Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Макаревич и Шевчук потеряли связь с реальностью»: Вадим Самойлов — об уехавших артистах, спецоперации и творчестве

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Макаревич и Шевчук потеряли связь с реальностью»: Вадим Самойлов — об уехавших артистах, спецоперации и творчестве
Фото: Из личного архива Вадима Самойлова

Этой осенью рок-музыкант Вадим Самойлов представит первый сольный альбом после завершения проекта «Агата Кристи» в 2010 году. В настоящий момент он активно поддерживает военную спецоперацию и выступает с концертами для российских бойцов. Артист рассказал «Вечерке» о выступлениях в Донбассе, гражданской позиции и современных исполнителях.

— Вадим, расскажите, что ждать поклонникам, о чем будут новые песни?

— Названия у альбома пока нет. В нем будет более 15 композиций на философские, жизненные темы. И, конечно, в них будет отражена история, связанная с сегодняшним днем — военная спецоперация. Нового музыкального стиля я не искал — это отголоски всего того, что меня сформировало: парафразы советских композиторов, музыка из советских фильмов, международный арт-рок. Я не претендую на какой-то новый музыкальный стиль, но претендую на высказывание, в большей степени гражданско-философское.

— Вы часто выступаете перед нашими военнослужащими. Например, недавно были в Крыму. Как проходят такие встречи?

— С армией мы дружим давно: бывали в Сирии, много раз посещали Донецк, Луганск. Сейчас тоже продолжаем ездить по воинским частям. Недавно у нас были выступления в Ялте и Севастополе, после чего заехали на авиабазу в Бельбек и на авиабазу в Джанкое. Встреча с военными — это, конечно, всегда больше общение, чем концерт. Оно занимает по несколько часов: общаемся с командирами, личным составом, раздаем автографы, фотографируемся. Это целый день, когда наши военнослужащие получают хорошую порцию позитива и уважительного к ним отношения. Я считаю, что это очень важно.

— Как вы считаете, обязан ли рок-музыкант открыто выражать свою гражданскую позицию сейчас? Многие артисты принципиально отказываются говорить о политике, так как боятся потерять поклонников.

— Дело здесь не в рок-музыкантах. Есть люди, которые внятно выражают свою позицию, а мы можем судить — правильная она или нет. Я считаю, что на сегодняшний день абсолютно правильная гражданская позиция — патриотичная. А наши оппоненты, осуждающие спецоперацию, — либо не хотят, либо не могут разбираться в политических или гражданских процессах. Любому здравомыслящему человеку, который с 2014 года наблюдает за этой трагедией, очевидно, кто зачинщик конфликта — это Украина, кто из-за этого пострадал, и зачем сейчас нужна спецоперация. Но часть людей инфантильные: им просто не интересна политика. Другие — боятся потерять место работы или зрителя. Но если ты чувствуешь себя гражданином — ты можешь высказываться. А должен ли? Я придерживаюсь такой точки зрения: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

— Вы говорили, что Андрею Макаревичу* и Юрию Шевчуку поменять свое оппозиционное мнение и оценить ситуацию мешает «звездная болезнь». Поясните, а как это связано?

— У популярных людей из творческой интеллигенции зачастую случается такая форма звездной болезни, которая приводит к переоценке своего разума, интеллекта, понимания жизни. Человек начинает считать себя особенным, а всех остальных дураками, быдлом. Я сталкивался с такими проявлениями у большого количества деятелей культуры – это общее заболевание. Нежелание, неумение адекватно оценивать реальность — одно из проявлений звездной болезни конкретно для этих людей.

— А что вы думаете о том, что группы «Би-2», «Сплин», Земфира и другие артисты, которые раньше особо не высказывались о политике, стали осуждать нашу страну?

— В 2015 году на концерте в Грузии Земфира держала в руках украинский флаг. А я в ту пору находился в Луганске, и под этим флагом мирный город забрасывали авиационными бомбами. Тогда я призвал ее расшифровать свои действия, но она так ничего и не прокомментировала. Земфира выражает что-то символами, но ничего не объясняет. Что касается «Би-2», то эти ребята раньше заявляли о своей аполитичности, но на самом деле они лукавили.

«Макаревич и Шевчук потеряли связь с реальностью»: Вадим Самойлов — об уехавших артистах, спецоперации и творчестве Фото: Из личного архива Вадима Самойлова

В их видеоклипах есть намеки на оппозиционное содержание. Участники коллектива в своих личных ресурсах позволяли себе очень много критических замечаний против государства и спецоперации. По собственности глупости они отказались выступать в Омске (на фоне баннера «Za президента!». — «МВ»), и это вывело их на чистую воду. А Саша Васильев из «Сплина» ничего экстравагантного не сказал: он заявил, что сожалеет о том, что на концерт не могут приехать музыканты, которые покинули страну. Но при этом он сам выступает у себя на Родине и сожалеет, что наше рок-н-рольное братство рассыпалось.

Я тоже сожалею, что достойные деятели культуры оказались по другую сторону баррикад. И очень надеюсь, что и Гребенщиков, и Макаревич*, и Шевчук рано или поздно смогут разобраться и прозреть.

— Поклонники поддерживают вашу позицию?

— Единицы откололись, но большинство остались. Даже если бы огромное количество людей откололось, все равно — это моя позиция, я ее высказываю. Это мой гражданский долг быть честным перед людьми и собой. Мы все-таки рокеры и славимся наличием принципов.

— Что вы думаете о том, что на Западе сейчас принято ругать Россию, но тем не менее находятся артисты, которые поддерживают нас. Например, Роджер Уотерс из «Пинк Флойд» недавно заявил, что НАТО спровоцировало украинский кризис.

