Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Михаил Мамаев: Сохранить себя настоящего

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Михаил Мамаев: Сохранить себя настоящего
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Михаил Мамаев известен как один из неразлучной троицы сорвиголов-гардемаринов, в свое время покоривших сердца зрителей. И вот — гардемарины возвращаются!

Михаил Мамаев сыграл Никиту Оленева во втором и третьем фильмах «гардемаринской трилогии», снятой Светланой Дружининой. А этой осенью зрителей ждет продолжение: планируется выход сразу двух картин — «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война». Мы побеседовали с Михаилом о начале его актерской карьеры, особенностях профессии и трудностях выбора жизненного пути.

— Михаил, очень непонятно написано в Википедии, что в 1988 году, мол, «познакомился с режиссером». А как знакомятся с режиссером?

— Эта судьбоносная встреча произошла в Доме актера. Тогда он находился на Пушкинской площади. Точнее сказать, ресторан Дома актера, легендарный, который фигурирует в мемуарах большого количества известных деятелей культуры. И я туда пришел после одного из спектаклей. У меня так сложилось, что, работая в «Огоньке», параллельно я продолжал заниматься литературой. И меня знакомые позвали принять участие в одном из первых антрепризных спектаклей московских по пьесе Камю «Калигула», сыграть там эпизодическую роль. Даже сначала не сыграть эпизодическую роль, а просто написать для этого спектакля стихи, потому что там есть сцена, где Калигула просит своих придворных сымпровизировать на тему «Смерть, время, минута».

Я разошелся, написал в ключе того, что происходит в стране. И мне придумали роль: «Сципион — придворный поэт», я ходил, свои стихи читал. Играли в планетарии, проектор гигантский, похожий на космический корабль, который на купол проецировал звезды, вокруг него помост. И я просто кайфовал от того, что это вот как раз и было выражение меня тогдашнего. Мамаев-Сципион читает стихи под звездным небом какому-то императору.

— И вот вы в ресторане…

— Да. И за соседним столом сидела Светлана Сергеевна Дружинина. Она на меня обратила внимание, и в какой-то паузе я вышел освежиться по лестнице вниз, в туалет. И она пошла, познакомилась со мной и предложила мне…

— Минутку! Ну просто так она подошла… Вы знали, кто это? То есть лицо ничего не сказало?

— Нет. И вот так состоялось знакомство. Она просто решила спросить, кто я, что я. В общем, ей понравилась вся эта история, что я не актер… Потому что она вообще любит молодых, может быть, там, не актеров. И произошли какие-то пробы на «Мосфильме». Мне давали тексты, я их играл, стихи свои читал, под гитару что-то спел. И до конца не верил, что это все произойдет, потому что все-таки было очень много всяких «но». В первую очередь то, что я не профессиональный артист, а тогда не профессиональных артистов не снимали. Но я оказался в «Гардемаринах».

Михаил Мамаев: Сохранить себя настоящего Михаил Мамаев в роли Никиты Оленева с Кристиной Орбакайте (Фике) в фильме «Виват, гардемарины!», 1991 год / Кадр из фильма «Виват, гардемарины!», 1991

— Я видел ваше совместное с Дмитрием Харатьяном интервью калининградскому телевидению, и как раз там заговорили, что специального образования на самом деле актеру и не надо.

— Нет. Надо обязательно.

— Только на харизме или на даре нельзя выехать?

— Нельзя. Нельзя выехать, потому что это все-таки профессия. В кино для меня какая основная сложность была, в «Гардемаринах», — что я, конечно, не был оснащен профессией, в отличие от всех коллег. Ну, в двух словах, просто ты эту эмоцию, которую тебе дает текст, и пребывание в этом состоянии, в этой роли должен повторять много раз. И ты должен абстрагироваться или, точнее, приспособиться к камерам, тебя не должны смущать люди, которые находятся на площадке. А их много, и они занимаются каждый своим делом. Кто-то занимается реквизитом, кто-то гримом, к тебе человек подходит, поправляет, кто-то чай несет, меняет тебе сок в бокале и все такое… И это, конечно, раздергивает. А вот эта возможность выплеснуться просто на эмоции — у непрофессионала она одна, максимум две, а у профессионала их должно быть много. То есть ты должен себя в этом состоянии продержать 12 часов, на съемочной площадке. Это одна из составляющих профессии.

