Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Культурный переворот: какое будущее ждет российскую киноиндустрию

Общество
Культурный переворот: какое будущее ждет российскую киноиндустрию
Андрей Андреев в роли Максима (в детстве) и Владимир Вдовиченков в роли его отца. Фильм будет выпущен в повторный прокат после ухода западных студий с российского кинорынка / Кадр из фильма «Батя» / 2020 год

Санкции и ограничения, возложенные на Россию, затронули не только политическую и экономическую, но и культурную сферу. О временной приостановке работы в нашей стране заявили крупнейшие мировые прокатчики фильмов, а также музыкальные платформы, разработчики видеоигр. «Вечерняя Москва» разбирается и объясняет читателям, какова ситуация в киносреде, а также на какие культурные мероприятия стоит обратить внимание, что поможет расслабиться и выдохнуть.

Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) обратилась с открытым письмом к министру культуры России Ольге Любимовой. Они просят помощи и поддержки в кинопрокате.

Это письмо — второе обращение ассоциации. Ранее было опубликовано заявление, где говорилось, что без дополнительной поддержки есть «вероятность ликвидации всей отрасли кинопоказа в стране». Главная причина в том, что крупнейшие зарубежные студии объявили о приостановке проката своих фильмов в России на неопределенный срок. Первой такое заявление сделала студия The Walt Disney Company, следом за ней — Warner Bros, Universal, Paramount, Sony Pictures.

— Если ситуация с бойкотом голливудских студий затянется, то работать на выручке в 20–25% от нормы мы не сможем. Не сойдутся расходы и доходы, — рассказал «ВМ» член АВК Павел Поникаровский. — Наша бизнес-модель на это не рассчитана.

Чтобы избежать такого, кинотеатрам нужна не только финансовая помощь государства, но и возможность ускорить выход запланированных отечественных премьер.

— Российское кино востребовано. Зритель посещает те 20–25% показов, в которых оно представлено, — делится Павел. — И сейчас у него есть хороший шанс проявить себя и увеличить эту долю. Надеемся, что продюсеры ускорятся и выпустят большее количество российских фильмов. Но пока у нас нет информации, что на освободившиеся даты заходит российское кино.

Тем временем кинопрокатчики со своей стороны прорабатывают возможные варианты. Так, «Централ Партнершип» сообщил, что пересмотрят график выхода новых фильмов. На два дня раньше вышел ромком «Хочу замуж» с Кристиной Асмус, Милошем Биковичем и Сергеем Гилевым. С августа на начало апреля сдвинули старт мультфильма «Мальчик-дельфин». И это еще не все меры.

— В настоящий момент мы делаем все от нас зависящее для поддержки отрасли, — ответила на запрос «ВМ» представитель пресс-службы компании Юлия Калиновская. — Действительно, мы выпускаем ряд фильмов в повторный прокат, например: «Движение вверх», «Легенда № 17», «Холоп», «Батя» и другие.

Повторный прокат — одно из первоочередных решений, которые приняли наши компании для поддержки отрасли. В кинотеатрах в ближайшие месяцы можно будет увидеть многие культовые ленты. Компания «Наше кино» выпустит «золотую коллекцию» фильмов СТВ, куда войдут фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», «Кочегар», «Я тоже хочу» и другие. Также кинотеатры вновь покажут мультфильмы студии «Мельница», среди которых шесть частей «Трех богатырей», «Иван Царевич и Серый Волк» и другие. Компания Capella Film перевыпустит на экраны «Еще по одной» и «Королевские каникулы».

Но с повторным прокатом зарубежных фильмов возникли сложности. Так, компания «Иное кино» из-за решения правообладателей не сможет показать «Криминальное чтиво». Об этом сообщил «Бюллетень кинопрокатчика».

