Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Юрий Башмет: Москва — культурная столица мира

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Юрий Башмет: Москва — культурная столица мира
Юрий Башмет первым в мире дал сольные альтовые концерты в ведущих концертных залах / Фото: Из личного архива Юрия Башметова

Основатель ансамбля «Солисты Москвы» — лауреат «Грэмми», музыкант, который впервые в мировой исполнительской практике дал сольные альтовые концерты в самых культовых залах и неизменно являлся первопроходцем, на все вопросы о своей блестящей карьере отвечает, что это судьба и удача. Просто неординарный человек на своем месте — народный артист СССР, дирижер и солист Юрий Башмет.

Мы заглядывались на Марину Влади с Высоцким под окном

— Юрий Абрамович, расскажите о своих впечатлениях от столицы, когда вы сюда приехали еще совсем молодым парнем.

— В юности у меня была цель поступить именно в Московскую консерваторию. И все получилось — я попал к профессору Борисовскому Вадиму Васильевичу, заведующему кафедрой, практически императору альта в Советском Союзе, а когда его не стало, через год, оказался у Федора Серафимовича Дружинина, так что все мои впечатления прежде всего шли от людей в этом городе, а не от архитектуры.

Из консерватории я обычно шел пешком к себе в общежитие на Малой Грузинской, или же мы с друзьями в складчину брали такси за 23 копейки, или просто садились в 116-й автобус, и это было своего рода знакомство с Москвой, хотя впервые я сюда попал еще десятилетним мальчиком, когда мы с мамой по дороге в Пермь к ее родственникам заглянули на показ к Дружинину. Он меня послушал, сказал маме: «Вы хотите его оставить в ЦМШ? По уровню подготовки он более чем достоин. Но если его так хорошо учат во Львове, пускай и продолжает там обучаться, живя дома, а не в интернате. А потом пусть приезжает, я его возьму». Он, конечно, был гениальным учителем, я его каждый день вспоминаю. И он давал дельные советы не только музыкального толка.

Москва нас, студентов, только радовала. Помню, как мы с балкона наблюдали, как из соседнего дома выходит Владимир Высоцкий с красавицей-блондинкой Мариной Влади, садится в свой роскошный мерседес… Мы гордились, что живем рядом с таким человеком — талантливым, который еще и знаменитую француженку себе отхватил (улыбается). А потом спускались к себе в полуподвальное помещение, где репетировали, читали с листа квартеты Бетховена, Моцарта… В полночь нас пытались выгнать, но мы подкупали женщину-охранника шоколадкой.

Наш город люблю в полном объеме

— Где любите гулять, если выдается свободное время?

— У меня не бывает такого. Конечно, любимый район возле консерватории, если нужно перекусить, забегаю в «Кофеманию», расположенную по соседству. Очень нравится район возле Елоховской церкви, Патриаршие пруды, бульвары. Но хотя бы из окна автомобиля я всетаки наблюдаю, как столица изменяется в лучшую сторону. Буквально на глазах хорошеет, обзаводится новыми линиями метро, транспортными развязками. Частенько из аэропортов я еду к себе в дом на Николиной Горе и могу оценить качество дорог.

А недавно сидел на карантине в номере «Президент-отеля» и из окна наблюдал, как активно живет набережная. Все это невероятно! Раньше так по городу не гуляли. Между прочим, я не согласен с тем, что многие восхищаются в первую очередь Санкт-Петербургом, притом что Москва ничуть не хуже. Часто слышу, что город на Неве — культурная столица нашей страны. Я не против подобного высказывания, но стоит добавить, что Москва тоже культурная столица, но уже мира. Вот и вся разница.

Юрий Башмет: Москва — культурная столица мира С «Солистами Москвы» / Фото: Из личного архива Юрия Башметова

— Вспоминается, как писал художник Репин критику Стасову: «Разношерстность» привлекательна: в отличие от «казенного» и официального Петербурга, где «нет форм народного интереса», в Москве «больше народной жизни; тут народ чувствует себя как дома, чувство это инстинктивно переходит на всех, и даже приезжим от этого веселее — очень приятное чувство».

