Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Розыгрыш Мастера

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
Розыгрыш Мастера
Писатель Михаил Булгаков / Фото: РИА Новости

Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные 100-летию «Вечерки». В этот раз мы возвращаемся в январь 1924 года, когда Михаил Булгаков опубликовал на страницах нашей газеты коротенький рассказ, который впоследствии использовал для сюжета «Мастера и Маргариты».

В номере «Вечерней Москвы» от 5 января 1924 года появился фельетон «Серия ноль шесть № 0660243. Истинное происшествие». В подписи значилось: «Рассказ Мих. Булгакова». С этой публикацией связана загадочная и, главное, до настоящего дня неизвестная современным булгаковедам история. С фирменным булгаковским привкусом чертовщины, который свойственен лучшим произведениям писателя.

В январе 1924-го на первой странице «Вечерки» были опубликованы выигрышные номера третьего «Тиража золотого займа». Информация очень и очень востребованная — и выигрышные номера, и репортажи с розыгрышей печатались в то время во всех газетах. Рассказ Булгакова был напечатан в «подвале» на второй и третьей страницах.

По сюжету служащему по фамилии Ежиков всучивают на работе облигацию золотого займа. Герой рассказа в удачу свою не верит, поэтому к возможности что-то выиграть относится скептически, но... Словно по волшебству ему выпадает второй по размеру выигрыш в 50 тысяч рублей золотом — и самые смелые мечты и желания Ежикова немедленно реализуются. Потом оказывается, что это был всего лишь сон, расстроенный герой приходит на службу, и... выясняется, что он все-таки выиграл, правда, не 50 000, а 500 рублей.

«Если кто-нибудь думает, что я выдумал этот рассказ, пусть посмотрит таблицу выигрышей в 500 рублей золотом», — завершает Булгаков.

И что бы вы думали? На первой странице в блоке серии 06, третьей строчкой снизу значится «0.660.243»! В художественном тексте Михаила Афанасьевича фигурирует реальный выигрышный номер! Изящная литературная шутка. Вполне в духе Булгакова и тогдашнего редактора «Вечерки» Бориса Волина.

Розыгрыш Мастера Облигация Государственного 6-процентного выигрышного займа 1922 года

Самое занимательное, что шутка эта прошла мимо внимания экспертов, занимающихся изучением наследия великого писателя.

— В рассказе Булгаков советует читателям, не поверившим в подлинность истории, самим проверить списки выигрышных номеров. Информация о том, что реальный выигрышный номер третьего тиража золотого займа полностью совпадает с номером вымышленной Булгаковым облигации из рассказа «Серия ноль шесть», в публикациях о творчестве писателя и комментариях к его текстам мне не встречалась. Это интересный новый факт, стоящий включения в последующие издания произведений писателя, — говорит Мария Котова, заместитель директора по научно-просветительской деятельности Государственного музея Булгакова. — Об этом рассказе мы мало что знаем, очевидно, он был написан «на злобу дня» о государственном внутреннем золотом займе 1922 года и что отзвук этого сюжета слышен в романе «Мастер и Маргарита» в контексте выигрыша Мастером 100 тысяч рублей по облигации. В Москву Булгаков перебрался в двадцатых числах сентября 1921 года. Он наотрез отказался от врачебной практики и решил только писать. В то время Булгаков жил очень бедно, брался за любую окололитературную работу, даже был конферансье в театре. Начинал как репортер. Сначала собирал коммерческие сводки для моментально прогоревшего листка «Торгово-промышленный вестник», затем печатал репортажи в газете «Рабочий», а для солидной берлинской газеты «Накануне» сочинял остроумные и занимательные очерки о московской жизни, которые чрезвычайно понравились читателям и принесли ему первую известность.

У Михаила Булгакова даже был опыт в рекламном деле.

— Осенью 1921 года ему удалось получить место в литературном отделе Главполитпросвета Наркомпроса. А этот отдел в частности занимался сочинением агитационных материалов. Известно, что Булгаков сочинил три лозунга о борьбе с голодом для агитационного поезда имени Калинина. Они, к сожалению, не сохранились, — рассказывает Мария Котова. — Под своей фамилией и под многочисленными псевдонимами он публиковался на страницах «Красного журнала для всех», «Красной нивы», «Красной панорамы», «Красного перца», «Занозы», «Бузотера», «Смехача», а также «Гудка», где и познакомился с Ильей Ильфом, Валентином Катаевым, Юрием Олешей и другими начинающими литераторами, которые, как и он сам, впоследствии стали известными писателями.

По словам Котовой, в «Вечернюю Москву» Булгаков мог попасть через еще одного своего приятеля, писателя Эмилия Миндлина. Очевидно, Булгаков «на пробу» поместил в газете фельетон «Серия ноль шесть № 0660243».

