Спортивно-досуговый центр «Гладиатор» — бои за судьбы трудных подростков продолжаются
— Вы к Сергею Александровичу? — обращается ко мне парнишка лет четырнадцати, как только я появляюсь на пороге клуба. — Давайте помогу пробраться, а то тут не протолкнуться, человек 100 собралось. Да плюс болельщики. У нас же открытый ринг по кикбоксингу проходит.
Провожатый, взяв меня за руку, тащит за собой сквозь плотную толпу подростков — в зал, откуда доносятся крики: «Вова, держись! Не давай ему дыхалку сбить!» Через минуту я уже сама едва сдерживаюсь, чтобы не заорать: «Держись, Вова, держись!» А парень, кажется, проигрывал, но что-то подсказывало мне, что он не сдастся.
И точно — победа досталась нам с Вовкой…
— Видели, какой у пацана характер сильный? — спрашивает меня Федюкин, когда соревнования закончились. — Четыре года занимается: три раза в неделю на тренировки — как штык! А ведь пришел сюда почти инвалидом: астма тяжелейшая, другие болячки. Все преодолел… Практически о каждом из 240 мальчишек, которые тренируются в муниципальном спортивно-досуговом центре «Гладиатор», Сергей может рассказать все — из какой семьи, какие проблемы, какие «закавыки» в характере… Ну разве что про новичка какого не скажет. Пока. Но со временем — обязательно. Как ему удается? Помощники замечательные: едва ли не половина тренеров — бывшие воспитанники Федюкина, те самые «трудные», на которых в свое время все крест поставили.
А он от них не отмахнулся.
И с гордостью рассказывает, чего они добились: один стал чемпионом мира, другой — Европы, третий… А ведь по краю пропасти ребята ходили: еще шаг — и тюрьма.
— Ну и как думаете, кто лучше них знает, как общаться с трудным подростком? Кто быстрее, чем они, побывавшие в шкуре этого ребенка, к его непростому характеру ключик подберет? — спрашивает Сергей.
Ответить не успеваю: кто-то из ребят заглядывает в кабинет и просит директора на минуточку выйти «на подсчет результатов». Тоже выхожу в коридор. На скамеечке сидит компания — два парня и девушка. У одного из ребят ярко выраженный кавказский акцент. Самвел и Артем были соперниками на ринге, но по окончании боя обнялись, как лучшие друзья.
Спрашиваю: «Ребята, говорят, боевые виды спорта провоцируют агрессию? Правда?» Артем, не задумываясь, отвечает: «При чем здесь спорт? Агрессию провоцируют алкоголь и наркотики…» Третьим пунктом в этот список директор «Гладиатора» добавляет компьютерные игры.
На вопрос, сколько детских судеб удалось ему спасти, Федюкин ответить затрудняется: подсчетами не занимался, а и начал бы — вряд ли сосчитал бы: он же с 78-го года с «трудными» работает. Зато помнит каждого, кого от решетки не уберег. А как их забудешь, когда они ему и из зоны письма пишут. И ездит он к ним. И «трудных» своих с собой берет: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать «пугалку» про то, какая это страшная штука — несвобода.
Спортивные занятия для подростков в «Гладиаторе» бесплатные — это принципиальная позиция Федюкина: «Когда родители смогут дать ему на это деньги, у него и запал пропадет, и увлечения другие появятся. И чем потом его из подворотни вытаскивать, мы лучше ему туда уйти не позволим».
О том, с какой страшной силой эта самая «подворотня» засасывает подростков, Федюкин знает отлично. Есть у него и ответ на вопрос, почему он «не брезгует» детьми из благополучных семей. «Я сталкивался со взрослыми, которые предпочитали от ребенка деньгами откупаться, не интересуясь, на что он их тратит. А когда выяснялось, что парень давно на наркотиках, изумлялись: «У нас же хорошая семья…» Провожая меня, Сергей Федюкин кивнул в сторону комнаты, в которую несколько ребят и девушек несли чашки с дымящимся чаем: — Ребята в «Гладиаторе» и дни рождения отмечают, друзей приглашают. Я двумя руками «за». Это ж здорово, когда у тебя друзья есть. Нормальные. Верно?