Что делать с шумными соседями?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Космос наш: как московские ученые продолжают развивать космическую отрасль

Общество
Космос наш: как московские ученые продолжают развивать космическую отрасль
Инженер лаборатории космической оптико-электронной аппаратуры МФТИ Дмитрий Коротков (слева) и старший научный сотрудник лаборатории Александр Кузмичев показывают многоканальный гиперспектральный комплекс — установку, которая в этом году отправится на МКС и будет следить за Землей с орбиты / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

12 апреля отмечается День космонавтики. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснила, как московские ученые и разработчики развивают отрасль и замещают на рынке зарубежные компании.

В лаборатории Московского физико-технического института стоит необычный прибор, похожий на серую цистерну на ножках — многоканальный гиперспектральный комплекс. Проще говоря — большой фотоаппарат, который можно прислонить к иллюминатору на дне космического корабля и сделать фотографии Земли, в достаточно хорошем разрешении. Аналога, по словам разработчиков, нет во всем мире.

— Этот прибор позволит инспектировать территории Земли прямо из космоса, — объясняет старший научный сотрудник лаборатории космической оптико-электронной аппаратуры Александр Кузмичев. — Например, с его помощью можно отследить, где в водоемах разлилась нефть, где в лесах начинаются пожары. Справится он и с обнаружением замаскированных военных объектов.

Прибор на таком же принципе работы, созданный выпускниками МФТИ, уже показал результаты: разглядел из космоса посадку наркотических растений в Краснодарском крае.

Сейчас космонавты готовятся начать обучение по работе с комплексом. Уже в этом году его отправят на МКС.

В соседнем кабинете старший научный сотрудник лаборатории моделирования механических систем и процессов МФТИ Иван Завьялов работает над программой под рабочим названием «Интеграл».

— Программа может моделировать расположение групп спутников, а также дистанционно управлять ими, автоматически. Сейчас же это делают вручную, — рассказывает Иван Завьялов. — Эта программа может обобщить все данные по спутникам, а также просчитать их необходимое количество.

Работают над освоением космоса и в других столичных институтах. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт сейчас трудится над проектом «Венера-Д». Это автоматическая межпланетная станция для изучения Венеры.

— Сейчас все идет по плану, мы на стадии эскиза проекта, — рассказывает Натан Эйсмонт. — Уход американских коллег из проекта на нас никак не повлиял, такие риски просчитываются заранее. И мы готовы все сделать самостоятельно. А в 2029 году — запустить станцию в космос.

Натан Эйсмонт объяснил, что аналогов такой космической станции нет.

— У нас уже были успешные исследования Венеры, с посадкой, забором образцов с поверхности, — рассказывает Эйсмонт. — Венера — как сестра Земли: они похожи по массе, по размерам. Но там совсем другие условия.

И исследования Венеры помогут понять, почему они отличаются, а может, узнать новое и о Земле.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным Роскосмоса, в 2021 году произведено 25 пусков космических ракет, выведено на орбиту 340 космических аппаратов. 76 пусков подряд прошло без аварий.

За пять лет доля безаварийных пусков составила 97 процентов. — это лучший показатель среди космических держав.

30 крупных и средних предприятий ракетно-космической отрасли работает в столице. Там трудятся около 30 тысяч человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Завьялова, заведующая лабораторией моделирования механических систем и процессов МФТИ:

— Есть тренд на цифровизацию космоса. Это парадигма Space 4.0. Речь идет о применении космоса для нужд потребителей. Это создание карт, навигаций, систем связи. В рамках этой парадигмы Роскосмос уже начал процесс цифровизации космоса, и мы сотрудничаем в этом направлении.

В процесс цифровизации входят разработки новых платформ для создания космических кораблей, ракет, наземного сектора. Россия сейчас впереди всех, в авангарде, а значит, есть все шансы задать стандарт цифровизации всей космической отрасли.