Рассказ, по сути, мотивирует читателя покупать облигации госзайма, а размещенная в сюжете облигация, да еще с реально выигрышным номером, похожа на рекламный прием, известный в кино и на ТВ как продакт-плейсмент (появление в кадре реальной торговой марки). Директор рекламного агентства «Восход» Ирина Крафт отмечает, что такое существовало всегда и благодаря этому приему мы знаем, какое, например, шампанское предпочитал Александр Пушкин: «…Вдовы Клико или Моэта благословенное вино...».

— Получали ли писатели в прошлом вознаграждения за упоминание брендов, неизвестно — данные о рекламных контрактах не сохранились. Упоминание товара, услуги или бренда в произведении может нести исключительно художественный смысл — помочь раскрыть внутренний мир персонажа, его привычки, образ жизни, уровень достатка. А продакт-плейсментом можно считать даже упоминание магазинов или мест, в которых происходит действие произведения. Но читатель редко может знать наверняка, есть ли «рекламный» умысел в том, что в книге описан тот или иной бренд. Сейчас писатели, заключая коммерческий контракт с брендами, подписывают договор о неразглашении, и его детали, как правило, не публикуются. Исходя из справочных материалов, предоставленных нам пресс-службой Минфина России, в облигации из рассказа Булгакова «Серия ноль шесть ноль» можно распознать ценную бумагу самого первого советского долгосрочного займа, известного как «6-процентный выигрышный заем 1922 года».

Розыгрыш Мастера Рассказ Михаила Булгакова «Серия ноль шесть № 0660243. Истинное происшествие», который был напечатан в номере «Вечерней Москвы» 5 января 1924 года

Открытым остается вопрос со смыслом самого номера облигации. Если Булгаков его не выдумал, значит, он его поджидал и выбирал. И в итоге из множества вариантов выигрышных номеров третьего тиража выбрал тот, что с тремя шестерками. Случайность? Медиаэксперт по эзотерике и нумерологии Айгуль Хуснетдинова считает, что появление в литературе каких-либо чисел в принципе не случайно и в них, как правило, зашифровывается какая-то информация.

— Это тем более верно, когда речь идет о Михаиле Афанасьевиче Булгакове, известном мистике. Ведь не только его роман «Мастер и Маргарита» полон отсылок к Библии и различным мистическим традициям. Мы можем найти соответствующие следы кабалистики и демонологии и в его рассказах. У него все неслучайно. Персонажи — Воланд, Азазелло, кот Бегемот — все это не вымышленные писателем имена, а реальные названия демонов, зафиксированные в иудейской религиозной традиции. Что касается числа «666», то оно в рассказе фигурирует явно неспроста. Это число зверя. Довольно известное и связанное с антихристом. Если мы прочитаем рассказ, то там, после выигрыша, к главному герою является эксцентричный бойкий человек из ниоткуда и начинает предлагать ему разные блага, и у главного героя сбываются все мечты. Этот явившийся и есть бес.

Отметим, что не только демонический образ, в котором угадывается прототип будущего Коровьева, но и сам сюжет с выигрышной облигацией станет протосюжетом, который спустя годы будет включен Булгаковым в качестве элемента и прилагаемых обстоятельств в его главный роман.

Николай Голубев, основатель и директор Культурно-просветительского центра «Музей-театр «Булгаковский Дом» напоминает, что тема азартных игр нередко становились предметом внимания русских писателей, например Николая Гоголя и Федора Достоевского. Не остался в стороне от нее и Булгаков.

— Аспекты справедливости или несправедливости судьбы, самого ее существования и влияния на человеческий выбор, восходят еще к Библейской книге Иова. Но этот рассказ Булгакова о другом. Эта игра лишена индивидуального отношения к Судьбе. Так было во времена индустриальной эпохи, когда человек становился винтиком системы, статистикой. Булгаков подглядывал за цифрами в таблицах и видел свои закономерности в совпадении комбинаций. В рассказе выигрывает билет со знаковым номером. Но люди остаются людьми, и только квартирный вопрос не дает покоя многим поколениям. Реальность раздваивается, переходя в фантасмагорию. Финал рассказа — с открытым сюжетом: выигрыш меньше, но, похоже, именно он по силам выигравшему. Рассказ заканчивается, но тема находит свое продолжение в романе «Мастер и Маргарита». Ведь мастер получает возможность писать роман после выигрыша по облигации… Можно предположить, что фельетон, написанный для «Вечерней Москвы», положил начало одному из величайших произведений русской литературы XX века, — отметил Николай Голубев.

Надо сказать, это не единственная нить, связывающая публикации в «Вечерке» со знаменитым романом. Есть и другая, увы, черная...

