«Пришло время русской классики»: актриса Александра Чичкова — о традициях, военных фильмах и сложных задачах
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПремьерный показ сериала «С небес на землю» состоялся на телеканале «Россия 1». Одну из ключевых ролей в нем сыграла Александра Чичкова. Актриса рассказала «Вечерке» об актуальности русской культуры, современности и минусах школьного образования.
— Александра, что запомнилось на съемках сериала? Кого вы сыграли?
— Съемки проходили в Москве и Подмосковье. В очень теплой компании: прекрасный режиссер, замечательные партнеры. Я играю женщину по имени Адель, которой удается в семейной жизни найти компромисс и принять мужа таким, какой он есть — ради сохранения отношений. А когда ее подруге тяжело оттого, что разрушается семья, Адель протягивает ей руку помощи.
— Александра, в спектакле «Без вины виноватые» вы играете провинциальную артистку Нину Коринкину. Сложная ли задача: актрисе сыграть актрису?
— Сложность была в другом. Актер должен всегда смочь оправдать поступки своего персонажа. Коринкина - скорее, отрицательный герой. Все актрисы, как и все женщины — разные, и поступки Коринкой были мне не понятны. Во время репетиций мы с режиссером Александром Викторовичем Коршуновым подолгу обсуждали мою героиню. Я ему говорила: «Не смогу ее сыграть до тех пор, пока не пойму, что ей движет, почему она ведет себя именно так». Нужно было понять ее, выяснить, почему она совершает те или иные поступки. В итоге я смогла ее для себя оправдать, так как поняла, что плохие поступки моя героиня совершает не от злости, а потому что искренно так чувствует. Любит и дорожит своей профессией и театром. И в итоге, все ее интриги приводят к счастливому финалу.
— Театр «Сфера» чаще всего ставит классику. На ваш взгляд, сейчас необходимо уделять больше внимания русским драматургам?
— Я считаю, что всегда нужно уделять время русской классике, а сейчас особенно. Наш репертуар формируется на основе драматургии и литературы высокой художественной пробы. Чехов, Островский, Горький, Вампилов, Розов, Шукшин, Толстой — это преимущественно русская и советская классика. В театре должно быть больше классических пьес, это важно и для образования наших детей. При этом, хотелось бы, чтобы режиссеры не коверкали классические произведения. В нашем театре так не поступают.
— Одно время было популярно «осовременивать» пьесы, переносить их действие в наши дни. На ваш взгляд, это не оправдано?
— Это и сейчас популярно во многих театрах. На мой взгляд, это возможно, только в том случае. если классику при этом не опошляют, как происходит в большинстве таких попыток. Мы должны сохранять русскую культуру, а не разрушать. Мне нравится играть прошлое, то время, которое прописано в пьесе, погружаться в него. И в кино тоже люблю сниматься в исторических картинах. Это интересная профессиональная задача. Классику надо ставить, не изменяя классическому подходу, но так, чтоб было понятно современному зрителю. Это очень сложно, но это умеет Александр Коршунов.
— Заметил, что замечательного писателя Максима Горького незаслуженно забывают, хотя его пьесы очень злободневны. Посмотрел в вашем театре «Дачники» и не поверил, что пьеса — 1904 года. Как вы относитесь к тому, что в последние годы в России чаще в прокате были иностранные фильмы, а в театре — иностранные пьесы?
— Есть много замечательных иностранных фильмов и зарубежных пьес. Русская классика известна во всем мире. Горький очень современен, каждый раз играя «Дачники», я в этом убеждаюсь. Я вообще пришла к выводу, что история циклична. И поэтому все великие пьесы — вне времени и всегда современны. И важно, чтобы дети знали классику. Меня поразило то, что моей старшей дочери классе в пятом или шестом на лето не дали список литературы для чтения, как в наши детские годы. Слава Богу, у меня ребенок разумный, сам читает. А что, кроме школы, должно образовывать? Это театр, который способен привить любовь к настоящей классике. У нас в «Сфере» есть образовательная программа «Театр в школе» и наша заведующая литературной частью часто приезжает из образовательных учреждений с большим удивлением, что дети не знают многих известных писателей. Мы обязаны просвещать и прививать любовь к русской классике.
— Как вы относитесь к «отмене» русской культуры за рубежом?
— Думаю, это ужасно. Культура — это то, что было всегда незыблемо: Пушкин, Чайковский, Достоевский, Чехов, Бунин, Булгаков. И то, что в некоторых странах этих авторов запрещают, не поддается никакому объяснению. В любые времена культура была международной.
— Вы играли медсестру в сериале «Штрафбат», связистку в фильме «Звезда». Тяжело играть в фильмах про войну? Не бывает так, что размывается граница между кино и реальностью, и бывает по-настоящему тяжело, страшно?