— Роджер Уотерс относится к числу интеллектуалов с широким кругозором, знанием истории и пониманием сути вещей. Он уже много лет критически высказывается о политике западного мира, и в частности об Америке. А сейчас, говоря об Украине, — он по сути дела занимается просветительской работой.

— Популярных сегодня молодых исполнителей обвиняют в пропаганде нездорового образа жизни. А были ли такие претензии в свое время к «Агате Кристи»?

— Конечно. «Агата Кристи» была красной тряпкой! Но у нас не было пропаганды нездорового образа жизни, как, например, в текстах песен у современных рэперов. У молодых исполнителей сейчас, к сожалению, есть такой посыл — «гуляй-прожигай жизнь». А мы оперировали культурными понятиями, эзоповым языком. Строчка в нашей песне «Опиум для никого» «будем опиум курить» — это отсыл к Александру Вертинскому. А «вино и гашиш» в «Моряке» отсыл к морским рассказам XIX века. Всерьез воспринимать это не стоило. Но в ту пору люди уже на автомате ошибочно домысливали, что даже такие безобидные наши песни, как «Ковер-вертолет» — про наркотики. Сейчас на массовых мероприятиях я, конечно, этих песен избегаю.

— В одном из интервью вы говорили, что помирились с братом Глебом (экс-солистом «Агаты Кристи». — «МВ»), а суды по поводу авторских прав на песни остались в прошлом. Вы общаетесь сейчас с братом, несмотря на то, что у вас противоположные политические взгляды?

— Мы не общаемся. Единственная база для нашего общения — это мама и ее здоровье. Мы с Глебом интроверты. Мне очень дорого время, когда я сижу один дома и молчу. И мой брат такой же. Он закрытый человек, у него свой внутренний мир. Мы даже во времена «Агаты Кристи» друг к другу в гости не ходили. Сейчас выступаем по отдельности. И Глеб может петь любые песни «Агаты», и я. Вновь соединяться нет никакого интереса ни с его, ни с моей стороны. У меня репертуар «Агаты» уже отходит, тематика песен становится другая — в ней больше личной позиции.

— Многие артисты сейчас жалуются на тяжелое финансовое положение. На вас как то повлиял кризис, пандемия?

— Так совпало, что я как раз перед началом пандемии отправил свой коллектив в досрочный отпуск и занялся созданием альбома. Так что ничего неожиданного не произошло. Я не селебрити, не веду многомиллионный образ жизни, у меня нет самолетов, особняков, которые нужно обслуживать. У меня все в жизни просто. Большинство артистов, кроме Баскова, Киркорова и подобных, живут от зарплаты до зарплаты, от концерта до концерта. Я считаю, что деятель культуры не должен сильно отрываться от среднего уровня в своей стране.

— А закрытие границ как-то повлияло?

— Мы крайне редко гастролировали заграницей. Наши селебрити рассказывают, что у них якобы туры по Америке, но не надо вводить людей в заблуждение: концерты по русскоязычным диаспорам — это тоже самое, что и концерты по России. Ничего там нового нет. Мне наплевать на западные гастроли. А вот гастроли по городам Донбасса и нашим военным госпиталям меня заботят намного больше.

— А отдыхать за границу не выезжаете?

— Я уже насмотрелся там всего. Заграница исчерпывается: походил, поднялся на гору, встретил рассвет. И все. А у нас в стране достаточно мест — есть чем заниматься, что посмотреть.

«Макаревич и Шевчук потеряли связь с реальностью»: Вадим Самойлов — об уехавших артистах, спецоперации и творчестве Фото: Андрей Любимов / АГН Москва

ДОСЬЕ

Вадим Самойлов родился 3 октября 1964 года в Екатеринбурге, после вместе с родителями переехал в Асбест. В 1987 году окончил радиотехнический факультет Уральского политехнического института. В 1988 году вместе с Александром Козловом и Петром Маем создал группу «Агата Кристи». Позже к коллективу присоединился брат Вадима – Глеб Самойлов. В 2010 году группа прекратила существование. Вадим продолжает выступать с собственным коллективом.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

— Как вы считаете, есть ли артисты, которые сейчас пиарятся на спецоперации?

— Чужая душа потемки. Меня как-то спрашивали по поводу нового артиста SHAMAN, у которого есть песни Я русский», «Встанем», он и гимн России исполнял. Я не знаю, продюсерский ли это проект или этот парень действительно сам сочиняет песни. Но даже если в этом было бы какое-то лукавство — все рано то, что он делает — это полезно. Когда на большой формат выходит патриотика — это замечательно. Ничего зазорного здесь нет.

— В последнее время ваше имя все чаще появляется в прессе. Зовут вас на интервью блогеры, приглашают на ток-шоу?

— Я отказываюсь от всех телешоу, где препарируется чужая жизнь. Моя позиция такая: не судите, да не судимы будете. Но я всегда готов высказываться об общественно-политической обстановке и специальной военной операции.

— Почему распалась «Агата Кристи»?

— «Агата Кристи» не распадалась — это было взрослое решение двух взрослых людей (вместе с братом Глебом Самойловы) идти дальше разными путями.

— Есть ли ностальгия по временам, когда «Агата Кристи» была суперпопулярной?

— Отвечу словам Эльдара Рязанова: «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать». У меня ностальгии нет. Рок-музыканты философски относятся к жизни и понимают смысл своего пути. Есть только небольшая ностальгия по молодости, легкое сожаление.

— Что вы думаете о современной молодежи?

— С молодежью нужно работать. Им никто толком не объясняет, что сейчас происходит в мире. Мне приходится разъяснять, когда украинский конфликт начался, разжевывать как это было, показывать фотографии с мест, которые я своими глазами видел. Нужно вести дискуссию на равных.

* — признан в России иностранным агентом.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.