— Понятно, что в Питере блестящая архитектура, замечательные музеи, театры, великолепные оркестры, дирижерская школа, но там, на мой взгляд, как-то холодно, а Москва — теплая и действительно гораздо более разнообразна, эклектична, и в ней есть Кремль, наконец. А в последнее время благодаря инициативам команды мэра стало так много комфортной окружающей среды вне собственной квартиры — все эти ухоженные парки, скверы, кафе и рестораны с панорамным остеклением, позволяющим словно бы слиться с улицей. Очень это выглядит гармонично. Такого много в европейских городах, и Сергей Семенович мне говорил, что все лучшее, что он отметил в своих поездках, желает привнести в жизнь дома. Помоему, тогда рассказывал мне про Амстердам. И вот эта идея единства, она замечательна в любой области. Еще Рихтер хотел на «Декабрьских вечерах» стереть грань между музыкантами и публикой, чтобы люди сидели и в зале, и на сцене — и таким образом проникались музыкой более интимно.

— С вашим гастрольным графиком, уверена, мало найдется мест, где бы вы не были, но при этом вы все равно Москву считаете лучшим городом Земли…

— Естественно. Неслучайно же родилась постановка «Свидание в Москве». Москву я люблю в полном объеме. В ней можно состояться, и она прекрасный трамплин для тех, кто планирует идти дальше.

Экология и искусство ближе, чем кажется

— Если бы вам предложили сыграть в игру «Капсула времени», то какой совет-наставление вы бы вложили в бутылку, которую вскроют, скажем, уже через четверть века — в середине XXI столетия?

— Знаете, когда я давным-давно впервые прилетел в Японию, то Токио был весь покрыт жутким смогом, было трудно дышать. Да и улицы не отличались чистотой — ветер поднимал мусор с тротуара. С тех пор многое изменилось. Я нередко прилетал в страну с гастролями и помню, как вдруг воздух стал чистым. Оказалось, всех жителей обязали ставить фильтр на машины, иначе брали гигантский штраф. Кроме того, стали строго следить за уборкой улиц. Однажды я вышел из отеля покурить и не нашел, куда выбросить бычок, пока ко мне не подошел вежливый полицейский и не предложил мягкую пепельницу, которую он вынул из кармана. Это я к тому, что любая культура начинается с мелочей, с заботы о природе. От этой проблемы нельзя отмахиваться. Экология и искусство близки. Это все про внутреннюю мобилизацию.

Солист может есть в ресторане

— Вы были знакомы с великими маэстро прошлого, кто из них на вас повлиял в значительной степени?

— Я бы не стал выделять кого-то конкретно — каждый по-своему. И Святослав Рихтер, и Тихон Хренников, и Альфред Шнитке… И сегодня это Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Наталья Гутман, Гидон Кремер. О каждом из них я могу долго рассказывать. Гидон, например, выручил меня своим фраком на гастролях в Германии, за что я был ему невероятно благодарен. А еще за рекомендацию, чтобы не экономил, не питался, как все музыканты, консервами, а шел есть в ресторан, поскольку солист (улыбается).

— Рихтер вам говорил, что солист — это тот, кто стоит.

— Верно. Теперь часто сидя играю и думаю, если судить порихтеровски, то я уже не солист (улыбается). Знаете, как бы там ни было, на мое становление в большей мере, несомненно, повлияли родители. Затем первые педагоги, которые правильно ставили мои руки, что важно. Айзек Стерн — легендарный скрипач, когда мы с ним впервые репетировали в Париже, я очень волновался, а он сказал: «У тебя лучшая правая рука в мире, которую я только видел». Вот такой получил тогда комплимент. А еще от Ростроповича — мы часто играли вместе три квартета Шостаковича, позже «Дон Кихота», где альт — Санчо Панса, а виолончель — Дон Кихот, и он признавался: «Сыграю с тобой, а потом на полгода всем запрещаю альтовые анекдоты» (виртуозно имитирует интонацию Мстислава Леопольдовича).