В октябре 1926 года во МХАТе состоялась премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Во всех кругах тогдашнего советского общества постановку эту восприняли, мягко говоря, очень неоднозначно. А по факту резонанс был такой, что и не снился знаменитым революционерам-бомбистам. Всего четыре года прошло с момента окончания Гражданской войны, и пьеса, пусть и не реабилитирующая белых, но даже просто показывающая их не записными палачами и убийцами, а живыми, неплохими, но совершенно запутавшимися людьми, вызывала гнев тогдашней литературной элиты.

Розыгрыш Мастера Последние похождения Коровьева и Бегемота. Графика Павла Оринянского / Фото: Графика Павла Оринянского

8 октября «Вечерка» публикует рецензию на «Дни Турбиных» под названием «Досадный пустяк» за подписью маститого литератора, политического фельетониста газеты «Правда» Михаила Левидова. (Сталину, к слову, пьеса пустяком не показалась, и, по некоторым данным, он посмотрел ее во МХАТе более 15 раз.)

12 октября на страницах «Вечерки» появляется репортаж с проходившего в столичном Доме печати мероприятия, названного «Суд над «Днями Турбиных». Главную скрипку в том судилище играл Осаф Литовский, штатный критик журналов «Театр и драматургия», «Советский театр», «Рабочий и искусство».

«Булгаков в «Днях Турбиных» показывает Гражданскую вой ну через жалкое окошечко домашнего уюта, Гражданскую за кремовыми шторами. Булгаков дал совершенно фальшивую историческую перспективу. Так не было, как хочет показать Булгаков!» — вещал со сцены Литовский.

Тогда в адрес Булгакова много чего прозвучало... И неудивительно, что именно Литовский послужил прототипом критика Латунского, чью квартиру разгромила Маргарита.

Насколько живым и пытливым умом, а еще смелостью, граничащей с авантюризмом, нужно обладать, чтобы в то время, когда подобные «суды» были в порядке вещей, выразить собственное мнение относительно острейшего общественно-политического вопроса! Тем более если оно не совпадает с официальным и общепринятым. Увы, даже самая лояльная политическая позиция ничего не гарантировала ее носителю. Например, Михаила Левидова, одного из членов тройки, судившей пьесу Булгакова в 1926 году, в 1941-м арестуют, а 5 мая 1942 года расстреляют «за шпионаж в пользу Великобритании».

Как не вспомнить воландовское «Каждому будет дано по его вере»? И тютчевское «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» В «Мастере и Маргарите» ли, в «Днях Турбиных» или в «Серии ноль шесть № 0660243».

ЭКСПЕРТ

Валерия Рябченко-Шац, культуролог, аспирант кафедры мировой литературы и культуры, преподаватель МГИМО:

— Находка с реальным выигрышным номером, включенным Булгаковым в свое небольшое художественное произведение 1924 года, — действительно уникальна. На данный момент у нас нет популярных исследований на эту тему. Ни с точки зрения продакт-плейсмента, ни с точки зрения паратекста этот рассказ Михаила Афанасьевича не изучался и не рассматривался. Как минимум потому, что, для того чтобы обнаружить заложенную Булгаковым шутку с номером облигации, нужно располагать ключом — то есть оригинальным номером газеты «Вечерняя Москва» от 5 января 1924 года. Или как минимум данными о третьем выигрышном тираже золотого 6-процентного займа 1922 года. Но ни того, ни другого за давностью лет свободно найти сейчас почти невозможно.

И сама находка видится мне очень интересной. Она во многом подчеркивает черты характера и стиль молодого Булгакова. Его ведь нельзя назвать полноценной частью русского Серебряного века, хотя некоторые его произведения наряду с образом самого писателя хранят в себе явный отпечаток этой культурной эпохи. Но он скорее всего Серебряного века тень, отбрасываемая из-за глыбы революции на времена НЭПа. Назвать его в полном смысле частью нэповской литературы также невозможно. Он как сын профессора богословия сохранил в себе слишком много от мира старого, дореволюционного, ушедшего из нашей реальности — словно Атлантида. При этом его образ крайне противоречив. Его часто представляют себе либо эдаким трикстером, в щегольской тройке и пенсне, либо сломленным, ослепшим, покинутым всеми и пишущим свой главный роман. Но это разные этапы его жизни, и ни один из них нельзя назвать исчерпывающим. Михаил Афанасьевич был всегда «вопреки».

Он своим творчеством то шутил, то спорил с большинством — с системой. Причем делал это в то время, когда это большинство не принимало никаких споров с собой. Но за своей буффонадой, в этом ли рассказе, в «Зойкиной ли квартире», Булгаков всегда скрывал нечто большее. Ведь очень многие элементы из его творчества 1920-х позже найдут свое воплощение в «Мастере и Маргарите». А этот роман, несмотря ни на какие запреты, стал в итоге главным романом русского и советского мира XX века. Буквально — культовым. И в этом, пожалуй, состоит главная удача Булгакова. Он достиг всего, чего только может достичь русский писатель.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.