— Конечно бывает. Тема Великой Отечественной войны мне очень близка, так как мой папа прошел всю войну. Он бился за Сталинград, дошел до Берлина. Был ранен. Я — поздний ребенок. И любое соприкосновение с этой темой для меня ценно и свято, это память. Про войну — не бывает легкого материала. Поэтому чем глубже роль, тем больше в нее погружаешься. Сниматься в таком кино — большая честь. «Штрафбат» и «Звезду» вспоминаю с большой теплотой.
— Еще вы были продюсером фильма «Батальон». А почему фильмы о войне сейчас так важно снимать, смотреть? И можете ли вы себе представить, что когда-нибудь сниметесь в фильме о текущих событиях в мире, возможно, происходящих на Донбассе?
— Я думаю, что будет снято много фильмов о текущих событиях. Поэтому, конечно, такое возможно. Я не люблю ничего загадывать. Мы живем здесь и сейчас. А что будет дальше, кто знает. Что касается «Батальона», это был сложный проект, а я люблю почти неразрешимые задачи. Снимали фильм летом в Адыгее на 40-градусной жаре; там были танки, военная техника, большое количество массовки. Нельзя сказать, что я специально бралась за военную тему. Просто так сложились обстоятельства. Это был не простой опыт, но я благодарна за него. И у нас все получилось! В 2020 году драма «Батальон» получила профессиональную премию АПКиТ (Ассоциации продюссеров кино и телевидения) за «Лучший мини-сериал (1-4 серии)»
— Говорят, на детях великих актеров природа отдыхает. Но раньше был популярны трудовые династии: сталеваров, машинистов, например. А чем хуже актеры? Как вы считаете: стоит ли детям великих артистов идти по их стопам?
— Я считаю, что никого не надо заставлять заниматься тем, чем он не хочет. С тем, что «природа отдыхает», я не согласна. Вот взять актерскую династию Еланских-Судаковых-Коршуновых — нельзя сказать, что кто-то из них обделен талантом. Считаю, что традиции важны во всем. Династия — тоже традиция. Но если у ребенка не лежит душа к профессии, его нельзя заставлять в нее идти. Тут дело в другом: когда ребенок растет, он видит, чем занимаются его бабушка, дедушка, мама, папа. И его начинает тянуть в их мир. Мне кажется, глупо говорить о том, что не стоит идти в профессию из-за того, что у тебя талантливая мама или папа.
— Были ли вы за рубежом в театрах? Сравнивали ли с нашими — московскими, российскими?
— Нет. Когда я не понимаю язык, мне очень сложно смотреть постановку. Если даже спектакль идет с субтитрами — это не то. Я должна понимать, о чем говорят герои.
ДОСЬЕ
Александра Чичкова родилась в Москве 26 марта 1978 года. В 1999 году окончила курс Юрия Соломина в Высшем театральном училище имени Щепкина. С 2001 года и по настоящее время работает в театре «Сфера». С 1999 года активно снимается в кино, в том числе в проектах «Трое против всех», «Штрафбат», «Самый лучший вечер», «Шериф» и других.
Назвала дочь в честь бабушки
Основательница театра «Сфера» Екатерина Еланская — бабушка Степана Коршунова, супруга Александры Чичковой. Она хотела, чтобы ее правнучка взяла фамилию Еланская, когда той исполнится 16 лет. Степан и Александра назвали свою дочь Катей, в честь Екатерианы Ильиничны, но не настаивают на том, чтобы та сменила фамилию. Решение будет принимать сама девушка.
Секрет личного счастья
Александра и ее супруг Степан Коршунов вместе уже больше четверти века. А познакомились они в 17 лет.
«Главное в отношениях — доверие. Если оно есть, то ничего не страшно, — рассказывает актриса. — В профессии мы сейчас немножко разделились: я остаюсь актрисой, а Степан полностью переключился на кинорежиссуру. Он часто уезжает. Но я повторюсь: в такой ситуации главное — доверять».
Творческая семья
Близкие родственники Александры — люди творческих профессий. Так, дед Чичковой был реставратором, отец Василий Чичков — драматургом. Он основал журнал «Современная драматургия». Мать Екатерина работает в Институте мировой литературы имени Максима Горького, занимается изданием книг. Дядя актрисы — композитор Юрий Чичков. В детстве сама Александра Чичкова много времени провела за кулисами Ермоловского театра, там ставились пьесы ее отца-драматурга.
Скромная свадьба
Поженились Александра и Степан без особых торжеств. Свадьба прошла в один день с друзьями пары — с разницей в пять минут. Молодожены расписались и поздравили друг друга.
Любимое дело — ремонт
Актриса отлично умеет пилить, шкурить, строгать, красить. Она сама делает детскую мебель, новогодние игрушки.