Лапта как русский ответ бейсболу
И есть уверенность, что теперь национальные виды игр и единоборств ждет если не расцвет, то как минимум серьезный подъем. В Парке дружбы, рядом с которым я живу, почти каждые выходные играют в бейсбол. В основном — иностранцы.
А вот в русскую лапту в наших городах по чему-то никто не играет. Почему они хранят свои традиции, а мы нет?! Помню, наш тренер по легкой атлетике Анатолий Николаевич каждый четверг приводил всех в восторг. В этот день была игровая тренировка. Он раздавал нам деревянные, грубо вырезанные из толстой доски биты и теннисные мячи. И мы рубились в лапту. Какой там бейсбол! Бейсбол отдыхает.
В лапте правила проще и жестче. Лишь много лет спустя я прочитал очень правильное описание одного из этнографов. «Русская игра лапта есть особенный род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличными качествами игрока, или, лучше сказать, бойца».
Между прочим, наш великий писатель Виктор Астафьев был твердо уверен в том, что лапта способствовала победе в Великой Отечественной: «На войну Колька ушел и погиб смертью честного бойца, потому что в лапте никогда не хлюздил». То есть не трусил, не жульничал и старался прикрыть своих.
А городки! В пору моего детства площадки для городков были буквально на каждом стадионе. Мы, пацаны, с восторгом наблюдали, как взрослые мужики выкладывают фигуры — «коленчатый вал», «серп», «письмо», «пулеметное гнездо», «ракетка». Иногда дядьки давали нам биту. Мы метали, но разбить фигуру с первого раза на моей памяти не смог из нас никто. Это не в кегельбане шары после пары пива гонять. Тут и глазомер нужен, и точность, и большой опыт. Недавно с огромным удивлением узнал, что городошные площадки в Москве сохранились — в «Коломенском», на стадионах «Вымпел», «Красный Октябрь», «Комета». И мужики все так же, как в моем детстве, собираются и бросают биты. Кстати, в отличие от кегельбана, пивасик на таких площадках пить не принято. Потому как бессмысленно — в фигуру просто не попадешь! Развивать национальные виды спорта можно и нужно.
Дело тут даже не в пропаганде здорового образа жизни, хотя и в нем тоже. Куда важнее тот факт, что городки, гиревой спорт, хоккей с мячом воплощают русский дух. Позволяют вспомнить, кто мы и откуда пришли. Повышают в этом глобальном мире уровень национального самосознания. Если ребенок будет заниматься не каким-нибудь софтболом, а лаптой, то скорее поймет, что он русский. Национальные виды спорта часто сложнее импортных.
Помню, Вячеслав Фетисов, тогдашний министр спорта, приехал открывать чемпионат мира по русскому хоккею в Кемерово. Побегав с клюшкой по полю (а оно размером как раз с футбольное!), знаменитый хоккеист, отдышавшись, признался:
— Тяжеловато. Ну и расстояния... В русский хоккей могут играть только богатыри! В общем, не стесняйтесь лапты и кулачного боя. Свое — оно как-то роднее. И лучше.