Также важным моментом остается прокат отечественных фильмов студиями, приостановившими работу в России. Так, члены АВК недовольны тем, что Disney запретил дальнейший прокат «Последнего богатыря: Посланника тьмы», снятого с привлечением госсредств. Так, Sony Pictures прорабатывает варианты передачи прав на громкую российскую ленту «Ампир V», которую ждут в кинотеатрах 31 марта. Из зарубежных новинок ждем фантастический «Все везде и сразу», «Вольга» ставит премьеру на 7 апреля.

Поддержать российский кинопрокат стоит и зрителям.

— Нельзя постоянно находиться под шквалом негативной информации. Нужно разгружать голову, — уверен член АВК Павел Поникаровский. — Зрелища — это эмоциональная перезагрузка. Это важно для ментального здоровья.

СПРАВКА

Ассоциация владельцев кинотеатров объединяет 700 кинотеатров и 2600 экранов по всей стране. Согласно отчету Единой автоматизированной информационной системы, на неделе с 24 февраля по 2 марта посещаемость кинотеатров в стране снизилась с 3,2 миллиона до 1,8 миллиона зрителей. Всего за ту неделю сборы фильмов, показанных в кинотеатрах, составили 543,1 миллиона рублей.

Международные фестивали сдержанно определяют свою позицию

44-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) перенес сроки своего проведения с апреля на вторую половину 2022 года. Разбираемся, что происходит с фестивальными фильмами.

Проведение ММКФ изначально было запланировано на 21– 28 апреля 2022 года. Но приняли решение его отложить.

— У многих кинематографистов в сегодняшней ситуации не получается ни приехать в Москву, ни прислать свои фильмы (когда те существуют только на пленке или на жестких дисках), а в каких-то случаях — даже получить согласие продюсеров на участие лент в фестивале, — опубликовали сообщение на официальном сайте фестиваля. — Мы выражаем признательность всем кинематографистам, которые подтвердили свое участие в фестивале ранее.

Тем временем ведущие мировые кинофестивали — Каннский, Венецианский, а также в Карловых Варах и некоторые другие — заявили о том, что не будут принимать российские делегации и кинематографистов, которые связаны с госструктурами России, однако участвовать в смотрах смогут отдельные независимые кинематографисты. Первым решение запретить участие российских фильмов, снятых на государственные средства, принял международный кинофестиваль в Стокгольме.

Незадолго до этого, во второй половине февраля, на встрече гендиректора «Роскино» Евгении Марковой с министром культуры России Ольгой Любимовой были озвучены достижения нашей станы на международных площадках.

Так, количество мероприятий, где киноиндустрию представляло «Роскино», увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом, когда мероприятий было в 2 раза больше, чем в 2019 году. В рамках проекта Key Buyers Event реализовали инициативу Focus on Festivals. Из работ, представленных там, 20 процентов фильмов отобрали фестивали. «ВМ» обратилась за комментарием ситуации в госорганизацию, представляющую наше кино за рубежом.

— В настоящих обстоятельствах мы совместно с индустрией и Министерством культуры РФ проводим консультации и рассматриваем различные варианты переформатирования международной деятельности и присутствия российской индустрии на зарубежных рынках, — сообщили в пресс-службе «Роскино».

ИСТОРИЯ

Московский международный кинофестиваль — второй старейший кинофестиваль мира. Имеет аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. В 2020 году из-за пандемии его перенесли на октябрь. Уже более двадцати лет президентом ММКФ является Никита Михалков.

СОБЫТИЯ

  • Регионы развиваются

Союз кинематографистов России создал Фонд поддержки регионального кинематографа и начал прием заявок на конкурс документальных фильмов «Россия — взгляд в будущее». В совете фонда участвуют гендиректор «Москино» Наталья Мокрицкая, министр культуры и духовного развития Республики Саха Юрий Куприянов и другие.

  • Награждение

В Ханты-Мансийске завершился международный кинофестиваль «Дух огня». В нем участвовали представители более 30 стран мира. Главную награду конкурса — «Золотую тайгу» — вручили режиссеру из Индии Винотраджа за фильм «Камешки», второе место у Джона Лазама из Филиппин за фильм «Буксир», третье — у Филиппа Лакота за ленту «Семь королей ».

