Имитация обеда: почему так популярны соевая тушенка и овсяное молоко
Суррогатная еда с каждым годом все активнее претендует на место в наших желудках. Сегодня уже мало кого удивишь соевой тушенкой или молоком из овсянки. Но технологии не стоят на месте, и вот уже навороченные рестораны предлагают посетителям кальмаров, отпечатанных на 3d-принтерах... Добро пожаловать в новый дивный мир искусственной пищи.
Отпечатанный на 3D-принтере кальмар появился несколько лет назад в мишленовском ресторане братьев Березуцких и океана в глаза не видел, так как сделан из фасоли. Стоит раза в два дороже обычного, но за гипоаллергенность можно и доплатить — блюдо адресовано в том числе и обладателям аллергии на морепродукты. Приятель, отведавший недавно этого неморского гада, уверял, что по вкусу от натурального его не отличить… А месяц назад другой знакомый кинул в WhatsApp фотку бутерброда с черной икрой, снабдив ее шутливым комментарием: «Взял кредит, чтобы позавтракать». Как выяснилось, икру он купил из любопытства в супермаркете — по 90 рублей за банку. На удивление, имитация зашла — вкус, говорит, как у настоящей. Настоящую, правда, он последний раз ел лет этак в пять, но какие-то смутные воспоминания у него остались.
Заинтригованная, купила такую же — и моментально отправила в помойку со всем содержимым. И вкус не тот, и икринки не такие, и белка ни грамма (один жир да углеводы в составе, плюс красители, загустители, ароматизаторы и прочие приблуды). А ребенок так еще и животом маялся потом после пары укусов. Но приятелю вот понравилась — покупает теперь...
К чему я это все? А к тому, что наступление суррогатной еды, похоже, идет уже по всем фронтам, затрагивая абсолютно все социальные слои. Кого-то ловят на живца звездами Мишлен, кого-то — доступной имитацией «по мотивам», кто-то переходит на альтернативные продукты, заботясь о здоровье, кто-то — из желания спасти планету или собственный кошелек. При этом технологии развиваются — если еще лет десять назад растительное мясо и в рот-то взять было сложно, то сейчас оно по вкусу вполне себе ничего. К слову, и та упокоившаяся в помойке икра разительно отличалась от похожего суррогата, испробованного мной где-то в начале нулевых, — пищевые колдуны явно не зря ели свой хлеб, заметно улучшив и вкус, и «правдивость» икринок.
Если учесть, что в большинстве случаев стоимость альтернативного сырья (как правило, копеечная) в разы меньше цены конечного продукта, мы действительно оказываемся на пороге новой экономики, которая под разными благородными предлогами позволит пищевым корпорациям зарабатывать огромные деньги на этой разнице. А уж в предлогах недостатка нет. Мир находится на грани продовольственного кризиса, кричат нам из всех информщелей; людей слишком много — всех не прокормить; животноводство убивает планету (коровы пукают метаном, леса вырубают под пастбища); суррогатная еда питательна, полезна и избавлена от всего лишнего, ну и так далее — сами же чувствуете наверняка, как активно и массированно пристраивают сейчас нам на уши новую прогрессивную повестку.
Но не будем вдаваться в политику и тем более — в экономику. Искать, кому выгодно подсадить человечество на суррогаты, особого смысла нет, и так все понятно. Лучше пробежимся по альтернативному меню, которое за последние годы изрядно подраспухло.
Молоко. Соевое, кокосовое, овсяное, рисовое и бог еще знает какое — растительных заменителей сейчас море, на любой вкус. Вот только на настоящее все эти напитки похожи не слишком. Выход подсказали генные инженеры — теперь коровье молоко получают не от коров, а от дрожжей с модифицированной ДНК. По команде человека они выделяют нужные белки, потом животный жир заменяют растительным (одна австралийская компания и вовсе добывает его из отходов углекислого газа), ну а соль, витамины, минералы и сахар насыпать не проблема… Сейчас по этой технологии производят также сыр, творог, йогурт, мороженое и даже яйца.
Мясо. В ход идут всевозможные растительные белки, грибы, насекомые и прочий альтернативный протеин. Но поскольку вкус до 100-процентного все же не дотягивает, технологи сосредоточились на получении мяса из пробирки. Речь — об использовании искусственно выращенных клеток реального животного. Взятые путем биопсии клетки помещают в биореактор, где в специальной среде они разрастаются до обычного фарша или филе (ребрышки для гриля потребителю пока недоступны). Подобным макаром научились получать также рыбу и морепродукты.
ПИЩА АРМАГЕДДОНА
Дэвид Денкенбергер, инженер-механик из университета Аляски, изучает, что будут есть выжившие после апокалипсиса. Даже если ядерная зима уничтожит всю растительность, у людей останутся грибы, которые можно выращивать в пещерах и подвалах. Тусклым светом могут обходиться и морские водоросли. Кроме того, они быстро растут, напоминает ученый.