Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Столетие театра имени Вахтангова отпраздновали контрастной постановкой «Война и мир»

Общество
Столетие театра имени Вахтангова отпраздновали контрастной постановкой «Война и мир»
Актеры Театра имени Вахтангова (слева направо) Владимир Логвинов (Анатоль), Анна Антонова (Элен) и Олег Макаров (Мортемар) в сцене из спектакля «Война и мир» / Фото: Александра Торгушникова

Главная премьера этого сезона — «Война и мир» Театра имени Вахтангова в постановке его худрука Римаса Туминаса, приуроченная к столетию легендарной московской сцены. Идею инсценировать эпопею он вынашивал несколько лет — тем удивительнее предельная лаконичность действия. Где результаты долгой работы, спросит обыватель? На сцене — никого, кроме актеров, и ничего, кроме огромной серой стены вместо задника! Режиссер сразу решил, что повествование должно быть «чище», но потом даже сам засомневался: «Наверное, зрителю будет чего-то не хватать».

Вряд ли: эстетика элегантного минимализма присуща и его «Евгению Онегину», и «Царю Эдипу», и «Пристани». Публика уже давно ценит его именно за умение в пустоте правдиво оживлять мир великой литературы. В «Войне и мире» Туминас отточил это мастерство до совершенства.

Главный принцип художественной выразительности Толстого — контрасты — перенесен режиссером на сцену. Именно гармоничное соединение противоположностей делает эту постановку по своей выразительности равной исходнику.

Костюмы преимущественно в черных, белых и серых тонах, общая колористика сцены — серо-черная с белыми бликами рампы, светскому веселью героев противостоит таинственно-тревожная музыка. Такая скромность в выборе выразительных средств, однако, совершенно не шифрует смыслы Толстого. Напротив, понятно, что музыка символизирует непостижимые умом ход истории и логику жизни.

Великолепная игра вахтанговцев делает эти контрасты органичными и естественными. Особенно ценна партнерская игра. Ярчайший дуэт — Сергей Маковецкий в роли старого князя Ростова и Ирина Купченко в роли его жены. Казалось бы, как развернуться Маковецкому и одухотворить этого подкаблучника, полностью подмятого под себя женой? Вряд ли без Купченко с ее темпераментом и харизмой этот контраст был бы так впечатляющ. Актеры своей чуткой игрой дополняют выразительность друг друга, и в финале, когда Ростовы бегут из Москвы, одинаково больно и за старого князя, и за его жену.

Так же проникновенна архаичная москвичка Ахросимова в исполнении Ольги Тумайкиной. Ее образ контрастирует в разной степени со всем и всеми. Возможно, это один из секретов яркости артистки. Всего две небольших сцены и несколько фраз моментально врываются в души зрителя. Этой работой Тумайкина упрочила статус звезды труппы.

Равно как и Олег Макаров в роли виконта Мортемара, чья блестящая экспрессия быстро находит зрительский отклик.

Множество героев и смысловая многослойность спектакля призваны показать, чем, собственно, сегодня жив Вахтанговский. Жив размышлениями о бытии, правде, справедливости, жив поисками средств поговорить об этом с залом. Жив молодыми актерами, (например, Наташу Ростову играет третьекурсница Щукинского училища Ксения Трейстер). Жив состоявшимися профессионалами, такими, как, например, Павел Попов в роли Пьера. Жив Людмилой Максаков ой (пусть порой и возникает ощущение, что она тиражирует один и тот же образ из спектакля в спектакль).

Впрочем, существенный недостаток у «Войны и мира», пожалуй, только один — длительность. Постановка длится почти пять часов! Присущий первоисточнику размах создатели сохранили.

Подкасты