Юрий Башмет: Москва — культурная столица мира За дирижерским пультом на открытии Московского международного джазового фестиваля / Фото: Из личного архива Юрия Башметова

Байка о Ростроповиче и рабочем

— Вы много чего делаете для города: создали и возглавили два оркестра, при вашем центре действует открытая школа музыки для людей любого возраста и профессий…

— И есть потрясающие истории, например, мужчина лет пятидесяти привел учиться играть на фортепияно свою дочь и так увлекся сам, что в короткий срок уже прилично освоил инструмент — когда я в его исполнении случайно услышал Шопена, то был поражен. Еще не могу не сказать, что Сергей Семенович с энтузиазмом поддержал мою идею ежегодного зимнего фестиваля искусств, который проходит на разных площадках города.

Кроме того, я участвую в проекте «Открой Моспром» — даю концерты на промышленных предприятиях мегаполиса. В связи с этим вспоминается смешной случай, произошедший с Ростроповичем. В советское время он играл в обеденном перерыве на заводе, и к нему в какой-то момент подошел с бутербродом рабочий и громко пригрозил, что если тот не уйдет, поскольку мешает есть, то он его просто убьет. На что не лишенный юмора Мстислав Леопольдович ответил, обращаясь к аудитории: «Бах написал шесть сольных сюит. Я сыграл только первую. Если будете шуметь и плохо себя вести, то я вам сыграю их все» (улыбается).

А если серьезно, то возрождение таких вечеров на фабриках — отличная идея. Я был в самых дальних уголках страны и поражался, когда в Новом Уренгое ко мне после концерта подошел главный инженер завода и поделился, что увлекается классической музыкой, а в Магадане рабочий поразил знанием того, что Шуберт — именно тот композитор, который ни разу не услышал свою симфонию живьем.

— Как детям прививать любовь к классике?

— Тут нет готового рецепта. Отец Паганини запирал его на пять часов без еды, чтобы тот только занимался, а папа Моцарта совсем его не заставлял сидеть с инструментом. Если суждено, то что-то проснется, но почву должны подготовить родители. Я в детстве и ножи метал после просмотра «Великолепной семерки», и фехтованием занимался после прочтения «Трех мушкетеров», и на гитаре во дворе бренчал — так было принято. Мама была всячески за хобби вне школы и при этом мудро меня направляла, даже видя, как я в слезах пиликаю на скрипочке, когда мои товарищи за окном гоняют мяч. Так что, как говорил педагог Столярский в Одессе: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы!»

— Вы давали мастер-классы по всему миру, ныне, обучая отечественные юные дарования, можете сказать, что отличает российских музыкантов?

— Одаренные личности есть везде, но у тех же французов школа не слишком сильная, итальянцы все музыкальны, но с лимитом — нет ощущения простора, длительности высказывания. У наших же потенциал безграничный, и талантов все равно больше, даже исходя из протяженности территории. Я сейчас репетирую с симфоническим юношеским оркестром, это — победители конкурсов в своих городах. Они там выиграли, чтобы приехать и держать конкурс в столице. Два года назад на нашем прослушивании было 850 человек на место. Отбор строгий, но видно, сколько способных ребят. Так что смена есть.

— Каким вы видите будущее нашей культуры?

— Что получится, мне трудно предвидеть, но могу сказать, что хотелось бы. Поскольку мы вообще движемся в правду и в искренность, то таким образом явно будет повышаться уровень академического образования — для этого созданы все условия, будут проходить всесезонные фестивали с мастер-классами. Так что у нас свобода не превратится в анархию.

ДОСЬЕ

Башмет Юрий Абрамович, альтист, дирижер, педагог, общественный деятель. Родился 24 января 1953 г. в Ростове-на-Дону. Выпускник Московской консерватории, где сегодня является профессором и завкафедрой. Основатель и дирижер ансамбля «Солисты Москвы», худрук оркестра «Новая Россия», основатель единственного в РФ Международного конкурса альтистов, худрук фестиваля музыки и живописи «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», основатель Международного благотворительного фонда, присуждающего ежегодные премии им. Д. Шостаковича за достижения в области мирового искусства. Играет музыкально-литературные программы совместно с прославленными актерами, снимался в кино, вел телепрограмму, выпустил в свет книгу.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.