Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Актер Александр Филиппенко: С 1964 года я продаюсь за деньги

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Актер Александр Филиппенко: С 1964 года я продаюсь за деньги
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Александр Филиппенко в беседе с журналистом Евгением Додолевым вспомнил о том, как пришел в профессию, и рассказал, почему тревожится за молодых актеров.

Человеком-оркестром называют Александра Филиппенко не только за его актерскую «разножанровость», категорическое нежелание запирать свой дар в рамках одного амплуа, но и за невероятную энергетику, которая бьет через край как на сцене, так и на съемочной площадке.

— Александр Георгиевич, начну, может быть, с неожиданного вопроса: когда вы в последний раз были в Алма-Ате, городе, в котором выросли и учились?

— Года три-четыре назад. Но переговоры о гастролях, которые должны были быть в ноябре, ведем до сих пор почти каждый день. Но что в Алма-Ате в ноябре? Туда же надо в августе, чтобы на Чимбулак подняться (популярный горнолыжный курорт в Казахстане, близ Алма-Аты, расположенный на хребте Заилийский Алатау, чуть выше высокогорного катка «Медео». — «ВМ»).

Или же трехцветные горы увидеть, примерно в марте, когда урюк цветет. Это потрясающе!

— Вы же родились в Москве, почему вдруг в школу в Алма-Ате пошли?

— Мама моя преподавала математику в Институте цветных металлов и золота имени Калинина, это ГУЦМИЗ теперь. А в 1948 году в Алма- Ате организовали Казахский горно-металлургический институт, как бы филиал московского вуза. И мы с родителями переехали туда. Интересно, что в московский роддом, где я на свет появился, во Вторую градскую больницу 2 сентября 1944-го в 6 утра мама ехала на троллейбусе… А салют Победы родители в 1945-м смотрели с крыши Дома Коммуны, это знаменитое общежитие студенческое на Орджоникидзе, рядом с площадью Гагарина. Там я тоже бывал.

— Вы же по образованию технарь?

— Да. А вы представьте — 1961 год: атом, космос, Гагарин... Ну какой ГИТИС или ВГИК? Лучший в мире вуз — МФТИ! К тому же мама преподает математику. Я помню, она привезла томик задач — чтобы я готовился. Но вы должны понимать, что все, кто вышел из «шестидесятников», известные творческие люди — Табаков, Никоненко, да абсолютно все, начинали в драмкружке Дома пионеров. Я там, например, играл сказки Тамары Габбе (советская писательница, переводчица, драматург и литературовед. — «ВМ»). В них мне доставались роли героев — у меня же тогда шевелюра была!

— Когда вы в первый раз услышали про Театр на Таганке? Вообще знали тогда, что существует такой?

— Ну, еще когда в МФТИ учился. 1963 год. Мы — чемпионы КВН, это домасляковский период.

— Не может быть! КВН — и без Маслякова? не бывает!

— Ну о чем мы с вами разговариваем?! Аксельрод, Яковлев, Муратов — вот первые организаторы… (журналист Сергей Муратов ; худрук и режиссер театра при ДК МГУ «Наш дом» Альберт Аксельрод и начальник цеха на Московском электроламповом заводе инженер Михаил Яковлев разработали концепцию новой телепередачи и назвали ее «КВН» — в честь марки телевизора. Аббревиатуру расшифровали как «Клуб веселых и находчивых». Первое время постоянного ведущего КВН не было, и лишь в начале 1963 года им стал Альберт Аксельрод. Тогда же в пару к нему была приглашена диктор Центрального телевидения Светлана Жильцова. Трио авторов работало над сценариями выпусков КВН до 1964 года. — «ВМ»).

Аксельрод — врач-анестезиолог Боткинской, он же автор и ведущий КВН, подошел ко мне на прямой ТВ-передаче: «Мы на год закрываем КВН, у нас споры в редакции», — и 1963 год так финала и не получил. «А вы приходите в наш театр», — сказал он мне. И вот с 1964 года я продаюсь за деньги. Можете купить либо билет в театр, либо помидоры. (Смеется.)

И, конечно, мы уже знали Театр на Таганке, он в 1964-м организовался (в этом году главным режиссером театра был назначен Юрий Любимов, обновивший труппу. — «ВМ»). Юрия Петровича закрывали каждый год, и «Наш дом» партком МГУ закрывал все время, и мы, актеры студенческого театра, участвуя в «капустниках», кричали: «Послушайте! Видите — театр закрывают? Значит, это кому-нибудь нужно? Значит, просто необходимо, чтобы каждый вечер закрывали?» И в 1969-м нас закрыли окончательно. А почему именно в это время?