  • Что-то новое

С 1 марта в кинотеатрах России начали действовать новые правила. Среди прочего перед показом фильмов зрителей должны уведомлять о длительности рекламы. Также кинотеатры могут не пустить людей в грязной одежде, с пиротехникой или лазерными указками.

Культурный переворот: какое будущее ждет российскую киноиндустрию Кадр из фильма «Брат» / 1997 год

Кто сможет занять свободное от Голливуда место

Чтобы понять, где найти альтернативу временно оставившим наши кинотеатры голливудским блокбастерам, «Вечерка» поговорила с киноведом и кинокритиком Александром Шпагиным. На первый взгляд, основные способы наполнить кинотеатры сейчас — это европейское и восточное кино, а также региональный кинематограф.

— Александр, есть ли альтернатива американскому кино?

— Думаю, чем-то заменить его можно. В том числе и нашим кино, которого за последние пять лет стали выпускать в количестве, сравнимом с Голливудом. У меня есть ощущение, что российское кинопроизводство пострадать не должно. Теперь, по всей видимости, прокатчики будут выпускать фильмы, которые считали вторым эшелоном раньше. Я как раз смотрю сейчас такие фильмы тоннами. Контент есть. И к счастью, наш кинематограф к 2020-м стал лучше, чем был в 2010-х годах.

— Можно обратиться к региональному кино, как думаете?

— Отчасти. Сейчас в основном свое кино снимают татары, якуты и буряты. Пока из того, что я видел, считаю стоящими кинопроката только пару татарских фильмов. У них кино становится все лучше. Думаю, если они станут приглашать в свои фильмы российских звезд, их будет смотреть вся страна. То же, что делают якуты и буряты, — скорее не массовое, а фестивальное кино. Интересное, но довольно тягучее, не вполне современное, с упором на этнографию и фактуру. Я не очень люблю такое кино и считаю, что и для артхаусных показов в утреннее или позднее время оно слабовато.

— А если обратиться к ближайшим странам?

— Очень хороший кинематограф в Казахстане. Многие фильмы там на русском языке, реалистичные, с отличным юмором, про актуальные проблемы. А по чувству современности их кинематограф даже обгоняет наш. Кстати, некоторые картины, как эксцентричная комедия «Жаным, ты не поверишь!», прошли и у нас в прокате, показали хорошие результаты. Я смотрел ее в кинотеатре и видел, как народ ухохатывался — это нестандартная, молодежная черная комедия. Еще киргизский кинематограф очень неплохой.

— А что-то из европейского?

— Вполне, но тут возникает вопрос, не будет ли в будущем сложностей и с их фильмами. Хотя там очень мощный кинематограф во многих странах, который в чем-то перекрывал американские фильмы. Например, я считаю, что очень сильные фильмы делают в Румынии, Польше, Чехии.

— А что касается Болливуда?

— В последние десять лет в Индии стали делать выразительные, качественные картины, которые существенно отличаются от того, что мы привыкли представлять под этим словом. Но, к сожалению, у них не только другая ментальность, но и резко отличающаяся внешность.

— Зрителя можно приучить воспринимать такое кино?

— Приучить зрителя ни к чему невозможно. Мы проходили это, когда создавались кинотеатры национального фильма, особые телеканалы, которые так и не стали востребованными. Хотя зрителя можно зацепить, подсадить на соединение чего-то неожиданного по смыслу, взглядам, при этом высокохудожественное. Именно это прекрасно сделал Голливуд.

— Кинематограф восточных стран, например корейские фильмы и сериалы, тоже весьма успешны в этом.

— Да, но повторюсь, там у артистов другие лица, и поэтому на китайские, индийские, филиппинские картины народ не очень идет.

— Если резюмировать, на какой кинематограф вы советуете обратить внимание?

— На тот, где есть мощная энергетика, близкие нам проблемы и ситуации, не важно из каких стран. Выбор есть.

Подкасты