительная цифра. Лично меня она радует еще и тем, что больше половины объектов восстановлены на деньги частных инвесторов. Это хороший тренд, за развитием которого мы наблюдаем последние пять лет. О чем он говорит? Не только город, государство, но и бизнес вкладывают средства в сохранение культурного наследия, а значит, людей, безразличных к истории столицы, становится все меньше и меньше.

— Можете привести примеры, какие объекты отреставрировали в этом году на деньги инвесторов?

— Завершились реставрационные работы по фасадам особняка архитектора Дуванова (улица Земляной Вал, дом 56, строение 3). Непростые были работы. По архивным фотографиям и сохранившимся фрагментам в мастерских восстановили лепной декор, отреставрировали и воссоздали скульптуры на доме. В следующем году работы пройдут уже в интерьерах здания.Так что, надеюсь, через год мы увидим полностью восстановленный особняк.

Безусловная звезда реставрационных работ 2021 года — ГЭС-2. Очень сложный, но интересный объект. При всей выразительности архитектуры, при всей ее значимости для города все-таки функционально это было утилитарно-техническое сооружение — электрическая станция московского трамвая. И нужно было не просто отреставрировать здание, сохранив все, что находится под охраной, а «перезагрузить» объект, приспособить под центр современного искусства, сделать в столице еще одну точку притяжения людей. Колоссальная задача, и я рад, что все удалось.

На ВДНХ, крупнейшей реставрационной площадке столицы, завершена реставрация павильона «Металлургия», больше известного как «Казахстан». К слову, этот объект, как и ГЭС-2, отмечены наградами конкурса «Московская реставрация».

— Да, павильон стал лучшим отреставрированным объектом по версии пользователей проекта «Активный гражданин». А если бы вы принимали участие в голосовании — не как глава ведомства, а как москвич — какой объект поддержали бы?

— Вы знаете, очень сложный выбор. Помимо ГЭС-2 и павильона «Казахстан», в этой номинации участвовал, например, дом купца Быкова на 2-й Брестской улице. Здание пережило несколько пожаров, но нашелся инвестор, нашлись реставраторы, которые буквально из руин восстановили этот объект. Удалось спасти и дом братьев Третьяковых, он тоже был в неудовлетворительном состоянии.

Или вот — Малороссийское подворье на Маросейке. Это здание, которое стоит на одной из старейших московских улиц, известно с середины XVII века. Во время реставрации в интерьерах здания открылись подлинные кирпичные кладки XVII и последующих столетий.

Честно говоря, как москвич я колеблюсь между Малороссийским подворьем и ГЭС-2. С одной стороны, древность, кирпичная кладка XVII века, а с другой — абсолютно гениальное приспособление промышленного здания к использованию в XXI веке.

Алексей Емельянов: Уникальность памятника — в его подлинности и неповторимости Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

— На вашей памяти уже были объекты с не менее удачным приспособлением?

— Таких объектов много, но один из моих любимых — трамвайная остановка в Красностуденческом проезде. В свое время вокруг нее разворачивались нешуточные дискуссии: можем ли мы юридически отнести это сооружение к недвижимым объектам культурного наследия или нет, а если можем и выставим на торги, то кто возьмется за его восстановление, ведь остановка находится даже не в историческом центре города... Приняли решение — включили в реестр памятников, выставили на аукцион по программе «1 рубль за квадратный метр». И вот сегодня она используется по своему историческому назначению. Кроме этого, в отреставрированном чугунном павильоне работают кофейня и овощной магазинчик. И, что интересно, экскурсии на остановку, которые мы проводим в рамках Дней исторического и культурного наследия, — одни из самых посещаемых. Меня это очень радует, хотелось бы, чтобы таких объектов становилось все больше.

— А если взять мировой опыт. Когда вы бывали за границей, обращали же внимание на то, как по-новому используют старинные здания, какие идеи вам, возможно, хотелось бы реализовать?

— Честно говоря, последние годы я не видел ничего такого, что не делается или что невозможно было бы сделать в Москве. Да и проблемы, вопросы у специалистов, надо сказать, возникают точно такие же, в том числе связанные с поиском оптимальных решений для сохранения наследия в стремительно развивающемся городе.

— В Лондоне к объектам культурного наследия относятся, в частности, знаменитые красные телефонные будки, а у нас, в Москве, есть что-то подобное, какие-то старинные детали, которые дополняют исторический облик города?

— Первый электрический фонарь на территории сада «Эрмитаж». Или скульптура Галатеи на Воронцовом Поле — наша кинозвезда, наверняка вы ее видели в фильме Марка Захарова «Формула любви». Это примеры деталей, которые находятся под охраной государства. А ведь в Москве есть вещи, которые не являются объектами культурного наследия, но все равно сохраняются. Например, канализационные люки — дореволюционные и первых советских времен. Каменные и чугунные столбики, которые раньше служили для того, чтобы кареты не сбивали углы проездной арки. Или столбики, к которым привязывали лошадей. Таких «мелочей» в городе, слава богу, много, и все они находятся под пристальным вниманием москвичей, нашего департамента и коммунальных служб.