— Считаете это обязательным?

— Конечно. Сцендвижение — это же целая наука: умение двигаться, умение чувствовать себя свободно во всех ситуациях, перед камерой. Умение как-то худо-бедно владеть своим телом. Сценречь, которая ставит тебе голос и снимает всякие зажимы, которые неминуемо возникают, когда ты опять же слишком сильно волнуешься. Умение, в конце концов, расслабляться там, где простой человек, наоборот, напрягается. То есть школа Станиславского — не пустой звук. Это действительно грандиозная школа, которая очень сильно помогает большей части театрального и киношного мира в мире. Потому что он все это сформулировал и выдал. И даже вот сценический танец… Я, окончив институт, еще года три ходил на уроки преподавателя по сцентанцу. Я продолжал ходить, платил деньги за это и занимался, чтобы тело было инструментом, а не не пойми чем.

— А, допустим, Сергей Бодров-младший: такое впечатление, что он сыграл как бы себя. Однако культовый совершенно и персонаж, и образ, который знают уже несколько поколений. Или это исключение из правил?

— Совершенно правильно вы вспомнили о Сергее Бодрове… Мы говорим об одной роли… То есть для меня такая роль, в принципе, — это «Гардемарины»… Когда я пытался, видя, как все вокруг играют, начинать что-то играть, меня Светлана Сергеевна, образно говоря, била по рукам: «Что ты делаешь? Перестань ты тут мне играть, будь собой!» И действительно, когда я выхожу из леса — по сути, журналист-международник Михаил Мамаев выходит из леса, населенного журналистами-международниками, так образно говоря. И проживаю эту роль, как я. И это требовалось. И вот почему нам так ценен «Брат», ценен Сергей Бодров, — он там настоящий. Это две важные вещи. Мало владеть актерской профессией, нужно сохранить в себе «настоящность». И мне, например, актеры, которые очень хорошо оснащены профессией, но при этом без личности — неинтересны.

Михаил Мамаев: Сохранить себя настоящего Мамаев и Александр Домогаров (Павел Горин) в фильме «Гардемарины III», 1992 год / Кадр из фильма «Гардемарины III», 1992

— Я очень удивился, прочитав, что вы собирались поступать в Суворовское училище.

— Меня разрывало на две стези. Поскольку отец военный, мечта была пойти по военной линии. Я к этому готовил себя. То есть я в 7–8м классе бегал по утрам с голым торсом. Только когда было ниже минус 20, надевал майку. Я обтирался снегом, у меня чесалась кожа, потому что снег сушил кожу, но я закалялся, готовился к военной стезе. Ну а второй путь — творческий, потому что отец был еще и журналистом военным.

И я сотрудничал с газетами, первая публикация — когда я учился то ли в 3-м, то ли 4-м классе. Я все эти годы печатался. Печатался в «Московской правде», в спортивном отделе делал маленькие заметочки о военно-технических видах спорта. По выходным ходил на стадионы, где проходили мотогонки на льду, подводное плавание, те виды спорта, которые курировало Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, ДОСААФ, где, собственно, мой отец и служил. То есть была какая-то смысловая поддержка.

У меня было корреспондентское удостоверение газеты «Советский патриот», которое открывало мне любые двери. Вот я это делал, и мне это нравилось. И я писал стихи, занимался в литературном объединении. И вскоре первое стихотворение напечатал журнал «Смена». И поэтому, конечно, я понимал, что если я пойду по военной стезе, то у меня там на это времени уже не будет. И вот это меня разрывало. И в результате я взял тайм-аут, как сейчас бы сказали, а тогда — ну просто паузу, и после 8-го класса не поступил в Суворовское училище, а решил еще два года побыть дома. Ну а потом уже выбор между военным училищем и факультетом журналистики (либо МГИМО, либо МГУ) — чаша весов перевесила в сторону журналистики.

— Международная журналистика, МГИМО?

— С этого все началось. Я пос ле школы пос тупил на факультет международной журналистики МГИМО, окончил его. И когда поступал, мечтал связать свою жизнь с журналистикой. Но время перемен пришло, 1985–1986 годы, все поменялось. Очень сильно, радикально поменялось. И я понял, что уезжать в корпункт в то время, когда самое интересное происходит как раз внутри страны, а не за ее рубежами, неправильно. И я остался в стране. И во время учебы и даже в школе я сотрудничал с «Комсомольской правдой», у меня уже был круг старших товарищей, которые меня как-то вольно или невольно ориентировали в движении путем журналистским. И в результате после МГИМО я оказался в перестроечном журнале «Огонек», который все тогда читали.

