Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«У русских корней есть особая сила»: Сати Спивакова — о традициях, культуре Запада и экспериментах

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«У русских корней есть особая сила»: Сати Спивакова — о традициях, культуре Запада и экспериментах
Сати Спивакова в спектакле «Канарейка» сыграла оперную диву Марию Каллас / Фото: Пресс-служба Театра Наций

В Театре Наций состоялась премьера спектакля «Канарейка», в основе которого — биография оперной дивы Марии Каллас. Исполнительница главной роли Сати Спивакова рассказала «Вечерней Москве» о современном зрителе, недостатках западных театров и отношении к санкциям.

— Сати, вы знали Каллас через одно рукопожатие. Это помогло подготовиться к роли?

— Долгие годы западным импрессарио (представителем. — «МВ») моего мужа был знаменитый музыкальный агент Мишель Глотц. Когда-то он был директором записей Марии Каллас. Он мне много о ней рассказывал, показывал ее личные вещи, письма. Поэтому всегда было ощущение, что я с ней знакома. С одной стороны, это помогает, с другой — это серьезная ответственность. Когда речь не о вымышленном персонаже, артистам свойственно искать максимальную точность. События пьесы разворачиваются в последние три дня жизни героини. Я старалась угадать ее состояние в тот период, когда она жила лишь воспоминаниями.

«У русских корней есть особая сила»: Сати Спивакова — о традициях, культуре Запада и экспериментах Фото: Пресс-служба Театра Наций

— «Канарейка» повествует о певице, лишившейся не только славы, но и голоса. Случалось наблюдать, как артист постепенно теряет свой дар? Насколько такая трагедия — редкость? И близок ли вам этот страх?

— Каллас поняла, что голос пропал окончательно, когда попыталась вернуться на сцену. Это был большой тур в начале 1970-х годов. По сохранившимся записям можно заметить, как ликует народ при виде Каллас. Она каждый день слушала свои записи и старалась заниматься, но дар уже ушел.

Я знала Галину Вишневскую, она ушла со сцены очень молодой, в зените славы. Когда я спросила ее о причинах ухода, она ответила: «Меня никогда не слышали, когда я не в форме и не в голосе. И когда я поняла, что теряю его, не стала ждать, пока это услышат другие. Ушла, чтобы никто и никогда не смог сказать, что я плохо пела». Человеку свойственно стареть, и музыкант подвержен этому максимально. Музыка — это как спорт. Когда расцвет сил позади, человек либо находит возможность трансформировать свой дар в преподавание или найти другую стезю, либо ему остаются лишь воспоминания.

— Угасание Каллас произошло так быстро из-за напряженного графика?

— Каллас рано начала петь, с 15 лет. Она была одаренной и трудолюбивой, поэтому фанатично относилась к этому. При этом как женщина она была абсолютно не реализована, не понимала, что такое быть любимой. И своего человека встретила, когда ей было почти 40. Мария была нежной и ранимой, всегда сомневалась в себе и стремилась к совершенству. Она смогла похудеть на 40 килограммов и «выточить» из себя икону стиля, что вкупе с изнурительным графиком и переездами дало губительные для голоса результаты.

— Вы играли маркизу де Мертей в довольно откровенном спектакле «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре». Как считаете, зритель не тоскует по театру более классическому, без вольностей на сцене?

— Зритель готов воспринимать то, что талантливо. Театр — это не музей, и мы выходим на сцену, чтобы говорить со зрителем современным языком. Люди приходят, чтобы получить живые эмоции, а не ради приманки в виде обнаженных людей на сцене. Посетившие спектакль говорили, что шок это вызывает лишь в первые минуты. Там так выставлен свет, что это не выглядит вульгарно — это красота и пластика человеческого тела, обезличенная красота. Думаю, зритель готов воспринимать современные формы.

Наши молодые режиссеры учились у Запада. При этом у русского театра невероятная актерская школа, традиции, которые и сейчас не теряют силы. Даже голливудские артисты не скрывают, что занимались по системе Михаила Чехова (актер, театральный педагог. — «МВ»). Корни русского театра очень глубоки, и подготовка у наших артистов мощная. В том числе это касается постановки голоса. Иной раз вижу, как молодые зарубежные артисты выходят на сцену и начинают покрикивать, неправильно распределяют силу голоса. Их часто не учат правильной сценической речи, а у нас этому уделяют много часов. Так что именно сила корней, традиции русского театра — фундамент, на котором новые режиссеры могут создавать новые формы.