— Но если люки, столбики не под охраной, где гарантии, что однажды они не исчезнут?

— Не считаю, что для того чтобы что-то сохранить, это обязательно нужно брать под государственную охрану как памятник. У нас одно из самых жестких в Европе законодательств в области культурного наследия. Получается, на каждый столбик надо оформить охранное обязательство, утвердить его предмет охраны, составить акт технического состояния, прописать перечень реставрационных работ... Более того, горе тому дворнику, который что-то сделает не так или не вовремя. Поэтому я считаю, чем больше людей будут понимать значимость таких исторических деталей, тем проще будет всем нам. Допустим, если организация, которая отвечает за благоустройство и поддержание порядка на какой-то территории, знает о том, что это не просто столбик, и бережно к нему относится, то, поверьте, этого уже будет достаточно, чтобы он не исчез.

Алексей Емельянов: Уникальность памятника — в его подлинности и неповторимости Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

— Вот сейчас ваш департамент помогает сохранить мозаичное панно, украшавшее фасад старого здания Научно-исследовательского института дальней радиосвязи. Это же тоже не объект культурного наследия?

— Да, это достаточно традиционная и типовая для советского времени мозаика. Но местные жители посчитали важным ее сохранить, обратились к нам. Мы договорились с правообладателем здания, что специалисты Российской ассоциации реставраторов промаркируют детали мозаики, демонтируют ее. И сейчас она уже готова к передаче на хранение. Позже будет выбрано место, где эту мозаику экспонировать. Пока неизвестно где, но сейчас важно, что ее сохранят по всем реставрационным правилам.

— И как часто москвичи обращаются к вам с подобными запросами — сохранить не объект наследия, но что-то ценное для них?

— Довольно часто, и такие запросы не остаются без внимания. Например, есть замечательное движение «Вспомнить все», его участники сохраняют в том числе старинные вывески. И мы их поддерживаем в этом. Или вот еще пример. К нам поступали жалобы по поводу аварийного состояния скульптур, которые исторически входили в комплекс Московского императорского воспитательного дома, со стороны улицы Солянка. Это копии, установленные в советское время, оригиналы находятся в хранилище Музея архитектуры на территории Донского монастыря, но мы все равно откликнулись на просьбы неравнодушных людей и благодаря нашей партнерской программе с Российской ассоциаций реставраторов привели скульптуры в порядок. И теперь они вновь украшают когда-то парадный вход императорского дома.

— Сейчас набирает популярность такое движение, как волонтеры культурного наследия. Чем энтузиасты-непрофессионалы могут быть полезны в сохранении памятников?

— Под руководством опытных профессионалов они могут принять участие в посильных для них противоаварийных, ремонтных работах или в субботниках, которые мы проводим на территории памятников. Нам нужны помощники, и мы всегда рады добровольцам.

— Вернемся к украшению фасадов. Как вы думаете, граффити могут стать объектами культурного наследия?

— А почему нет? Сейчас у нас стоят под охраной здания советского модернизма, в том числе фасады и элементы фасадов — например, мозаика кинотеатра «Октябрь» или мозаика в оформлении библиотеки Второго меда. И я помню людей, которые возмущались: «Зачем этот «совок» ставить под охрану? Кому это нужно?» Но прошло немного времени, и сегодня таких вопросов просто не возникает. Поэтому не исключено, что однажды уцелевшие граффити и какие-то еще детали, которыми сейчас украшают фасады, будут сохранять и восстанавливать.

— Какие современные технологии помогают в сохранении объектов культурного наследия?

— Если еще восемь или даже шесть лет назад оцифровка фасадов была чем-то удивительным, то сегодня отсканировать фасад, сделать цифровую модель объекта, применить 3D или BIM-моделирование в проектировании реставрационных и восстановительных работ стало нормой. Плюс мы видим развитие линейки экологичных составов для консервации белого камня, кирпича, лакокрасочных материалов. Все это позволяет нам сочетать традиционные технологии с инновационными.

— И искусственный интеллект используете?

— Напрямую нет. Все-таки в чистоте жанра во время реставрации должны использоваться материалы, технологии того периода, когда был создан конкретный объект культурного наследия. Поэтому сегодня искусственный интеллект еще в полной мере не пришел в реставрацию, но те современные технологии, которые уже применяются, в том числе информационные, здорово помогают в работе.

Алексей Емельянов: Уникальность памятника — в его подлинности и неповторимости Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

— Роботы когда-нибудь смогут заменить реставраторов?

