В столичных семейных центрах детей учат самостоятельности
Более 1,8 тысячи родителей с начала года обратились в столичные семейные центры с вопросом, как помочь ребенку стать самостоятельнее. Для этого необходимо научиться избегать лишней опеки и позволять детям брать на себя ответственность. Подробнее о том, как этого достичь, рассказывает психолог семейного центра «Зюзино» Ксения Глызина.
В столице работают 25 семейных центров, в которых оказывают помощь родителям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Специалисты центров осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. В учреждениях создана служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
В семейный центр обратилась Валентина, мама 6-летнего Даниила. Женщину беспокоило, что сын недостаточно самостоятелен. Например, он отказывается сам застегивать рубашку или убирать игрушки. Родители планировали, что мальчик в этом году пойдет в школу, но сомневались, справится ли он с новой ролью.
Валентине предложили посещать семейные занятия с психологом. На консультациях женщина узнала о возрастных особенностях дошкольников и о том, как правильно поощрять самостоятельность ребенка. Маму вместе с сыном пригласили стать участниками тренинга «Скоро в школу», где специалисты помогают детям психологически подготовиться к школе. На занятиях через игры Даниилу помогли развить навыки общения и стать самостоятельнее.
Спустя месяц занятий Валентина заметила положительный результат. Ребенок теперь сам выбирает одежду перед выходом на улицу, одевается и убирает за собой игрушки.
— Благодаря занятиям со специалистами центра Даня стал более самостоятельным. Теперь он старается справляться со всем сам, научился завязывать шнурки и собирать сумку для прогулки. Я поняла, что не стоит бояться передавать сыну посильные для него обязанности. Стараюсь доверять ему и быть терпимой к ошибкам, — говорит Валентина.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Сформируйте распорядок дня
Составьте список дел таким образом, чтобы ребенок знал, когда и что ему нужно делать. Он запомнит последовательность действий и в дальнейшем будет справляться самостоятельно.
- Старайтесь давать детям больше ответственности
Например, если вы собираетесь в путешествие, пусть ребенок сам соберет свои вещи или, готовясь к пикнику, составит список необходимых вещей. Доверяйте ребенку, но ненавязчиво контролируйте его.
- Избегайте чрезмерной опеки
Возможно, не все будет получаться сразу. Мамам и папам надо проявить терпение и стараться не вмешиваться. Пока ребенок мал, родители могут помогать ему, давать советы. Но по мере взросления позволяйте ребенку сначала самому попробовать справиться с трудностями. Если не получается, решите вопрос вместе.
- Научите детей преодолевать трудности самостоятельно
Покажите ребенку, что есть определенные проблемы, которые сможет решить только он. Например, ссоры с друзьями, братьями или сестрами. Родители здесь могут поддержать советом, если ребенок попросит о помощи.
- Не забывайте хвалить
Если ребенок сделал что-то самостоятельно, без напоминаний, скажите, что гордитесь им, и поблагодарите.
- Игры на развитие самостоятельности
В игре дети приобретают новые навыки, учатся общаться с окружающим миром, ставить себя на место другого человека. Специалисты семейных центров разработали серии игр для развития самостоятельности у детей. Они направлены на улучшение психологических, эмоциональных, интеллектуальных, физических аспектов ребенка. Вот самые интересные программы.
— «Гибкий ум»
В форме игры ребята учатся решать логические задачи, различать фигуры, подбирать слова, запоминать детали. Например, игра «Почтальон». В начале дети пишут или рисуют друг другу послание. Один из детей играет роль почтальона. Тот, к кому он «постучится», должен назвать свой домашний адрес и рассказать, от кого он ждет письмо, описать внешний вид отправителя. Кто справился с заданием, получает письмо. Такие занятия заставляют ребенка запоминать свой адрес, имена и внешность ребят, что способствует развитию самостоятельности.
— «Мое любимое занятие»
Специалисты учат детей, как неинтересное дело превратить в увлекательную игру. Ребята узнают о способах разнообразить рутинные дела. Например, чтобы уборка в квартире прошла с удовольствием, можно представить, что ребенок суперагент и ему надо выполнить секретные задания. Между делами можно устраивать музыкальные паузы и танцевать. Занятия направлены на то, чтобы ребенок с интересом брался за разные дела и мог сам себя заинтересовать и развлечь.
— «Я все смогу»
На занятиях дети участвуют в подвижных и интеллектуальных играх: например, «Спроси и догадайся», «Без слов», «Цыпленок и утенок», «Ловкие ящерицы», «Золотая рыбка», «Разыграй ситуацию». Также дети разыгрывают ситуации, в которых им необходимо принимать решения. Например, ребенок идет домой из школы и видит маленького котенка у дороги. Какими будут его действия и к чему они приведут? Во время игры дети проявляют эмоции, рассуждают и анализируют свои действия. Это серия игр, которые развивают у детей умение самостоятельно преодолевать препятствия и находить выход из разных ситуаций.
— Через игру ребенок приобретает самостоятельность, учится регулировать свое поведение и нести ответственность за принятые решения. А главная задача родителей — поддерживать стремление ребенка к самодостаточности, — сказала Ксения Глызина.
Записать ребенка на занятия, развивающие самостоятельность, можно на портале «Мой семейный центр».
СПРАВКА
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций помощи родителям с детьми: 25 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.