— Потому что 1968 год — это события в Чехословакии: «Танки идут по Праге, танки идут по правде…»

— Подождите, это мой репертуар! Вот сегодня никто в зале об этом не знает, я спрашивал. Приходят за кулисы молодые ребята с родителями. Я говорю: «Что вы так тихо реагировали, когда я читал Евтушенко: «Танки идут по Праге, танки идут по правде…»? Это же август 1968-го…» Пауза. Ответ: «Александр Георгич, у нас в августе 1968-го родители только из детсада вышли!» Поэтому, думаю, что это одна из моих больших ошибок: мне кажется, что зрители в зале все знают, понимают и чувствуют.

Актер Александр Филиппенко: С 1964 года я продаюсь за деньги Кадр из фильма «Трудно быть Богом» / 2013 год

— А Высоцкий в это время уже был звездой?

— Да, да, да. У нас с ним одни концерты были, хотя я не числился в «первой десятке».

— Что такое «первая десятка»? Кто это?

— Золотухин, Славина, Высоцкий, Смехов, Демидова, Бортник, Щербаков, Шаповалов, Хмельницкий… Ну, Хмельницкий — это вообще знак Театра на Таганке… Я помню, концерт у нас был: гастроли Театра на Таганке в Ташкенте. И директор наш Николай Лукьянович Дупак, 100 лет ему уже, их организацией занимался. И начальство — обкомовское и республиканское — дало нам самолет. И полетели мы в Навои, на какую-то урановую фабрику. В 3 часа туда вылетели, в 4 дали там концерт, а в 7 были уже в Ташкенте, на сцене театра. Вот такие были приключения у нас. Было очень здорово.

— Когда вас как актера начали узнавать в самолетах, на улицах?

— После фильма «Рожденная революцией» (телесериал о создании советской милиции, снятый в 1974–1977 годах режиссером Григорием Коханом. — «ВМ»). У меня же в 1975-м был страшно тяжелый переход в Театр Вахтангова. Ведь мне пришлось уйти из Таганки, из самого лучшего театра мира…

— Потому что вы были там не в «первой десятке», да?

— И не только потому. Я второй диплом зарабатывал. Дипломным спектаклем в «Щуке» у меня был «Игроки» Гоголя, играл Ихарева — главная роль. А потом, на большой сцене, — «Дела давно минувших дней» Гоголя. Но это был уже совсем другой театр, и для меня — переход на другую планету. «Таганка» — это авангардный современный театр, и такой консервативно-академический, но очень стильный Вахтанговский… Я еще при Симонове работал (Евгений Симонов руководил Театром Вахтангова с января 1969 по сентябрь 1987 года. — «ВМ»). Но я в то время уже снимался в кино. Ведь при Юрии Петровиче это было делать невозможно: ух, он не любил!

— Ревновал?

— Очень. И все время говорил: «Надо заниматься, с утра до вечера делать зарядку! Вот цирковые — с утра уже бам, бам, бам, балетные у станка стоят, а вы — пьянь, рвань!» А у него к тому времени новая машина была, и он говорил: «Ну, закроют нас, я буду таксистом! А кем будете вы?»

— У Высоцкого его «Мерседеса» не было еще?

— Умоляю! Не было ничего. Это все гораздо позже появилось. И у Дыховичного только «трешка» была! А вот вам анекдот того времени: «Какая модель «Жигулей» лучше — 11-я или 3-я?» Знаете, какой ответ? «Лучшая — новая». Потом, в 1971-м, был «Бумбараш», где я сыграл Стригунова, через год — «Синие зайцы», у меня там роль клоуна. В этом фильме музыка Максима Дунаевского впервые прозвучала. И в съемках участвовал знаменитый лев семьи Берберовых, который дружил с детьми. Я ему заглядывал в пасть и кормил изо рта.

Тогда впервые разрешили снимать скрытой камерой. И мы разъезжали по всей России, и были оркестры в Эстонии, и бабушки пели в Курском селе... А я — клоун со львом. Моя кинобиография могла бы сложиться по-другому, если бы фильм не запретили: юмор не понравился.

— Сегодня цензура есть?

— Ну, есть, конечно. Вот Снежкин снял шесть серий «Брежнева», а ему вернули четыре (сериал режиссера Сергея Снежкина вышел в 2005 году. — «ВМ»). Тебе заплатили — и все, и сиди.