— Не хочется прослыть занудой, который считает, что этого никогда и ни за что не случится. Но я не могу себе представить, чтобы робот занимался реставрацией.

— Почему?

— Все-таки искусственный интеллект, роботы работают по определенному алгоритму, а мы имеем дело с уникальными подлинными объектами, которые по своей сути неповторимы. И я с трудом могу себе представить программу, заложенную в робота, которая поможет ему понять мастера и отреставрировать все, ничего не добавив от себя.

— Кстати, о подлинности. На молодежном форуме «Наследие», который прошел не так давно, во время открытого интервью с вами в одном из вопросов прозвучала мысль, что ценным может быть только то, что подлинно, поэтому если что-то утеряно, то, возможно, и не стоит это воссоздавать. Когда такой подход оправдан?

— В том вопросе, о котором вы говорите, речь шла об объектах, воссозданных в 1990-е годы: Воскресенских воротах, Казанском соборе, храме Христа Спасителя, дворце Алексея Михайловича в Коломенском… Для меня это не объекты реставрационного искусства, но подлинные объекты середины 90-х годов XX века, того времени, когда людям духовно, психологически — как угодно было важно, чтобы некие исторические вещи вернулись на московские улицы.

— А если говорить именно о реставрации?

— Нужно ли при реставрации памятника какие-то вещи воссоздавать, докомпоновывать — вопрос дискуссионный, и в каждом конкретном случае решается индивидуально. Вот, например, несколько лет назад был реставрационный случай при восстановлении древних палат в ресторане «Арагви». Там нашли пока единственный вне стен Кремля фрагмент уникальной живописи конца XVI — начала XVII века. И собственник объекта хотел расписать подобным образом все помещение, но реставраторам удалось убедить его не делать этого, сохранить только подлинный живописный фрагмент, а для оставшихся поверхностей использовать нейтральный белый цвет.

— Но, допустим, все-таки решили, что воссоздание исторических деталей оправданно, насколько велика вероятность, что человек возьмет и что-то дофантазирует?

— В реставрации подлинных вещей такого не происходит. Мы работаем по принципу бережного сохранения с минимальной докомпоновкой. Для каждого конкретного памятника утверждается проект реставрации, которому предшествует огромная исследовательская работа. Да, что-то может быть восстановлено по архивным чертежам, сохранившимся старым фотографиям и другим оригинальным документам, но мы очень аккуратно к этому относимся. Естественно, мы не приветствуем фантазии и следим за тем, чтобы элементов, воссозданных даже по аналогам, было как можно меньше.

— Форум «Наследие» нацелен в том числе на поиск молодых специалистов. Какие профессионалы прежде всего нужны в реставрационной отрасли?

— Я скажу так: сохранение культурного наследия требует новых идей. И в этом могут помочь молодые специалисты с креативным мышлением.

Ведь сегодня, повторюсь, реставрация объекта — это не просто его сохранение, но и приспособление под функцию, востребованную в XXI веке. Она может совпадать с исторической, и такие примеры есть в Москве: жилой дом Наркомфина, гимназия Медведниковых, Сандуновские бани, которые работают уже 200 лет, а может быть совершенно новой, о чем мы тоже уже говорили. По большому счету, профессия как таковая не важна. Это могут быть урбанисты, экономисты, историки, архивисты… Так или иначе в городе, в котором больше 8,5 тысячи исторических объектов, с памятниками соприкасаются все. И нам важно, чтобы их понимали, чувствовали, гордились ими и дорожили.

— И в заключение: завершение реставрации какого объекта вы ждете больше всего?

— Это не один объект, но, прежде всего, это памятники, которые еще недавно стояли в полуразрушенном состоянии. Например, Потаповский переулок, 6, дом с богатейшей историей. В его подвале — палаты Гурьевых, XVII век. На первом этаже находится квартира Абрикосовых, известнейших московских кондитеров. Реставрация идет полным ходом. Думаю, будет полностью готов в начале 2023 года.

ДОСЬЕ

Алексей Александрович Емельянов родился 19 октября 1972 года в Москве. Охраной памятников столицы занимается с 21 сентября 1990 года. В 2011 году Емельянов стал председателем рабочей группы Комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия. Департамент культурного наследия Москвы возглавил 27 июня 2015 года. Среди любимых мест в городе — Чистопрудный бульвар и усадьба «Кузьминки».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Начиная с 2011 года в Москве отреставрировали более 1700 объектов культурного наследия. Из них чуть менее половины восстановлены за счет частных инвесторов. Число памятников в неудовлетворительном состоянии, по сравнению с 2010 годом, сократилось в 6,8 раза. Начиная с 2012 года по программе «1 рубль за квадратный метр» инвесторам передано в аренду 26 аварийных памятников, из них 20 зданий полностью восстановлены, по остальным работы продолжаются.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.