«У русских корней есть особая сила»: Сати Спивакова — о традициях, культуре Запада и экспериментах Фото: Пресс-служба Театра Наций

— Есть ли что-то, что могут поставить только здесь, а в стране с другим менталитетом — нет?

— В театре каждый раз все зависит от режиссера. Важно, что у нас в России сохранился репертуарный театр. Афиша может обновляться, но некая база сохраняется много лет. Если спектакль востребован, то он будет идти от трех до семи лет, если не больше, и артисты приписываются к определенному театру. На Западе этой системы практически нет. Там пьесы идут по несколько месяцев, ежедневно, около 60 раз. Затем постановку снимают с репертуара. У нас то же количество спектаклей отыгрывают за несколько лет. И для русских людей ходить в театр — традиция.

— Сейчас кинотеатры сокращают число залов. Это может позволить театру привлечь еще больше зрителей?

— За три года в Театре Наций в зрителях я недостатка не заметила. Мне кажется, у театра и кино они разные, так как это разные виды искусства. И мы не получим нового зрителя, если он уйдет из кино. В театре человек, сидящий в зале, — соучастник процесса. Артист смотрит, как реагирует зал, слышит его, чувствует. И может в ходе действия менять подачу, настроение, пристройки, даже амплитуду голоса. Зал и сцена — в постоянном взаимодействии, это живое искусство.

— Для артиста важно не только внутреннее, но и внешнее. Из России уходят многие иностранные компании, которые занимаются косметикой, модными вещами. Вы ощутили на себе их уход?

— Разнообразие брендов — это было замечательно. Но по большому счету это лишь декоративные вещи, а красоту можно создать из всего. Трагедии я в их уходе не вижу. Уверена, что в нашей стране при желании мы можем заместить многое. В России талантливые дизайнеры, им нужны только материалы, сырье. Я больше сожалею не об уходе с рынка каких-то компаний, а о разрыве культурных связей между людьми.

— Вы говорили, что в нынешнем возрасте нравитесь себе больше, чем 20 лет назад и в юности. Значит ли это, что красота раскрывается со временем?

— Раскрывается скорее ощущение себя в пространстве, обретается гармония, вырисовываются четко внутренние мотивации. И начинаешь ощущать себя куда лучше. Сегодня я острее чувствую интерес к жизни. Появились интересные роли, я играю в замечательном театре, у меня много работы. И, конечно, счастливой меня делает семья, ведь мы всегда преодолевали трудности вместе.

— Вы пришли в театр в зрелом возрасте. Насколько сильно волновались и что помогало сохранить уверенность?

— О творческом человеке, который в себе уверен, можно сказать, что он закончился как артист. Полной уверенности в себе не бывает. У меня была хорошая школа, долгий перерыв в театральной деятельности я посвятила в том числе обучению. И было сильное желание. Уверенность — как мышца: ее нужно постоянно накачивать. В ином случае собраться, когда это требуется, будет сложнее.

«У русских корней есть особая сила»: Сати Спивакова — о традициях, культуре Запада и экспериментах Фото: Пресс-служба Театра Наций

— Судя по вашим прошлым интервью, вы по-настоящему восхищаетесь своим супругом Владимиром Спиваковым. В этом ли заключается секрет успешного брака?

— Им нельзя не восхищаться, и чем дольше я с ним, тем сильнее увлекаюсь им. Володе 77 лет, а он продолжает учиться чему-то ежедневно, сохраняет любознательность. Мой муж, перефразируя метафору из стихов Цветаевой, идет по жизни в плаще Ученика. Секрет нашего счастья, пожалуй, в том, что мы даем друг другу нужную свободу. У нас есть время на то, чтобы соскучиться друг по другу.

— Путешествовать по миру сейчас стало труднее. Насколько для вас это важно и ощутили ли вы трудности?

— Легкость передвижения исчезла, но в моих планах в последние месяцы не было поездок. Перелеты для меня были скорее возможностью отдохнуть, когда никто не может до тебя достучаться. Сати Спивакова в Сен-Тропе (Франция).

ДОСЬЕ

Телеведущая и актриса Сати Спивакова родилась 7 января 1962 года в Ереване, в семье музыкантов. Окончила Ереванскую среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1980 году дебютировала в кино, сыграв главную роль в армянском фильме «Лирический марш». В 1984 году окончила РАТИ (ГИТИС).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.