— Как вам то, что запретили курить в кадре?

— Это совсем другое. Это отвлечение от главных проблем.

Актер Александр Филиппенко: С 1964 года я продаюсь за деньги Кадр из фильма «Карьера Артуро Уи» / 1941 год

— А какие главные проблемы?

— Каждый выбирает для себя. Я вот не участвую в сборных концертах. Одному лучше, надо отвечать за все до конца. В связи с этим вспоминаю номер, который в «перестройку» разрешили играть Райкину. Миниатюра была такая:

Мы — столько угля, столько стали!..

Нет, лично вы — что можете?

Мы — столько хлеба, столько мяса, молока!..

Нет, лично вы — что можете?

Я? Я могу пиво зубами открывать…

Так вот, есть у тебя что-то, с чем ты можешь выступить на час двадцать, на час тридцать? Есть что сказать людям или нет? Вот у меня в репертуаре — Платонов, Зощенко, Булгаков, Довлатов, опора на великую нашу русскую классику. Люблю вспоминать одного умного литературоведа, который сказал, что, когда пройдет истерика, придется вернуться к несделанному домашнему заданию и снова выучить уроки великой русской литературы…

Помню, когда я снимался в сериале «Бедная Настя», классическая такая мыльная опера, которую купили у американцев, за монитором сидел э-э… консультант. Он иногда вскакивал и через переводчика кричал: «Ноу, ноу, ноу! О, экшен, экшен, экшен!»

Никакой «чеховщины» и никакой «ибсеновщины», никаких полутонов, плохой — хороший, полуплохой — полухороший. Только я в предлагаемых обстоятельствах, и больше никаких дел!

Это такой удар по молодым актерам: они ведь привыкают к этому ужасу и потом ничего другого сыграть не могут. А молодые красивые актрисы, что они потом? Что происходит с ними? Только типажи, типажи…

И еще. Вот Михаил Жванецкий в 1988-м в Америку с гастролями ездил, вернулся, говорит: «Ой, 90 программ, только включил — уже стреляют и кричат». Я эту фразу хорошо запомнил. Вот и у нас сейчас: только включил — уже стреляют и кричат. И никакой «чеховщины». Только сюжет и «крючок»: на самом интересном — стоп, конец серии. Так вот и зарабатывают.

— Есть мнение Так это не только у нас, но и в мировом масштабе.

— Да. Вот и думаешь: буду-ка я заниматься опытами литературного театра. Вот в январе было столетие Юрия Левитанского, все просят его стихи…

— Ну, когда вы начинали, мэтры тоже брюзжали и говорили, что молодежь не та…

— Как в 1957-м МХАТ ругался на «Современник» — это что-то было! А «Таганку» вообще не принимали. «Ну, они там вообще ничего не умеют играть», брехтовскую манеру не принимали... Это тоже было.

— Это же закономерно.

— Абсолютно. Идет развитие, театры меняются. Какой мой совет молодым? Не заниматься тем, что я сейчас делаю, — ля-ля-ля, интервью даю… Концертный номер надо делать, выступать: пусть это будет одно стихотворение, или отделение, или два отделения. Актер должен выступать. Как Эфрос говорил: «Актер должен понимать свое место в формуле!»

— Вы же дважды сыграли в «Мастере и Маргарите»: у режиссера Бортко — Азазелло, у Кары — Коровьева. По-моему, такого актера у нас вообще больше нет.

— Говорите, говорите, говорите! (Смеется.)

— Есть работы, за которые сейчас стыдно?

— Нет.

— Просто все шедевральные?

— Все! Маленькие и большие. С Семеном Фарадой мы играли «Свадьбу» Зощенко в такой экстравагантной манере, что будь здоров! Тогда только-только появился его двухтомник «Голубая книга». Мы впервые поставили «Город Градов», сатирическую повесть Андрея Платоныча Платонова. Это все в малую хрущевскую оттепель было, до августа 1968-го…

— Швыдкой мне говорил про 1968-й: «Мне в позвоночник вернулся страх». Было страшно, что будет возвращение к сталинским реалиям? Сталин сейчас, по опросам, одна из самых популярных политических фигур в России, кстати.

— Согласно каким опросам? Я не читаю опросы. Я могу ответить стихами Семена Кирсанова: О, жизнь, Светись, шути, Играй в граненых призмах. Забудь, Что на пути Возникнет некий призрак! Кто сталкивался с ним Лицом к лицу, Тот знает: Бесстрашие живым Бессмертье заменяет.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.