— Мне казалось, что МГИМО в эпоху застоя и позже, в 80-е, — это фабрика русофобии, там процветал антисоветизм. Я заблуждаюсь?

— Как-то я на это не успел обратить внимания… В моей памяти не осталось. Я помню, что когда случилась перестройка, когда пришел Горбачев, как-то все стало внутри быстро меняться. То есть мы стали обращать внимание на то, что, допустим, на лекциях по истории КПСС те же самые преподаватели, которые, когда мы учились на 1-м курсе, говорили одно, на 3-м курсе начинали говорить совершенно другое. Я даже не знаю, как это объяснить. Ну, у меня это выразилось в том, что я перестал ходить в костюме, стал ходить в джинсах, майке…

— А студенты ходили в костюмах?!

— Да. Это такой был дресс-код. Сейчас смотришь на молодежь — подумаешь, в джинсах… Ну и дурак, в костюме же круче! А тогда просто преподавательницу иностранного языка уволили с работы за то, что пришла в вельветовых штанах; легендарный Лебедев (ректор МГИМО в 1974–1985 годах Николай Иванович Лебедев. — «ВМ») на маленьком кармашке у нее углядел американский флаг. И она была отчислена. То есть было все серьезно. Потому что мы были бойцами идеологического фронта.

Михаил Мамаев: Сохранить себя настоящего Кадр из «новых гардемаринов» / Фото: Пресс-служба Светланы Дружининой

— Ездили в какие-то горячие точки, насколько я понимаю?

— Мне очень неловко, потому что это никак не сравнится… Наша нынешняя ситуация все поменяла, конечно… Горячая точка — это то, что мы сейчас видим на экранах наших телевизоров. Тогда это все-таки были относительно безопасные поездки, и они были не совсем как бы легальные. Моя планировавшаяся поездка в Ирак не состоялась. Для меня Артем Боровик был примером…

— Он же вашим начальником был в «Огоньке», редактор международного отдела…

— По сути, это он взял меня в «Огонек», потому что он где-то наверху сказал, что «мне нужен этот парень». И он принадлежал к той школе журналистики, через которую прошел, например, Хемингуэй. И я видел, что Артем Хемингуэю вольно или невольно подражает. Он ездил в Афганистан и написал две книги после этих поездок. Ездил в американскую армию служить.

— «Как я был солдатом американской армии» — так книжка и называлась.

— И я в это время с американскими журналистами в этом проекте служил. Ну как «служил» — помогал им понять, что такое российская армия. Под Питером. То есть это был общий проект, в котором я тоже участвовал. Я начал проситься в Ирак. Мне сказали: ну, пожалуйста, договаривайся. Я позвонил в иракское посольство, они сказали — приноси паспорт. То есть дали «зеленый свет». А потом вдруг выяснилось, что это надо согласовать все-таки… И согласование происходило с министром иностранных дел. Шеварднадзе сказал: «Вы что, с ума сошли? Не надо…» Таким образом, я в Ирак не поехал.

— А с американцами, помимо чисто рабочих моментов, было какое-то общение?

— Было. Но я, конечно, их «пытал» с профессиональной точки зрения, мне было очень интересно, потому что один из них, тот, который писал, был уже человеком пожилым, он воевал, участвовал в высадке американцев в Нормандии. Мне было интересно его отношение к этой всей истории. Конечно, какие-то моменты человеческие обсуждали… Он меня приглашал, говорил: «Приезжайте, я все покажу, может быть, неплохо было бы организовать какой-то проект, чтобы ты от «Огонька» приехал».

ДОСЬЕ

Михаил Мамаев родился 13 февраля 1966 года в Москве. Его отец был военным (ушел в отставку в звании генерал-майора), мама — служащей. Семью изрядно помотало по стране — Сибирь, Дальний Восток, Камчатка. После школы поступил на факультет международной журналистики МГИМО. Отучившись, дипломную практику Мамаев проходил в АПН, специализировался на Центральной Америке и Кубе, освещал события в Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале. Незадолго до кризиса 1998 года ушел из журналистики и поступил в ГИТИС, окончательно связав себя с актерской профессией.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.