Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Работа спасает от печали»: композитор Александр Зацепин — о саундтреках, случайностях и вдохновении

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Работа спасает от печали»: композитор Александр Зацепин — о саундтреках, случайностях и вдохновении
Александр Зацепин в гостях у «Вечерки», 11 мая / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Александр Зацепин представил альбом с музыкой из мультфильма «Тайна третьей планеты». В эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» композитор рассказал, как видит прошлое, настоящее и будущее музыки.

— Александр Сергеевич, правда, что в пластинке есть музыка, которая не вошла в мультфильм?

— Да, некоторые вещи еще никто не слышал. Они были написаны, но в финальную версию «Планеты» не попали. Звучание на пластинке очень близко к той музыке, которую мы записывали в 1981 году. Воссоздать его очень сложно, потому что некоторых старых инструментов уже нет, например, аналоговых синтезаторов. Хорошо, что современные синтезаторы позволяют подыскать необходимый тон. С их помощью мы нашли нужные звуки и сыграли. Наш дирижер Миша все аранжировал так, как я делал это пятьдесят лет назад. И именно в этой манере.

— Почему сегодня саундтреки к фильмам не выходят «в народ» как самостоятельные хиты?

— Эта action-музыка вызывает у меня ассоциации с таперами 20-х годов прошлого века. На экране сцена бури, и тапер ее сопровождает тревожными аккордами на рояле. На следующем сеансе тапер играет любовь и уже не помнит, что было сеансом ранее. Никто такую музыку не издавал раньше, да и потребности в этом не было, потому что она неинтересная. То же самое с саундтреками. Aсtion-музыка появилась около 20 лет назад из-за желания сэкономить деньги. Ведь работа композитора довольно дорого стоит, а потом ему еще и авторские гонорары надо отчислять. Поэтому, когда нужно озвучить фильм, приглашают обычного аранжировщика. Он играет как тапер. К примеру, он видит, что идет напряженная тема, и находит на синтезаторе нужные звуки. Кому нужна эта музыка отдельно? Никому. А на экране она работает так же, как и тапер в кинозале. Сегодня эта экономия в моде.

«Работа спасает от печали»: композитор Александр Зацепин — о саундтреках, случайностях и вдохновении Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

— Говорят, что хит «Остров невезения» мог бы не появиться, если бы не ваша настойчивость. Это так?

— Да. Как-то Леня Дербенев ко мне приехал со стихами и сказал: «Саш, ты посмотри: может, Гайдаю покажешь?» Я почитал текст, и мне он очень понравился. А тогда были еще магнитофоны такие катушечные. Я напел, наиграл, записал и к Гайдаю приехал, дал ему ленту. Он послушал и сказал: «Да, мне очень нравится. Но куда я ее поставлю? У меня метража нет...» А я уже заранее все продумал и говорю: «У тебя там есть сцена, где герои сидят и о погоде говорят...» Гайдай задумался, а потом так и поступил. Художественный руководитель после ему замечание сделал: «Леня, эта песня — вставной номер, она задерживает действие». Да, она задерживает действие, но в то же время раскрывает образ, поэтому Гайдай ее не убрал.

— Почему сегодня не появляются новые талантливые композиторы?

— Это закономерность. Развитие музыки идет по синусоиде, подъем прослеживался до 70-х годов прошлого века. Семидесятые начались с Beatles, а закончились Майклом Джексоном. Вот найдите сейчас в мире исполнителей такого уровня. Их нет! И мы пошли вниз. Через время эта синусоида опять поднимется вверх, но когда это будет — неизвестно.

— Обидно было, когда вы написали музыку для фильма «Красная палатка», а в зарубежный прокат он пошел с композициями Морриконе?

— У продюсера с итальянской стороны были свои планы. Я привык писать музыку, когда смонтирован фильм: ведь неизвестно, какой хронометраж будет у сцены — две минуты или минута и десять секунд. А продюсер меня постоянно торопил. Наконец я уже написал музыку и принялся за партитуру. Мне дали очень маленький срок, я работал ночами. А продюсер все спрашивал меня: «Когда, когда?..» Через две недели он просто поставил меня перед фактом: «Я беру другого композитора, потому что у меня горят деньги! Я уже давно мог бы продать фильм и раздать зарплату сотрудникам!»

Так Европа получила этот фильм с музыкой Морриконе. Обидно было, конечно, но что поделать. В СССР работали без продюсеров, у нас опыта такого не было.

— Что каждое утро вдохновляет вас вставать и творить?

— Каждое утро я начинаю почти одинаково. Просыпаюсь с мыслью о том, что, может быть, стоит еще немножко поспать. А потом возникает другая мысль: «Я должен подниматься, ведь прошло уже пять минут, а я все лежу». После этого еще минут пять делаю упражнения прямо в кровати. Это очень помогает отключиться от мыслей и воспоминаний, а то иногда как нахлынет... То вспоминаю, как ко мне какой-то музыкант приходил, то работу: надо было сделать не так, а по-другому. Вижу все эти образы….

А потом я уже встаю с кровати и делаю зарядку: несколько упражнений из йоги, довольно сложные. У меня даже плечи ноют, когда я перебарщиваю. Зато потом ничего не болит.

— Вы часто говорите, что жизнь состоит из случайностей. Какова их роль для вас?

— Во многом они и распоряжаются жизнью. Во всех случайностях, которые не зависят от меня, мне помогает оптимизм. Я стараюсь не зацикливаться на неудачах, забывать их мгновенно. Ну и работа очень помогает. Когда я работаю, то отключаюсь от всего и переношусь в другой мир. Уже не важно, голоден я или нет, какая погода за окном… Я работаю до тех пор, пока жена не окликнет меня обедать. Или пока дочь не позовет: я сейчас живу у нее во Франции.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.